Кулебакин, Виктор Сергеевич


Виктор Сергеевич Кулебакин (1891—1970) — советский учёный в области теории управления, специалист по самолётостроению, электротехник. Академик АН СССР. Генерал-майор инженерно-авиационной службы. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Биография

Родился 18 (30) октября 1891 года в Москве. Начальное образование получил в Богородской школе и Набилковском коммерческом училище. В 1914 году окончил Императорское Московское техническое училище, в 1916 — Гатчинскую школу лётчиков. В 1917—1940 годах преподавал в ИМТУ. В 1923—1960 годах — в ВВИА имени Н. Е. Жуковского. В 1930 годах В. С. Кулебакин возглавлял кафедру «Электрические аппараты» Московского энергетического института (МЭИ), был заместителем директора по учебной части, в 1944 году организовал и возглавил военную кафедру в МЭИ.

Член-корреспондент АН СССР (1 февраля 1933 года) по специальности «энергетика». Академик АН СССР (29 января 1939 года) по специальности «энергетика и автоматика».

Кулебакин был одним из создателей плана ГОЭЛРО.

В 1927—1934 годах принимал участие в составлении «Технической энциклопедии» в 26-и томах под редакцией Л. К. Мартенса, автор статей по тематике «электротехника». С 1939 года руководил институтом Институтом автоматики и телемеханики АН СССР. Сотрудник этого института Георгий Щипанов опубликовал работу, которая положила начало теории инвариантности в системах автоматического управления, но встретила разгромную критику. В 1940 году эта критика перешла в политические обвинения в распространении лженауки. Кулебакин, полностью поддерживавший Щипанова, был снят весной 1941 года с поста директора института.

В самом начале Великой Отечественной войны В. С. Кулебакин был назначен руководителем работ АН СССР и ВВИА им. Н. Е. Жуковского по оказанию научно-технической помощи и содействия фронту и промышленности. Он также стал членом Комиссии по мобилизации ресурсов Урала.

В 1942 году Кулебакину за укрепление обороноспособности СССР было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

В 1944 году В. С. Кулебакин вернулся на работу в Институт автоматики и телемеханики и до 1962 года возглавлял одну из его лабораторий.

Умер 11 февраля 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Награды и звания

Деятельность Кулебакина отмечена рядом наград:

  • два ордена Ленина (1942; 1958);
  • орден Красного Знамени (1945);
  • орден Трудового Красного Знамени (10.06.1945);
  • три ордена Красной Звезды (26.5.1936; 1944; 1945);
  • орден «Знак Почёта» (13.3.1940);
  • медали

Также ему были вручены:

  • Сталинская премия второй степени (1950) — за создание и внедрение нового рудничного конденсаторного электровоза
  • премия имени П. Н. Яблочкова АН СССР (1962);
  • Золотые часы (28.10.1938)

В. С. Кулебакин — заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1961).

Память

  • На здании Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН в память о Кулебакине установлена памятная доска.
  • На одном их корпусов ВВИА им. Жуковского также установлена мемориальная доска.

Библиография

  • Кулебакин В. С., Морозовский В. Т., Синдеев И. М. Электроснабжение самолётов. Производство, преобразование и распределение электрической энергии на самолётах. — Москва: Оборонгиз, 1956. — 480 с.
  • Кулебакин В. С., Синдеев И. М., Давыдов П. Д. Электрические системы зажигания, обогрева и освещения самолётов. — Москва: Оборонгиз, 1960. — 372 с.
  • Кулебакин В. С., Нагорный В. Д., Воскресенский Ю. Е. Полупроводники в автоматике. — Москва: АН СССР, 1963. — 152 с.
  • Кулебакин В. С. Современные проблемы терминологии в науке и технике. — Москва: Наука, 1969. — 160 с.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: