Уроки темноты

«Уроки темноты» или «Уроки тьмы» (нем. Lektionen in Finsternis) — псевдодокументальный среднеметражный фильм режиссёра Вернера Херцога, вышедший на экраны в 1992 году.
Сюжет
Фильм рассказывает о последствиях войны в Персидском заливе для Кувейта, в частности о нефтяных пожарах (англ. Kuwaiti oil fires), хотя ни разу не упоминается ни эта война, ни название государства. Повествование разделено на 13 частей-глав. Единственный актёр — сам Вернер Херцог, который ведёт повествование за кадром. Большая часть съёмок сделана с вертолёта и с рубежа пожаротушений.
I. СтолицаС высоты птичьего полёта показан Кувейт. Рассказчик заявляет, что над городом повисла опасность, о которой никто из жителей пока не подозревает.
II. ВойнаПоказаны кадры войны, которая «длилась всего несколько часов, но принесла огромные разрушения».
III. После войныПоказаны кости на земле и разрушения на месте столицы и близлежащих нефтедобывающих заводов.
IV. Камера пытокИнтервью с женщиной, у которой вражеские солдаты убили сыновей.
V. Национальный парк СатаныНефть затопила сады, и те погибли. Показаны целые озёра разлившейся нефти, которая кое-где горит.
VI. ДетствоИнтервью с женщиной и её маленьким сыном. Год назад вражеские солдаты убили её мужа и мучали маленького сына.
VII. … И клубится словно печной дым…Показаны многочисленные очаги горящей нефти.
VIII. ПаломничествоПоказаны пожарные за работой.
IX. Тропою ящераПоказано тушение пожаров с помощью тяжёлой спецтехники.
X. ПротуберанцыПоказана кипящая, но не горящая нефть.
XI. Иссякший родникРабочие останавливают нефть, бьющую под огромным давлением из разрушенных скважин.
XII. Жизнь без огняПожарные вновь поджигают с помощью факелов бьющую нефть. «Теперь они довольны — ведь у них снова есть что тушить».
XIII. О боже, я так устал вздыхать; пусть ночь придётПоказаны горящие очаги нефти
Саундтрек
- Эдвард Григ — «Пер Гюнт»
- Густав Малер — «Симфония № 2»
- Арво Пярт — «Stabat Mater»
- Сергей Прокофьев — «Соната для двух скрипок»
- Франц Шуберт — «Notturno»
- Джузеппе Верди — «Реквием»
- Рихард Вагнер — «Золото Рейна», «Парсифаль» и «Гибель богов»
Факты
- Стиль фильма — документальные события, описываемые в неожиданном ракурсе — позднее будет использован Херцогом в его ленте «Далёкая синяя высь» (2005).
- Гран-при Мельбурнского международного кинофестиваля (англ. Melbourne International Film Festival) в 1993 году.
- На показе фильма в рамках Берлинского кинофестиваля зрители подвергли Херцога жёсткой критике за эстетизацию насилия (англ. aestheticization of violence), допущенную, по их мнению, в ленте.
- Цитата Блеза Паскаля в начале ленты выдумана самим Херцогом.