Ка-18


Ка-18 (по кодификации НАТО: Hog«Боров») — многоцелевой вертолёт. Разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, непосредственной компоновкой занимался М. Б. Малиновский. Представлял собой модификацию вертолёта Ка-15, которая отличалась удлинённым и расширенным фюзеляжем. Вместимость: один лётчик и два-три пассажира.

Был отмечен Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года.

Четыре опытных экземпляра Ка-18 были построены в 1956—1957 годах на заводе №938 в Люберцах-Ухтомской. С 1959 по 1961 год производство вертолётов Ка-18 велось на Улан-Удэнском авиазаводе №99. Построено около 120 машин. Ка-18 находились в эксплуатации примерно 15 лет с момента снятия их с производства. С началом 1970-х годов Ка-18 начал активно заменяться на более новую модель лёгкого народнохозяйственного вертолёта Ка-26. Последние машины оставались в эксплуатации до середины 1970-х годов.

Эксплуатация

Первые вертолёты Ка-18 начали поступать на авиапредприятия СССР с 1957 года. Само вертолётостроение и эксплуатация винтокрылых машин в СССР были, тогда ещё, сравнительно, молодой отраслью, поэтому освоение вертолётов данного типа шло трудно. Несмотря на уникальную "соосную" схему вертолётов Камова, они не были лишены конструктивных недостатков. Кроме недостаточного опыта пилотов, сказывался и изначально слабый двигатель АИ-14В мощностью 210 л.с., который не выдавал достаточной мощности для нормального полёта. Имелся недостаток и в конструкции самих шасси. Так, при раскрутки несущих винтов возникала вероятность земного резонанса, а это могло привести к схлестыванию несущих винтов. Регулировка несущей системы напоминала, скорее, тончайшую настройку музыкального инструмента и была сложна.

По итогам первых лет эксплуатации, производитель получил рекламации и форсировал двигатель до 280 л.с. Кроме того, эксплуатация этого типа вертолётов потребовала, от только что переученных пилотов, мастерства и острой интуиции. В целях повышения безопасности, была разработана целая методика взлета и посадки этого типа вертолётов. Фактически, эксплуатация этих машин, первые годы, была опытно-производственной и выявляла недостатки, а также накапливала необходимый опыт. Списание вертолётов Ка-18 началось с конца 1960-х годов и закончилось, в основном, к 1974 году.

Варианты применения

  • Пассажирский — перевозка людей, багажа, почты, различных грузов внутри фюзеляжа (оборудован отопительной системой).
  • Санитарный — транспортировка больных и пострадавших. (оборудован кислородной установкой и отопительной системой).
  • Патрульный.

Лётно-технические характеристики

Источник данных:

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 чел.
  • Пассажировместимость: 3 чел.
  • Длина: 10,00 м
  • Диаметр несущего винта: 10,00 м
  • Высота: 3,4 м
  • Максимальная взлётная масса: 1502 кг
  • Силовая установка: 1 × ПД АИ-14ВФ
  • Мощность двигателей: 1 × 200 кВт
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 160 км/ч
  • Крейсерская скорость: 130 км/ч
  • Боевой радиус: 300 км
  • Практическая дальность: 450 км
  • Перегоночная дальность: 1000 км
  • Практический потолок: 3500 м

Ка-18 в сравнении с другими многоцелевыми вертолётами

Катастрофы и аварии

В данной таблице описаны только некоторые авиационные происшествия. Список их не полон и не окончателен.

Сохранившиеся экземпляры

Сохранилось как минимум два экземпляра Ка-18. Один из них (бортовой номер СССР-68627) является экспонатом авиационного музея в Монино.

  • ↑ Сайт авиационной истории - Реестр Ка-18 (неопр.). Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 13 апреля 2015 года.
  • ↑ Сайт авиационной истории - Реестр Ка-18 (завод №99, 9 серия) (неопр.). Дата обращения: 13 апреля 2015. Архивировано 13 апреля 2015 года.
  • ↑ Ка-15 и Ка-18 в Ставрополе | История транспорта | Дзен (неопр.). Дата обращения: 3 сентября 2022. Архивировано 3 сентября 2022 года.
  • ↑ Ка-18 (неопр.). Дата обращения: 16 марта 2011. Архивировано 17 января 2011 года.
  • ↑ Катастрофа Ка-18 Приволжского УГА в Шарлыкском районе Оренбургской области (борт СССР-64627), 30 мая 1965 года. // AirDisaster.ru - авиационные происшествия, инциденты и авиак... (неопр.) Дата обращения: 20 сентября 2015. Архивировано 8 июня 2017 года.


  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: