Контроль
Контрóль (через нем. Kontrolle, от фр. contrôle, от *contrerôle — «список, ведущийся в двух экземплярах», от лат. contra — «против» и rotulus — «свиток») — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляют на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляют адаптацию системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.
Контроль в системном анализе
Цели контроля
Под контролем понимается система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта, реализуемая со следующими целями:
- от принятых решений,
- от установленных правил и норм.
Таким образом, контроль является процессом, обеспечивающим достижение системой поставленных целей путём сравнения фактического состояния системы с желаемым.
Элементы контроля
Контроль (как и любая стадия управления) характеризуется следующими элементами:
Важные аспекты контроля
Для понимания сущности контроля необходимо выделить ряд аспектов:
- Контроль — один из процессов, обеспечивающий достижение системой поставленных целей. Для того, чтобы контрольные процессы могли реализоваться, необходимо, чтобы в системе были организованы также следующие управленческие процессы (элементы управления):
- установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;
- корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
- Контроль направлен на недопущение разрастания проблемы (отклонения фактического состояния системы (объекта) от заданного).
- Важнейшей составляющей контроля является обратная связь.
- Контроль не должен быть чрезмерным, так как несущественные отклонения фактического состояния объекта (управляемой системы) от заданного, вызывающие срабатывание контрольных механизмов, делают эту систему неэкономичной. Также важно учесть, что чрезмерный контроль может переориентировать элементы управляемой системы с достижения поставленных целей на удовлетворение требований контроля.
Контроль в управленческой деятельности организаций
Виды контроля
Контроль необходим везде, где существует система, предназначенная для выполнения определённых задач и достижения определённых целей. Управленческий контроль (то есть контроль в деятельности организаций) может осуществляться по множеству различных направлений:
- технический контроль,
- энергетический контроль,
- экологический контроль
- санитарный контроль,
- финансовый контроль и т. д.
Необходимость контроля
Обоснование необходимости контроля в управленческой деятельности:
Функции контроля
Принципы контроля
- задачам проверяемого объекта,
- задачам контролирующего органа.
- законности.
- целесообразности.
- эффективности.
- до объекта контроля,
- до субъекта принятия решений по результатам контроля.
- полноту выявления отклонений (фактического состояния от требуемого),
- своевременность выявления таких отклонений,
- установление причин отклонений,
- установление виновных лиц,
- помощь в разработке профилактических мер.
- планируются мероприятия контроля определённого субъекта (контролирующего органа) на период времени,
- планируется набор определённых контрольных действий в рамках мероприятия контроля,
- контрольным действиям должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля для достижения понимания его деятельности.
- за соблюдение в процессе контроля законов и правовых актов,
- за достоверность результатов контроля (так как на их основании принимаются решения, включая правовые).
Классификация контроля
Классификацию видов контроля можно производить по следующим основаниям:
- по степени вовлечённости носителя контроля в процесс контроля, определения и реализации контролируемых результатов;
- собственно контроль — это деятельность, которая осуществляется непосредственно или косвенно зависящими от процесса лицами,
- проверка (ревизия, аудит) — это деятельность по контролю, которая осуществляется лицами, ни прямо, ни косвенно не зависящими от оцениваемого процесса, результата.
- по принадлежности к предприятию носителя контроля;
- внутренний контроль,
- внешний контроль.
- по обязательности контроля;
- добровольный контроль,
- контроль согласно уставу,
- договорный контроль,
- контроль согласно законодательству.
- по объекту контроля;
- контроль за объектом,
- контроль за решением,
- контроль за результатами.
- по регулярности;
- регулярный контроль,
- нерегулярный контроль,
- специальные проверки.
- по объёму контроля;
- полный контроль,
- сплошной контроль,
- выборочный контроль.
- по отношению к времени реализации контролируемых решений и действий;
- предварительный контроль,
- текущий контроль:
- поэтапный контроль,
- периодический контроль,
- контроль по случайной выборке,
- последующий (итоговый) контроль.