Шнекороторный вездеход

Шнекороторный вездеход, шнекоход — вездеход, движение которого осуществляется посредством шнекороторного движителя. Конструкция движителя представляет собой два винта Архимеда из особо прочного материала. Вездеход обладает уникальной проходимостью в условиях грязи, снега и льда, хорошо показывает себя в качестве водоходного движителя (на амфибийных машинах), однако обычно непригоден для езды по асфальту или бетону.
Шнекороторные движители вездехода наносят урон природе. В России появление шнекохода относят к 1900 году, когда русскому изобретателю Ф. Дергинту был выдан патент на сани, приводимые в движение шнеком. Первый шнекоход изобретён в 1868 году Якобом Моратом .
Применение
DAF AmphirolШнекороторный вездеход DAF Amphirol, построенный в 1966 году. На суше развивал до 35 км/ч, также мог плавать.
Armstead Snow Motor «Fordson Snow Devil» (США)Единственный серийный американский шнекоход, строился в 1920-х годах компанией Armstead Snow Motor на базе тракторов Fordson. До наших дней дошло как минимум три экземпляра (два из них находятся в частных руках).
ШН-67 «Шнек» (СССР, 1967)Первый шнекоход разработки ЗИЛ (как и его наследник, опытный ШН-68). Эти два шнекохода дали начало мощному аппарату ЗИЛ-4904.
ГПИ-16 (СССР)Мотонарты лаборатории снегоходных машин Горьковского политехнического института. Машина совершенно классической для снегоходов компоновки, только вместо ведущей гусеницы у неё два винтовых движителя противоположного вращения. Двигатель от «Иж-Планеты» мощностью 12 л.с. Таких странных снегоходов было спроектировано и выпущено довольно много (каждой модели - по экземпляру), но широкого распространения они не получили).
ЗИЛ-2906, ЗИЛ-29061Шнекороторный снегоболотоход вездеход ЗИЛ-2906 конструкции В. А. Грачёва состоит на вооружении подразделений российской Федеральной авиационно-космической службы поиска и спасения.
К месту использования вездеход доставляется на поисково-эвакуационном вездеходе ЗИЛ-4906. После усовершенствования получил индекс 29061.
ЗИЛ-4904Шнекороторный снегоболотоход вездеход ЗИЛ-4904 построен в 1972 году, является самым большим в мире. Приводился в движение двумя 180-сильными двигателями. Полезная нагрузка — 2,5 тонны. Полезного применения ему так и не нашли, вездеход был произведён всего в нескольких экземплярах, которые позже были отправлены на слом, лишь один чудом сохранился до наших дней. Сегодня на него можно посмотреть в Государственном военно-техническом музее в Черноголовке.
ЗВМ-2901Выпускается штучно по заказу на заводе вездеходных машин в Нижнем Новгороде. Представляет собой транспортно- технологическую платформу с роторно-винтовым движетелем с кабиной от УАЗ (буханка). Оснащается по выбору либо двигателем ЯМЗ-5344(134,9 л.с.) либо ММЗ 245.7 (119 л.с.)
Snowbird 6 (Великобритания)Модифицируемый шнекоход-трансформер, построенный в 2001 году специально для экспедиции Ice Challenger. Snowbird 6 - это универсальный вездеход, способный двигаться как на шнеках, так и на гусеницах. За базу был взят небольшой гусеничный грузовичок, к которому прикрепили два мощных шнека. Когда нужно было перейти от гусеничного хода к шнековому, роторы опускались ниже гусениц. На нём британцы преодолели Берингов пролив, проехав из Нома (Аляска) до Провидения (Чукотка).
Residue Solutions MudMaster (Австралия)В 2002 году компания Residue Solutions представила свой первый шнекоход MudMaster и с тех пор стала лидирующим производителем подобных машин (единственный на сегодняшний день шнекоход, собирающийся серийно). Процесс сборки составляет 18 недель. Весит 18,5 т и приводится в движение шестицилиндровым дизелем Cummins. На его универсальную платформу компания-производитель может установить практически любое оборудование. MudMaster предназначен для обслуживания станций ирригации и иловых полей, а также для работы в условиях болот, мангровых лесов, береговых линий и так далее.
РВБ-ГПИ-02В культуре
Shagohod (Шагоход) в видеоигре Metal Gear Solid 3: Snake Eater. Вымышленный советский экспериментальный танк на шнеко-роторном движителе способный передвигаться с высокой скоростью и предназначенный для пуска МБР из любой точки страны. Разработан Николаем Степановичем Соколовым. Передвигается со скоростью 80 км/ч; 480 км/ч с использованием реактивных ускорителей. Вес 152,5 тонны. Высота 8,2 м; длина 22,8 м; ширина 6,4 м. Экипаж 2 человека. Запас хода 650 км. Вооружен МБР и двумя крупнокалиберными пулеметами ДШКМ. Уничтожение «Шагохода» является главной целью протагониста игры.
Образцы
-
Чертёж машины Августина Труделя (1874)
-
Трактор Fordson модели 1926 года оснащённый шнекороторным движителем фирмы «Armstead Snow Motor» в Вудлендском музее
-
Военный транспортёр-снегоход Weasel Армии США (1943)
-
Военный транспортёр-амфибия RUC ВМС США (1969)
-
Поисково-спасательный снегоболотоход ЗиЛ-29061 (2017)
-
ШН-67 в музейном комплексе УГМК