Давичо, Оскар


Оскар Давичо (18 января 1909 — 30 сентября 1989) — югославский сербский писатель и переводчик, поэт-сюрреалист, партийный деятель (КПЮ), журналист, в годы Второй мировой войны участник движения сопротивления в Югославии.

Биография

Оскар Давичо родился в чиновничьей еврейской семье в городке Шабац. Его отец был атеистом и сторонником социализма. С началом Первой мировой войны, когда в Шабаце проходили бои, город подвергся разрушению и потерял половину населения, семья Давичо переехала в Неготин, но по завершении войны вернулась.

Оскар получил образование в шабацкой гимназии, а далее в Первой белградской гимназии, но был исключён за свободные тексты в ученическом журнале «Окно». Завершил гимназические курсы с частными преподавателями, некоторое время жил и изучал романские языки в Париже, зарабатывая на жизнь и посещая собрания Французской компартии. Вернувшись в Белград, поступил на филологический факультет местного университета, окончил его в 1930 году. Преподавал французский в учебных заведениях и частным образом. С конца 1920-х начал активно печатать свои стихи и эссе, является самым молодым и, по оценке искусствоведа Йована Деретича, талантливейшим из югославских сюрреалистов.

За участие в деятельности запрещённой в Королевстве Югославия Коммунистической партии Давичо несколько раз был арестован и отбывал пятилетний срок заключения. Следующий раз был задержан в 1938 году, когда вышла его книга «Песме» (Песни), объявленная как такая, что серьёзно нарушает общественную мораль. Зато в 1940 году был исключён из рядов КПЮ за сотрудничество с официальными изданиями (под псевдонимом опубликовал цикл стихов «Хана» и перевод «Поднятой целины» Шолохова).

До войны жил в Белграде и Загребе. В первые дни войны был интернирован итальянскими оккупантами за организацию подпольной радиостанции в Сплите. Бежал из плена в 1943 году и присоединился к Первой пролетарской бригаде, с которой прошёл ряд боёв, включая Белградскую операцию. Занимался информационной работой, пропагандой.

В конце войны стал одним из основателей Телеграфного агентства новой Югославии и нескольких журналов. Среди журналистских достижений Оскара Давичо работа корреспондентом во время Нюрнбергского процесса, репортажи с гражданской войны в Греции в составе отрядов Маркоса Вафиадиса, репортажи собраны в книгу путевых записок «Црно на бело» (1962), посвящённые освободительному движению в странах Африки.

Творчество

Первое произведение Оскара Давичо было опубликовано в журнале «Недељна илустрација» в 1923 году. Первый стих — во время обучения в белградской гимназии (1925). Со временем стал одним из самых плодовитых литераторов Югославии, приуроченное к 60-летию автора собрание сочинений насчитывает 20 томов. Однако из подростковых и юношеских произведений считаются утраченными почти все, также некоторые более поздние рукописи утеряны во времена Второй мировой войны. Благодаря таланту, трудолюбию, а также давнему сотрудничеству с КПЮ и участию в партизанской борьбе во времена СФРЮ Давичо стал признанным авторитетом в литературе и привилегированным автором. С 1951 года — член Академии наук и искусств, член Совета Федерации СФРЮ, Герой социалистического труда, обладатель почти двадцати литературных наград, в частности, трижды получал премию журнала НИН.

Поэтические произведения

Смолоду тесно сотрудничал с Дьердем Костмчем, Душаном Матичем, другими поэтами-сюрреалистами. С первых шагов в литературе приобрёл признание, используя традиционную для сюрреализма технику автоматического письма. Начиная с 1930-х годов искал компромисс между идеологией освобождения рабочего класса и эстетикой сюрреализма. Например, запрещённую в 1938 году королевской цензурой книгу «Песме» левые критики восприняли как свою победу: «Давичо сошёл с Олимпа сюрреализма в социальную поэзию» (серб. Давичо је сишао са Олимпа надреализма в социјалну поезију).

Проза

Как прозаик Оскар Давичо сформировался в военное и послевоенное время. Развитию писателя способствовала журналистская деятельность, в которой Давичо был активен в 1940—1960 годах. Филолог-романист, автор и соавтор нескольких переводов, Давичо был хорошо знаком с развитием современной ему западной и советской литературы.

Придерживаясь в своём творчестве коммунистических доктрин и принципов реализма, находил место для модернистских экспериментов, оставался тонким лириком. Применяемую и в ранних работах технику потока сознания дополнил другой самостоятельно разработанной техникой драматургии внутренней жизни.

Произведения

Поэзия

  • Трагови, 1928.
  • Четири стране света и тако даље, 1930.
  • Анатомија, 1930.
  • Песме (Детињство, Младост, Бродолом, Љубав, Немир), 1938.
  • Зрењанин, 1949.
  • Вишња за зидом, 1950.
  • Хана, 1951.
  • Човеков човек, 1953.
  • Настањене очи, 1954.
  • Флора, 1955.
  • Каирос, 1959.
  • Тропи, 1959.
  • Снимци, 1963.
  • Трг Ем, 1968.
  • Прочитани језик, 1972.
  • Стрип стоп (с Предрагом Нешковичем), 1973.
  • Тело телу, 1975.
  • Веверице-лептири или надопис обојеног жбуња, 1976.
  • Речи на делу, 1977.
  • Мистерија дана, 1979.
  • Трема смрти, 1982.
  • Гладни столив, 1983.
  • Ђачка свеска сећања, 1985.
  • Мали огласи смрти, 1986.
  • Двојезична ноћ, 1987.
  • Митолошки зверињак смрти, 1987.
  • Светлаци неслични себи, 1987.
  • Песмице: а дифтонг се обесио, 1988.
  • Ридаји над судбином у магли, 1988.
  • Прва рука (посмертно), 1999.
  • Детињство и друге песме (посмертно), 2006.
  • Кров олује (посмертный сборник к столетию со дня рождения), 2008.

Романы

  • Песма, 1952.
  • Бетон и свици, 1955.
  • Радни наслов бескраја, 1958.
  • Генералбас, 1962.
  • Ћутње, 1963.
  • Глади, 1963.
  • Тајне, 1964.
  • Бекства, 1966.
  • Завичаји, 1971.
  • Господар заборава, 1980.

Мемуары

  • По занимању самоубица, 1988.

Эссе и критические тексты

  • Положај надреализма у друштвеном процесу, 1932.
  • Поезија и отпори, 1952.
  • Пре подне, 1960.
  • Нотес, 1969.
  • Пристојности, 1969.
  • Новине невино, 1969.
  • Поезија, отпори и неотпори, 1969.
  • Ритуали умирања језика, 1971.
  • Под-текст, 1979.
  • Под-сећања, 1981.

Короткая проза

  • Нежне приче, 1984.

Дорожные записки

  • Међу Маркосовим партизанима, 1947.
  • Црно на бело, 1962.

Полемические произведения

  • Процеси, 1983.
  • Полемика и даље, 1986.

Драматургия

  • Љубав у четири усне, 1956.
  • Месије Месијах ох, 1986.

Киносценарии

  • Мајка Катина, 1947.
  • До победе, 1948.
  • Дечак Мита, 1950.
  • Последњи дан, 1951.

Переводы

  • С немецкого: Томас Манн Буденброки, (соавтор перевода: Огнен Приц), 1939.
  • С русского: Николай Михайлов Природные богатства Советского союза (соавтор перевода: Д. Клепац), 1940; Михаил Шолохов Поднятая целина, 1968; Белла Ахмадулина Грозница, 1968; Евгений Евтушенко Избранные песни (с группой соавторов), 1973.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: