Токугава Цунаёси

18.12.2022

Токугава Цунаёси (яп. 徳川 綱吉; 23 февраля 1646 (Год Собаки) — 19 февраля 1709) — 5-й сёгун из династии Токугава, феодальный правитель Японии, руководивший страной с 1680 по 1709 год. Известен также под прозвищем Собачий сёгун.

Биография

Будущий сёгун родился 23 февраля 1646 года в замке Эдо.

Токугава Цунаёси — один из самых известных политических деятелей в японской истории. Некоторыми исследователями и историками он расценивается как тиран, его политика отличалась эксцентричностью, экстремизмом и нетрадиционностью.

Токугава Цунаёси был третьим сыном в семье 3-го сёгуна Токугава Иэмицу. С детства он отличался гиперактивностью. Его отец, опасаясь, что сын мог бы узурпировать власть своих братьев, приказал чтобы мальчик не обучался воинским искусствам, а прежде всего изучал науки. Мать Цунаёси была дочерью бакалейщика из семьи Хондзё из Киото; после её смерти он в память о ней построил храм Гококу-дзи.

В 1661—1680 годах Токугава Цунаёси был владетельным даймё княжества Татэбаяси в провинции Кодзукэ. В июне 1680 года после смерти своего старшего брата Токугава Иэцуна, не оставившего после себя прямого наследника, Токугава Цунаёси был избран пятым сёгуном Японии.

Находился под сильным влиянием своего верховного советника и фаворита Ёсиясу Янагисавы (1658—1714), был строгим поборником конфуцианства и одновременно буддистом — противником всяческого кровопролития, защитником бездомных собак и других животных. Правление совпало с периодом Гэнроку, также называемым «Японским ренессансом», характеризовавшимся расцветом городской культуры, литературы, изобразительного и театрального искусства, небывалой роскошью не только при дворе сёгуна, но и в семьях богатых купцов Осаки и других городов.

После смерти власть перешла к его племяннику, Токугава Иэнобу.

«Собачий сёгун»

За свой указ «О запрете лишения жизни живых существ», изданный в 1687 году, запрещавший под страхом смерти убивать бродячих собак, кошек и загнанных лошадей, он получил прозвище «Собачий сёгун».

Одна из версий этого самого раннего из известных законодательных указов в мире, защищающих права животных: буддийский монах объяснил Цунаёси отсутствие у него наследника и раннюю смерть единственного сына тем, что в одной из прошлых жизней он жестоко обращался с собаками, а также тем, что тот родился в год Собаки. Согласно другой версии, сёгун исходил из буддийских канонов добродетели. Объектом действия последовавших вслед за ним указов стали собаки, лошади, коровы, кошки, курицы, черепахи, змеи и рыба, которой было запрещено торговать на рынках. Суровые наказания, включавшие изгнание, долгое тюремное заключение и смертную казнь, были введены за убийства животных, в первую очередь — собак.

Серией последовавших зоозащитных указов, которые выпускались им ежедневно, Цунаёси наделил собак большими правами, чем людей, например, со стаей собак, уничтожающей посевы, надлежало обходиться особым образом: прежде всего крестьянам надлежало поклясться, что ни одна собака не пострадает. Затем ласками и уговорами попросить животных уйти. При этом категорически запрещалось кричать, что-либо кидать и высказывать неуважение к зверям. Всё население одной из деревень было казнено, когда закон был нарушен. За грубое слово в адрес уличной собаки, к которой надлежало обращаться лишь как «о-ину сама» («высокоблагородная Собака»), нарушителя ожидало телесное наказание — побивание палками, что было достаточно распространённым явлением.

Для бездомных псов, стаями которых кишела столица государства Эдо, по распоряжению Цунаёси впервые в мировой истории была создана сеть приютов. Один из них — на 50 000 голов, разместился в окрестностях столицы, а затем псарня на площади в 55 гектар была построена в Накано.

По воспоминаниям немецкого путешественника Энгельберта Кемпфера, посетившего Нагасаки в 1692 году, которые приводит Beatrice M. Bodart-Bailey в книге «Собачий сёгун» (2006), улицы города были полны бездомными собаками, в том числе больными. В случае, если они кусали людей или загрызали до смерти, строжайше запрещалось делать с ними что-либо без разрешения властей.

Между тем, в своём дворце в Эдо сёгун не держал ни одной собаки, современники[кто?] не увидели ни одной картины и других предметов искусства, посвящённых этим животным, кроме фарфоровой китайской собачки.

Зоозащитные указы, вкупе с начавшимся одновременно финансовым кризисом, ростом цен и порчей золотой монеты вызывали недовольство населения. Бедствия сопровождали последние годы правления Цунаёси. В 1706 году столицу Эдо накрыл тайфун, в следующем году произошло извержение Фудзиямы.

Перед смертью сёгун завещал, чтобы его распоряжения относительно собак выполнялись вечно, однако преемник-племянник отменил непопулярные указы через десять дней после кончины Цунаёси, к вящей радости населения страны. Сын у Цунаёси так и не родился.

В современной Японии, по состоянию на 2018 год, действует безвозвратный отлов для безнадзорных собак. Любое животное, которое не востребовал хозяин, усыпляется через 14 дней после поимки.

47 ронинов

Период правления Цунаёси известен историей 47 ронинов, послужившей сюжетом для популярной в Японии пьесы театра кабуки и отражённой в кинематографе XX века.

В 1701 году князь Асано Наганори, глава самурайского рода Ако, совершил преступление: подкараулил унизившего его престарелого мздоимца и интригана, церемониймейстера двора Цунаёси Кира Ёсинаку и напал на него с коротким мечом. На вопли сбежалась охрана, Ёсинака отделался небольшими ранениями.

Сёгун приговорил князя к принудительному ритуальному самоубийству (сэппуку) за нарушение правил дворцового распорядка, и Асано вспорол себе мечом живот, а его клан расформировали. 47 самураев — ближайших вассалов и сподвижников Асано, ставшие ронинами, решили отомстить за унижение и смерть господина. В течение года они делали вид, что пьянствуют и морально деградируют, но на самом деле следили за особняком Кира Ёсинаки, изучали систему охраны, распорядок жизни. Затем, чтобы не вызвать у стражи подозрений, переоделись в форму пожарных и напали на его дом, перебив растерявшуюся охрану. Ёсинаку ронины нашли в угольном подвале, где он прятался вместе с детьми и женой. После того как Ёсинака отказался от предложенного самоубийства, ему отрубили голову и положили её на могилу Асано. Затем сдались властям и по приговору Цунаёси вспороли себе животы. Кровавое происшествие взбудоражило страну, верность и отвага самураев вызвала общественную поддержку, они были захоронены рядом с могилой своего господина в храме Сэнгакудзи в Эдо (Токио). Это место поныне является предметом культового поклонения.

В кинематографе

Действие художественного фильма «47 ронинов» («47 самураев»), снятого в 1962 году режиссёром Хироси Инагаки и его одноимённых ремейков — 1994 года режиссёра Кон Итикава и 2013 года Карла Ринша — происходит в японской столице во времена правления Цунаёси.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: