Неделя крестопоклонная

Неделя крестопоклонная (греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресенья) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая так же называется «Крестопоклонной».
Богослужебное значение
Название «крестопоклонная» происходит от того, что молящиеся в храме совершают особое поклонение в эти дни «Честному и Животворящему Кресту Господню», с целью укрепления душевных сил верующих в середине Великого поста. Ради душевной радости канон Триоди должен начинаться с обычно пропускаемых пасхальных ирмосов «Воскресения день…!»
Значение изнесения (выноса) Креста и поклонение ему в Неделю и последующую седмицу разъясняется в Синаксари, в стихирах, в каноне и в богослужебных текстах. Великий пост для верующих православных христиан сравнивается с пребыванием евреев в пустыне: как тогда евреи (Ветхий Израиль) страдали от жажды в пустыни, а Моисей опустил дерево и сделал воды Мерры сладкими (Исх. 15:23), так и Православная церковь выносит на поклонение Животворящий Крест посредине Четыредесятницы, услаждает пост для верующих и насыщает духовную жажду православных христиан (Нового Израиля).
Богослужебные особенности
Перед началом воскресного всенощного бдения, так же, как и накануне Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября и перед богослужением на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня 1 (14) августа, цветами украшается особый Крест, который священником полагается на жертвенник. После облачения диакон, испрашивает благословение на кадило и перед Честным Крестом произносит тихо Трисвятое по «Отче наш…». Затем алтарники тихо поют тропарь Воздвижению Креста глас 1-й:
Греческий оригиналСпаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [Царем]* на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα.
*Крест — символ царя Константина, царицы Елены и других православных царей. После революции 1917 года упоминание царей в этом тропаре прекратилось, но в Зарубежной церкви вместо прежних слов появилась вставка «…православным христианом…», пока не утверждённая священноначалием Русской православной церкви.- «Слава… и ныне…», кондак глас 4-й:
Греческий оригиналВознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу.
Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον.
При этом, в сопровождении двух свещеносцев и диакона, иерей на главе переносит Крест на Престол и полагает поверх антиминса, завёрнутого в илитон — на место Евангелия, а Евангелие заранее поставляет справа от дарохранительницы (как на Литургии). Перед Крестом ставится зажжённая свеча.
В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются молитвословия Триоди постной, в которых славится Крест Христов. Также в этот день может употребляться и Минея, если случится предпразднство Благовещения, само Благовещение, или его отдание, а также престольный праздник, бденный или полиелейный святой. Богослужения других святых с этого дня должны переноситься на повечерие одного из будничных дней святой Четыредесятницы.
Богослужение Недели крестопоклонной в Типиконе сравнивается с Неделей Торжества православия:
- Все песнопения малой вечерни только из Триоди (Октоих не используется, что в воскресный день типично только для Господских праздников).
- Тропарём праздника является тропарь Воздвижения «Спаси, Господи, люди Твоя…». Это молитвословие является тропарём среды и пятницы, а также произносится в конце Молитв утренних.
- В великой вечерне на «Господи воззвах…» поются: 6 воскресных стихир, 4 стихиры Кресту из Триоди глас 5-й, «Слава…», стихира Триоди глас 3-й: «Христе Боже наш, / вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго Восприемый…», «И ныне…», догматик Октоиха.
- В начале литии — стихира храма, «Слава… и ныне…», стихира Триоди глас 5-й: «Зрящи Тя тварь вся на Кресте нага висяща…».
- Стиховны — 4 обычные стихиры Октоиха с воскресными запевами, «Слава… и ныне…», стихира Триоди глас 4-й: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду…».
Далее продолжается всенощное бдение, как обычное воскресное, за исключением:
- По «Бог Господь…» дважды поётся воскресный тропарь, «Слава…», «Спаси, Господи, люди Твоя…», «И ныне…», богородичен воскресный по гласу Славы: «Гавриилу вещавшу Тебе, Дево, радуйся…».
- По монастырскому Уставу должны петься непорочны (полиелей только в храме в честь Креста), но в современной приходской практике сокращённый полиелей совершается в алтаре.
- Так же, как в Неделю о мытаре и фарисее, после чтения Евангелия — «Воскресение Христово видевше…», псалом 50: «Помилуй мя Боже…», и особые покаянные песни глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
- После первой молитвы литии «Спаси Боже люди твоя…», 12-ти раз «Господи помилуй» и возгласа священника «Милостию и щедротами…», затворяются царские врата — елеопомазание только после выноса Креста.
- В каждой песни канона: 4 воскресных тропаря, 2 — богородичных из Октоиха, 8 — из Триоди (по смыслу — крестовоскресных), глас 1-й с запевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» и катавасия Триоди «Божественнейший прообрази древле Моисей…».
- По третьей песни седальны Триоди глас 6-й.
- По шестой:
Воскресные кондак с икосом отменяются.
- По девятой — ексапостиларий евангельский, «Слава…», светилен Триоди глас 1-й: «Крест Христов честный / днесь предложенный видевше поклонимся…», «И ныне…», богородичен Триоди: «Древу, на немже Всечистая, / пречистеи длани о нас простре, / пригвоздивыйся Сын Твой…».
- На хвалитех — 4 стихиры Октоиха, 5 стихир Триоди — запевы к стихирам воскресные и два дополнительных «Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, / яко свято есть» (Пс. 98:5) и «Бог же Царь наш прежде века, / содела спасение посреде земли.» (Пс. 73:12), «Слава…», повторяется последняя стихира Триоди глас 8-й: «Высокомудраго разума злых фарисеев, / всех Господь притчею убежати сего научи…», «И ныне…», «Преблагословенна еси…». В это время предстоятель облачается (без произнесения соответствующих молитв) во все священнические облачения.
Вынос Креста и поклонение Ему
Во время великого славословия священник в предшествии диакона с зажжённой свечой трижды кадит вокруг Престола, на котором лежит святой Крест.
- По окончании славословия священник отдает кадило диакону, делает 3 земных поклона перед Престолом и во время пения особым напевом последнего «Святый Боже…» поднимает Крест на свою голову, обходит Престол с южной стороны, несёт Крест через Горнее место, выходит из алтаря северной дверью вслед за диаконом, несущим кадило и свечу. Вдоль стен храма с внутренней стороны круговое шествие с Крестом образует Крестный ход (по направлению, противоположному движению Солнца). Подойдя к отверстым царским вратам, священник возглашает: «Премудрость, прости».
- Хор поет: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Крест полагается на аналое посреди храма, священник совершает вокруг него троекратное каждение и после трижды поет:
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, / и святое Воскресение Твое славим.
После каждого раза все молящиеся в храме совершают земной поклон, затем проходят к центральному аналою, целуют Крест и подходят к священнику для принятия елеопомазания.
- Хор трижды повторяет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», а затем самогласные стихиры:
Глас 8: Днесь Владыка твари, и Господь славы, / на Кресте пригвождается и в ребра прободается, / желчи и оцта вкушает, сладость церковная, / венцем от терния облагается, / покрываяй небо облаки, / одеждею облачится поругания, / и заушается бренною рукою, / рукою создавый человека. / По плещема биен бывает, / одеваяй небо облаки. / Заплевания и раны приемлет, / поношения и заушения, / и вся терпит мене ради осужденнаго, / Избавитель мой и Бог, / да спасет мир от прелести, яко благоутробен.
Слава… Днесь неприкосновенный существом, / прикосновен мне бывает, / и страждет страсти, / свобождаяй мя от страстей. / Свет подаваяй слепым, / от беззаконных устен оплевается, / и дает плещи за плененныя на раны. / Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, / болезненно вещаше: / увы мне Чадо Мое, / что сие сотворил еси? / Красный добротою паче всех человек, / бездыханный, беззрачный являешися, / не имея вида, ниже доброты. / Увы Мне Мой Свете! / Не могу спяща зрети Тя, / утробою уязвляюся, / и лютое оружие сердце Мое проходит. / Воспеваю Твоя страсти, / покланяюся благоутробию Твоему, / Долготерпеливе слава Тебе.
И ныне… Днесь пророческое исполнися слово, / се бо покланяемся на место, / идеже стоясте нозе Твои, Господи, / и Древа спасения вкусивше, / греховных страстей свободу улучихом, / молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.
- Затем диакон произносит сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…».
- По отпусте — евангельская стихира.
- На всех часах — тропарь воскресный, «Слава…», «Спаси, Господи, люди Твоя…»; кондак Триоди: «Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских…»
На Литургии Василия Великого
- «Блаженны»: 6 из Октоиха и 4 тропаря третьей песни (так указано в Триоди, а в Типиконе — шестая песнь) канона Триоди.
- По входе: тропарь воскресный, «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава… и ныне…», «Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских…».
- Вместо Трисвятого: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, / и святое Воскресение Твое славим.»
- Прокимен, глас 6-й «Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое» — Пс. 27:9. Стих: «К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.» — Пс. 27:1.
- Апостол к Евреем, зачало 311-е: «Братие, имуще убо Архиереа велика…» (Евр. 4:14–5:6).
- Аллилуиарий глас 1-й: «Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва.» — Пс. 73:2. Стих: «Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли» — Пс. 73:12.
- Евангелие от Марка зачало 37-е: «Рече Господь: иже хощет по Мне ити, да отвержется себé, и возмет крест свой…» — Мк. 8:34–9:1
- Вместо «Достойно есть…» поётся «О Тебе радуется…».
- Причастен: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.» — Пс. 4:4 (воскресный не поётся, хотя Октоих используется).
Отличия следующих седмичных дней
В Крестопоклонную неделю и следующую седмицу 4 раза совершается особое поклонение Кресту: в воскресенье на утрени (рассмотренное выше), и аналогично ему в понедельник и в среду (на Первом часе), а также в пятницу (после отпуста Изобразительных).
В понедельник и в среду на Первом часе священник из алтаря через северную диаконскую дверь выходит на солею, становится на амвон перед царскими вратами и с земными поклонами возглашает тропарь первого часа глас 6-й:
Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.
Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.
Яко к Тебе помолюся, Господи.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
- Чтец: «И ныне…», богородичен Первого часа: «Что Тя наречем, о Благодатная: Небо…».
- Священник через южную диаконскую дверь входит в алтарь, облачается фелонь, включает электрическое паникадило (не во всех храмах), отверзает царские врата, выходит через них с диаконом на средину храма, трижды с четырёх сторон кадит Крест на центральном аналое. Чтобы не возникало при этом гнетущего молчания, хор в это время трижды поёт тропарь Кресту, как на утрене после славословия, хотя Типикон не даёт основания такой практики.
- Затем вместо стихов Первого часа: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» трижды поётся «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с совершением земных поклонов. За ними из Триоди постной — стихиры на поклонения Кресту (те же самые, что пелись во время поклонения Кресту на утрене): «Приидите вернии…», во время которых молящиеся по очереди, начиная со священства, монахов, мужчин, а затем женщин, подходят и целуют лежащий на аналое Крест.
- На всех часах и на изобразительных по «Отче наш…» произносится кондак Кресту: «Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских…»
Среда Крестопоклонной седмицы называется в Типиконе Средопостной, а также Преполовение поста, потому что это середина Великого Поста, об этом говорится и в богослужении, например, в стиховной стихире на утрени: «Преполовивше пучину воздержания…». В богослужебном Уставе подчёркивается, что этот день не является праздничным: «в сию средопостную среду, на трапезе не достоит разрешати на елей и вино, яко паче день плача есть, а не радости». С этого дня и до конца поста на Литургии преждеосвященных Даров после ектении об оглашенных добавляются прошения о готовящихся «ко просвещению». В среду и в пятницу богослужение только по Триоди (каноны святых Минеи выносятся на повечерия).
В пятницу Крестопоклонной седмицы Типикон назначает такую же службу, как и в среду, но составители Триоди не написали стихир Кресту на «Господи воззвах»… Ежегодные Богослужебные указания предлагают петь стихиры из Минеи святому этого дня (отправляя на повечерие канон и другие оставшиеся молитвословия этого святого). Однако современный литургист А. С. Кашкин советует брать стихиры Кресту со вторника вечера. В отличие от среды, в пятницу на утрене имеется полный канон Кресту (помимо двух трипеснцев), но отсутствует светилен Креста. В этот же день совершается последнее особое поклонение Кресту на Крестопоклонной седмице:
- После того как отслужат Изобразительны, священник совершает отпуст,
- затем совершается сход духовенства на средину храма,
- трижды поётся тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…», каждение Креста,
- «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», троекратное поклонение Кресту,
- клирос поёт стихиры Кресту, а священник целует Крест, берёт Его на главу и через царские врата несёт в алтарь,
- на амвоне иерей останавливается, поворачивается к народу, осеняет его Крестом, и вносит Крест в алтарь, полагая Крест на Престол поверх антиминса,
- берёт у диакона кадило и кадит Престол с Крестом с четырёх сторон,
- царские врата затворяются, Крест передаётся пономарям, которые уносят Его в ризницу,
- священник берёт Евангелие и, творя им крест поверх антиминса, произносит начальный возглас Литургии преждеосвященных Даров: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков!»,
- следует вечерня. На место Креста поверх центрального аналоя полагается икона Иисуса в терновом венце, или святцы.
Славянские традиции
В среду этой недели отмечалось окончание половины Великого поста и у деревенской детворы был небольшой праздник, связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем.
В воскресенье на четвёртой неделе (седмице) Великого Поста в храмах совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду — «средокрестьем». На ночь со среды на четверг приходится середина поста, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название «Средопостие», «Средокрестье». Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст.
На этой неделе пекли пироги в виде креста, которые так и называли — «кресты», а также в виде сельскохозяйственных орудий — сохи, плуга, бороны, косы. Часть «крестов» селяне хранили до весенних посевов — их клали в сеялку к посевным семенам.
В некоторых местах хозяйки в кресты что-либо запекали, и затем во время семейного застолья смотрели: кому с какой начинкой достанется пирог. Считалось, если доставался уголёк — к печали, хлебные зёрна — к доброму урожаю, лучина — к смерти, чаинка — к нечаянной жизни, кусочек кирпича — к плохому жилью, овсяное зёрнышко — к благополучию, монета — к богатству.
Преполовение Великого поста часто понималось как его символический перелом. Представление о переходном значении Средопостия нашло различное выражение в обрядах, магии и фольклоре восточных и западных славян.
На Руси говорили, что будто бы в среду на этой неделе «переламывается» пост в переднем углу. Няни и бабушки, забавляя детей, садились в передний угол, за стол, и стучали под лавкой. Они уверяли детей, будто этот стук происходит от «ломанья» поста. Говорили, что с этого дня щука разбивает хвостом лёд.