Неделя крестопоклонная

09.08.2022

Неделя крестопоклонная (греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресенья) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая так же называется «Крестопоклонной».

Богослужебное значение

Название «крестопоклонная» происходит от того, что молящиеся в храме совершают особое поклонение в эти дни «Честному и Животворящему Кресту Господню», с целью укрепления душевных сил верующих в середине Великого поста. Ради душевной радости канон Триоди должен начинаться с обычно пропускаемых пасхальных ирмосов «Воскресения день…!»

Значение изнесения (выноса) Креста и поклонение ему в Неделю и последующую седмицу разъясняется в Синаксари, в стихирах, в каноне и в богослужебных текстах. Великий пост для верующих православных христиан сравнивается с пребыванием евреев в пустыне: как тогда евреи (Ветхий Израиль) страдали от жажды в пустыни, а Моисей опустил дерево и сделал воды Мерры сладкими (Исх. 15:23), так и Православная церковь выносит на поклонение Животворящий Крест посредине Четыредесятницы, услаждает пост для верующих и насыщает духовную жажду православных христиан (Нового Израиля).

Богослужебные особенности

Перед началом воскресного всенощного бдения, так же, как и накануне Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября и перед богослужением на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня 1 (14) августа, цветами украшается особый Крест, который священником полагается на жертвенник. После облачения диакон, испрашивает благословение на кадило и перед Честным Крестом произносит тихо Трисвятое по «Отче наш…». Затем алтарники тихо поют тропарь Воздвижению Креста глас 1-й:

Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [Царем]* на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Греческий оригинал

Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα.

*Крест — символ царя Константина, царицы Елены и других православных царей. После революции 1917 года упоминание царей в этом тропаре прекратилось, но в Зарубежной церкви вместо прежних слов появилась вставка «…православным христианом…», пока не утверждённая священноначалием Русской православной церкви.
  • «Слава… и ныне…», кондак глас 4-й:

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу.

Греческий оригинал

Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον.

При этом, в сопровождении двух свещеносцев и диакона, иерей на главе переносит Крест на Престол и полагает поверх антиминса, завёрнутого в илитон — на место Евангелия, а Евангелие заранее поставляет справа от дарохранительницы (как на Литургии). Перед Крестом ставится зажжённая свеча.

В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются молитвословия Триоди постной, в которых славится Крест Христов. Также в этот день может употребляться и Минея, если случится предпразднство Благовещения, само Благовещение, или его отдание, а также престольный праздник, бденный или полиелейный святой. Богослужения других святых с этого дня должны переноситься на повечерие одного из будничных дней святой Четыредесятницы.

Богослужение Недели крестопоклонной в Типиконе сравнивается с Неделей Торжества православия:

  • Все песнопения малой вечерни только из Триоди (Октоих не используется, что в воскресный день типично только для Господских праздников).
  • Тропарём праздника является тропарь Воздвижения «Спаси, Господи, люди Твоя…». Это молитвословие является тропарём среды и пятницы, а также произносится в конце Молитв утренних.
  • В великой вечерне на «Господи воззвах…» поются: 6 воскресных стихир, 4 стихиры Кресту из Триоди глас 5-й, «Слава…», стихира Триоди глас 3-й: «Христе Боже наш, / вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго Восприемый…», «И ныне…», догматик Октоиха.
  • В начале литии — стихира храма, «Слава… и ныне…», стихира Триоди глас 5-й: «Зрящи Тя тварь вся на Кресте нага висяща…».
  • Стиховны — 4 обычные стихиры Октоиха с воскресными запевами, «Слава… и ныне…», стихира Триоди глас 4-й: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду…».

Далее продолжается всенощное бдение, как обычное воскресное, за исключением:

  • По «Бог Господь…» дважды поётся воскресный тропарь, «Слава…», «Спаси, Господи, люди Твоя…», «И ныне…», богородичен воскресный по гласу Славы: «Гавриилу вещавшу Тебе, Дево, радуйся…».
  • По монастырскому Уставу должны петься непорочны (полиелей только в храме в честь Креста), но в современной приходской практике сокращённый полиелей совершается в алтаре.
  • Так же, как в Неделю о мытаре и фарисее, после чтения Евангелия — «Воскресение Христово видевше…», псалом 50: «Помилуй мя Боже…», и особые покаянные песни глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
  • После первой молитвы литии «Спаси Боже люди твоя…», 12-ти раз «Господи помилуй» и возгласа священника «Милостию и щедротами…», затворяются царские врата — елеопомазание только после выноса Креста.
  • В каждой песни канона: 4 воскресных тропаря, 2 — богородичных из Октоиха, 8 — из Триоди (по смыслу — крестовоскресных), глас 1-й с запевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» и катавасия Триоди «Божественнейший прообрази древле Моисей…».
  • По третьей песни седальны Триоди глас 6-й.
  • По шестой:

Воскресные кондак с икосом отменяются.

  • По девятой — ексапостиларий евангельский, «Слава…», светилен Триоди глас 1-й: «Крест Христов честный / днесь предложенный видевше поклонимся…», «И ныне…», богородичен Триоди: «Древу, на немже Всечистая, / пречистеи длани о нас простре, / пригвоздивыйся Сын Твой…».
  • На хвалитех — 4 стихиры Октоиха, 5 стихир Триоди — запевы к стихирам воскресные и два дополнительных «Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, / яко свято есть» (Пс. 98:5) и «Бог же Царь наш прежде века, / содела спасение посреде земли.» (Пс. 73:12), «Слава…», повторяется последняя стихира Триоди глас 8-й: «Высокомудраго разума злых фарисеев, / всех Господь притчею убежати сего научи…», «И ныне…», «Преблагословенна еси…». В это время предстоятель облачается (без произнесения соответствующих молитв) во все священнические облачения.

Вынос Креста и поклонение Ему

Во время великого славословия священник в предшествии диакона с зажжённой свечой трижды кадит вокруг Престола, на котором лежит святой Крест.

  • По окончании славословия священник отдает кадило диакону, делает 3 земных поклона перед Престолом и во время пения особым напевом последнего «Святый Боже…» поднимает Крест на свою голову, обходит Престол с южной стороны, несёт Крест через Горнее место, выходит из алтаря северной дверью вслед за диаконом, несущим кадило и свечу. Вдоль стен храма с внутренней стороны круговое шествие с Крестом образует Крестный ход (по направлению, противоположному движению Солнца). Подойдя к отверстым царским вратам, священник возглашает: «Премудрость, прости».
  • Хор поет: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Крест полагается на аналое посреди храма, священник совершает вокруг него троекратное каждение и после трижды поет:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, / и святое Воскресение Твое славим.

После каждого раза все молящиеся в храме совершают земной поклон, затем проходят к центральному аналою, целуют Крест и подходят к священнику для принятия елеопомазания.

  • Хор трижды повторяет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», а затем самогласные стихиры:

Глас 8: Днесь Владыка твари, и Господь славы, / на Кресте пригвождается и в ребра прободается, / желчи и оцта вкушает, сладость церковная, / венцем от терния облагается, / покрываяй небо облаки, / одеждею облачится поругания, / и заушается бренною рукою, / рукою создавый человека. / По плещема биен бывает, / одеваяй небо облаки. / Заплевания и раны приемлет, / поношения и заушения, / и вся терпит мене ради осужденнаго, / Избавитель мой и Бог, / да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Слава… Днесь неприкосновенный существом, / прикосновен мне бывает, / и страждет страсти, / свобождаяй мя от страстей. / Свет подаваяй слепым, / от беззаконных устен оплевается, / и дает плещи за плененныя на раны. / Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, / болезненно вещаше: / увы мне Чадо Мое, / что сие сотворил еси? / Красный добротою паче всех человек, / бездыханный, беззрачный являешися, / не имея вида, ниже доброты. / Увы Мне Мой Свете! / Не могу спяща зрети Тя, / утробою уязвляюся, / и лютое оружие сердце Мое проходит. / Воспеваю Твоя страсти, / покланяюся благоутробию Твоему, / Долготерпеливе слава Тебе.

И ныне… Днесь пророческое исполнися слово, / се бо покланяемся на место, / идеже стоясте нозе Твои, Господи, / и Древа спасения вкусивше, / греховных страстей свободу улучихом, / молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

  • Затем диакон произносит сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…».
  • По отпусте — евангельская стихира.
  • На всех часах — тропарь воскресный, «Слава…», «Спаси, Господи, люди Твоя…»; кондак Триоди: «Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских…»

На Литургии Василия Великого

  • «Блаженны»: 6 из Октоиха и 4 тропаря третьей песни (так указано в Триоди, а в Типиконе — шестая песнь) канона Триоди.
  • По входе: тропарь воскресный, «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава… и ныне…», «Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских…».
  • Вместо Трисвятого: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, / и святое Воскресение Твое славим.»
  • Прокимен, глас 6-й «Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое» — Пс. 27:9. Стих: «К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.» — Пс. 27:1.
  • Апостол к Евреем, зачало 311-е: «Братие, имуще убо Архиереа велика…» (Евр. 4:14–5:6).
  • Аллилуиарий глас 1-й: «Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва.» — Пс. 73:2. Стих: «Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли» — Пс. 73:12.
  • Евангелие от Марка зачало 37-е: «Рече Господь: иже хощет по Мне ити, да отвержется себé, и возмет крест свой…» — Мк. 8:34–9:1
  • Вместо «Достойно есть…» поётся «О Тебе радуется…».
  • Причастен: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.» — Пс. 4:4 (воскресный не поётся, хотя Октоих используется).

Отличия следующих седмичных дней

В Крестопоклонную неделю и следующую седмицу 4 раза совершается особое поклонение Кресту: в воскресенье на утрени (рассмотренное выше), и аналогично ему в понедельник и в среду (на Первом часе), а также в пятницу (после отпуста Изобразительных).

В понедельник и в среду на Первом часе священник из алтаря через северную диаконскую дверь выходит на солею, становится на амвон перед царскими вратами и с земными поклонами возглашает тропарь первого часа глас 6-й:

Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.
Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.
Яко к Тебе помолюся, Господи.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

  • Чтец: «И ныне…», богородичен Первого часа: «Что Тя наречем, о Благодатная: Небо…».
  • Священник через южную диаконскую дверь входит в алтарь, облачается фелонь, включает электрическое паникадило (не во всех храмах), отверзает царские врата, выходит через них с диаконом на средину храма, трижды с четырёх сторон кадит Крест на центральном аналое. Чтобы не возникало при этом гнетущего молчания, хор в это время трижды поёт тропарь Кресту, как на утрене после славословия, хотя Типикон не даёт основания такой практики.
  • Затем вместо стихов Первого часа: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» трижды поётся «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с совершением земных поклонов. За ними из Триоди постной — стихиры на поклонения Кресту (те же самые, что пелись во время поклонения Кресту на утрене): «Приидите вернии…», во время которых молящиеся по очереди, начиная со священства, монахов, мужчин, а затем женщин, подходят и целуют лежащий на аналое Крест.
  • На всех часах и на изобразительных по «Отче наш…» произносится кондак Кресту: «Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских…»

Среда Крестопоклонной седмицы называется в Типиконе Средопостной, а также Преполовение поста, потому что это середина Великого Поста, об этом говорится и в богослужении, например, в стиховной стихире на утрени: «Преполовивше пучину воздержания…». В богослужебном Уставе подчёркивается, что этот день не является праздничным: «в сию средопостную среду, на трапезе не достоит разрешати на елей и вино, яко паче день плача есть, а не радости». С этого дня и до конца поста на Литургии преждеосвященных Даров после ектении об оглашенных добавляются прошения о готовящихся «ко просвещению». В среду и в пятницу богослужение только по Триоди (каноны святых Минеи выносятся на повечерия).

В пятницу Крестопоклонной седмицы Типикон назначает такую же службу, как и в среду, но составители Триоди не написали стихир Кресту на «Господи воззвах»… Ежегодные Богослужебные указания предлагают петь стихиры из Минеи святому этого дня (отправляя на повечерие канон и другие оставшиеся молитвословия этого святого). Однако современный литургист А. С. Кашкин советует брать стихиры Кресту со вторника вечера. В отличие от среды, в пятницу на утрене имеется полный канон Кресту (помимо двух трипеснцев), но отсутствует светилен Креста. В этот же день совершается последнее особое поклонение Кресту на Крестопоклонной седмице:

  • После того как отслужат Изобразительны, священник совершает отпуст,
  • затем совершается сход духовенства на средину храма,
  • трижды поётся тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…», каждение Креста,
  • «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», троекратное поклонение Кресту,
  • клирос поёт стихиры Кресту, а священник целует Крест, берёт Его на главу и через царские врата несёт в алтарь,
  • на амвоне иерей останавливается, поворачивается к народу, осеняет его Крестом, и вносит Крест в алтарь, полагая Крест на Престол поверх антиминса,
  • берёт у диакона кадило и кадит Престол с Крестом с четырёх сторон,
  • царские врата затворяются, Крест передаётся пономарям, которые уносят Его в ризницу,
  • священник берёт Евангелие и, творя им крест поверх антиминса, произносит начальный возглас Литургии преждеосвященных Даров: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков!»,
  • следует вечерня. На место Креста поверх центрального аналоя полагается икона Иисуса в терновом венце, или святцы.

Славянские традиции

В среду этой недели отмечалось окончание половины Великого поста и у деревенской детворы был небольшой праздник, связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем.

В воскресенье на четвёртой неделе (седмице) Великого Поста в храмах совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду — «средокрестьем». На ночь со среды на четверг приходится середина поста, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название «Средопостие», «Средокрестье». Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст.

На этой неделе пекли пироги в виде креста, которые так и называли — «кресты», а также в виде сельскохозяйственных орудий — сохи, плуга, бороны, косы. Часть «крестов» селяне хранили до весенних посевов — их клали в сеялку к посевным семенам.

В некоторых местах хозяйки в кресты что-либо запекали, и затем во время семейного застолья смотрели: кому с какой начинкой достанется пирог. Считалось, если доставался уголёк — к печали, хлебные зёрна — к доброму урожаю, лучина — к смерти, чаинка — к нечаянной жизни, кусочек кирпича — к плохому жилью, овсяное зёрнышко — к благополучию, монета — к богатству.

Преполовение Великого поста часто понималось как его символический перелом. Представление о переходном значении Средопостия нашло различное выражение в обрядах, магии и фольклоре восточных и западных славян.

На Руси говорили, что будто бы в среду на этой неделе «переламывается» пост в переднем углу. Няни и бабушки, забавляя детей, садились в передний угол, за стол, и стучали под лавкой. Они уверяли детей, будто этот стук происходит от «ломанья» поста. Говорили, что с этого дня щука разбивает хвостом лёд.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: