Заза (субэтнос курдов)


Заза (также Кырды, Кырманджи, Дымли) — этническая группа курдов, представители которой проживают в основном в Турецком Курдистане на верховьях Тигра и Евфрата , в районе Дерсим, (современный Тунджели) между Эрзинджаном севере и рекой Мурат юге, на крайнем западе исторической Верхней Армении.

Большинство заза говорят на зазаки, принадлежащего к западной иранской группе курдской подгруппы заза-горани, также часто владеют турецким и/или севернокурдским.

История

Первое упоминание слов «заза» и «дымыли» находится в трудах курдских авторов, писавших на персидском языке. В частности, в труде Шараф-хана Битлиси «История курдов» упоминание названия курдов заза встречается только один раз. В главе о правителях Бабана Шараф-хан пишет:

«Бабанский эмир Пир Будах совершил поход на племя заза, которое населяло район, граничащий с владениями бабанских эмиров»

Исходя из этого, В.Ф. Минорский в своей статье «Курды», напечатанной в «Энциклопедии ислама» на английском языке, утверждает, что нынешние заза района Дерсима — выходцы из Южного Курдистана — района между городами Сулеймания и Эрбиль. Более подробные сведения Шараф-хан сообщает о племени думбули. Он приводит две версии происхождения думбули, считая последнюю наиболее правдоподобной:

  • По одной версии, племя думбули происходит из Сирии или из Джезире. Шах Тахмасп переселил его в округ Сакманабад области Хой в Азербайджане;
  • По другой версии, ашираты думбули появились из эмирата Бохтан, и остальные курды называют их думбули-бохти;

Словом, каковы бы ни были эти предположения, они говорят о том, что думбули являются выходцами из южных районов Курдистана. По сведениям Шараф-хана, приведенным в главе об эмиратах думбули, в XVI в. племя думбули обитало в части вилайета Хиккяри, в районах Хоя, Вана, Ардагана, Котур-дараси, Чалдорана, Сулеман-сарая и Абагана. Из статьи А. Папазяна, посвященной описанию и изложению содержания трех уникальных персоязычных рукописей по истории курдов-думбули, мы узнаем, что одна из перечисленных рукописей принадлежит перу курдского историка Абдуль Раззака, представителя племени думбули. Она называется «История Думбули». Труд начинается с описания истории племени думбули с конца XVII в. и кончается первой половиной XIX в. (1850 г.). Акоп Папазян сообщает, что в этой рукописи описывается история крупных курдских племен мусульман-суннитов (курмандж) и мусульман-шиитов (думбули). Остальные две рукописи принадлежат перу Рустам-хана, сына Ахмед-хана думбули. Они названы «Религия племен» и «Взгляд на религию». Первая рукопись посвящена изучению исторического прошлого курдов думбули, вторая — исследованию древнеиранских верований и их пережитков у курдов-езидов. «Абдуль-Раззак и Рустам-хан рассматривают думбули как одно из крупных племен курдов, которые отличаются от остальных курдов тем, что примкнули к шиитскому толку». Исходя из этого, А. Папазян утверждает, что «думбули являются одним из крупных племенных союзов курдов-курмандж». Таким образом, словами «заза» и «думбули» авторы истории курдского народа — Шараф-хан, Абдуль-Раззак и Рустам-хан обозначали название двух самостоятельных курдских племен, которые отличаются, по их мнению, от курдов-курманджей тем, что исповедуют шиитскую религию и говорят на особом курдском наречии. В литературе мы встречаемся со следующими объяснениями названия слова «заза». В своем путешествии по Курдистану К.И. Рич пишет, что «наименование заза воспринимается, как «заика», который говорит с полным ртом или неразборчиво». То же самое несколько в иной форме повторяют В.Ф. Минорский и Д.Н. Маккензи.

В научном отчете от 2005 года сделан вывод о том, что заза имеет тот же генетический образец, что и другие курдские подгруппы.

Этнонимы и расселение

Этноним, под которым эти люди известны соседям — заза (zāzā) — означает «заика» или «немой», что вызвано обилием сибилянтов и аффрикат в диалекте зазаки. У самих носителей общего самоназвания нет. Южные и центральные заза называют себя в основном дымли/дымыли (ю.-заз. Dımli/Dımıli). Северные заза называют себя кырмандж и кырд (сев.-заз. Kırmanc, kırd), то есть общим этнонимом всех северных и центральных курдов (курд. Kurmanc).

Заза расселены в основном в восточных и юго-восточных провинциях Турции. Наиболее своеобразные северные заза населяют прежде всего область Дерсим (сев.-заз. Dersim «врата серебра») — нынешнюю турецкую провинцию Тунджели. Центральные заза проживают в провинции Бингёль (ю.-заз. Çolig). Южные — прежде всего район города Сиверек (ю.-заз. Sêwrege, арм. Սևավերակ букв. «чёрные руины») в провинции Шанлыурфа. Заза также проживают в смежных названным провинциям, в том числе в районе города Диярбакыр.

После подавления восстания курдов в Дерсиме в 1938 году, многие из них были насильно переселены в турецкие города: Айдын, Биледжик, Бурдур, Бурса, Балыкесир, Денизли, Зонгулдак, Кыркларели, Кютахья, Мугла, Спарта, Текирдаг, Чанаккале, Эдирне и Эскишехир.

Существует также значительная диаспора в Европе (около 300 000 чел.), прежде всего в Австрии, Бельгии, Германии, Голландии и Швейцарии.

Общая численность носителей зазаки неизвестна, поскольку не учитывается переписями. Приблизительные оценки колеблются от 2 млн. до 4 млн чел.

Культура

Язык

Большинство заза являются билингвами и знают турецкий язык, многие также разговаривают на курдском языке.

Самым близким идиомом к зазаки является другой диалект, на котором говорят курды — горани. После по родственности идут остальные курдские диалекты и каспийские языки.

Зазаки долгое время был бесписьменным. Впервые он стал эпизодически появляться в переписке в середине XIX в. (с использованием арабского алфавита). Использование латинского шрифта получило распространение в конце XX в. в основном среди эмигрантов, а также в пока малочисленных изданиях в Турции.

Помимо этого, по мнению филолога Людвига Пауля, зазаки ближе всего к древнему иранскому языку азари.

Носители языка зазаки обычно считают себя частью курдской общности и многими исследователями и также в курдской литературе они рассматриваются одними из диалектов языка курдов, так как носители исторически считают себя частью курдской общности . По мнению русского востоковеда В. Ф. Минорского зазаки является одним из наречий курдского языка. Той же позиции придерживается другой русский востоковед — И. А. Смирнова, считающая, что зазаки является одним из двух крупнейших диалектов курдского языка. Однако это предположение неоднозначно воспринимается некоторыми востоковедами.

Религия

Большая часть заза ныне придерживаются шафиитского мазхаба суннитского ислама, меньшинство — алевизм.

Социальная структура и традиционные занятия

Заза, как и остальные курды, имеют развитую родоплеменную структуру, основными племенами являются:

  • абасан
  • агачан
  • алан
  • бамасур
  • дуик
  • давреш-гулабан
  • давреш-джамалан
  • хай-даран
  • корешан
  • мамики
  • юсуфан

Основными занятиями курдов-заза являлись оседлое земледелие, хотя отгонное горное скотоводство также является важной отраслью традиционной экономики. Дерсим также славился своими садами.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: