Концерт для скрипки с оркестром (Чайковский)


Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35 П. И. Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии.

История создания

К моменту написания концерта автор уже имел опыт написания произведений в концертном жанре (Концерт № 1 для фортепиано с оркестром и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром), однако не чувствовал себя в полной мере свободно в отношении сольной партии скрипки. В работе над ней Чайковскому помогал его друг и ученик по теории музыки скрипач Иосиф Котек. Приехав к Чайковскому в Швейцарию, он привёз ноты ряда свежих сочинений для скрипки с оркестром — в том числе Испанской симфонии Эдуара Лало, и это вдохновило композитора. Концерт был написан всего за месяц. Первое публичное исполнение произведения прошло в частном собрании: партию скрипки исполнил Котек, а автор аккомпанировал ему на фортепиано.

Концерт в начале был посвящён Леопольду Семёновичу Ауэру, но тот не решился сыграть это произведение из-за его сложности для исполнения.

Первый раз концерт исполнил с оркестром 4 декабря 1881 года в Вене Адольф Давидович Бродский, ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России. Чайковский, оценив то, что скрипач играл это виртуозное сочинение в Европе, где творчество Чайковского было тогда известно довольно мало, сменил прежнее посвящение на посвящение Адольфу Давидовичу Бродскому.

Концерт является одним из лучших произведений русского музыкального искусства. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре. Блестящая виртуозность партии солирующего инструмента сочетается здесь с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита.

В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского.

Советский искусствовед Владимир Блок считал Скрипичный концерт прямым предшественником поздней Симфонии ми-бемоль мажор Чайковского, отмечая свойственный им «радостный колорит».

Состав оркестра

В сопровождающем солирующую скрипку оркестре две партии флейт, две партии гобоев, две партии кларнетов ля и си-бемоль, две партии фаготов, четыре партии валторн фа, две партии труб ре, литавры ля и ре, партии струнных (две группы скрипок, альты, виолончели и контрабасы).

Строение

Концерт состоит из трёх частей общей протяжённостью около 35 минут, вторая и третья части исполняются без перерыва

  • Allegro moderato — Moderato assai (ре мажор)
  • Canzonetta: Andante (соль минор)
  • Finale. Allegro vivacissimo (ре мажор)
  • Влияние на культуру

    • Вокруг концерта для скрипки с оркестром разворачивается действие фильма Р. Михайляну «Концерт».
    • Концерт Чайковского наряду со Вторым фортепианным концертом Рахманинова играет важную роль в фильме Чарльза Видора «Рапсодия».

    Библиография

    • Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1976.


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: