Filmfare Award за лучший женский закадровый вокал

04.06.2022

Filmfare Award за лучший женский закадровый вокал (хинди फ़िल्मफ़ेयर सर्वश्रेष्ठ पार्श्व गायिका पुरस्कार) — номинация старейшей и наиболее престижной кинопремии Болливуда (индустрии фильмов на хинди) Filmfare Awards, и сравниваемой по значимости с «Оскаром», предназначенная для награждения представителей занимающей в индийском кино особое место профессии закадрового вокалиста за лучшее закадровое исполнение песни/темы в фильме за предыдущий год. Категория награды за лучший закадровый вокал, первоначально без разделения вокалистов и вокалисток, была введена на 6-й церемонии награждения Filmfare Awards в 1959 (по заслугам в предыдущем, 1958 году), а впоследствии была перенята и другими индийскими кинопремиями, став одной из их специфических черт.

Введению категории предшествовал случай на 4-й церемонии награждения Filmfare Awards в 1957 году, когда в качестве лучшей песни болливудского кино была премирована композиция «Rasik Balma» из фильма «Тайком от всех», написанная композиторами Шанкаром и Джайкишаном на слова Хасрата Джайпури, а исполнявшая её в фильме известнейшая закадровая певица Лата Мангешкар отказалась петь её вживую на церемонии, мотивировав это протестом против отсутствия категории для вокалистов. Она же и стала первым, безальтернативным лауреатом премии два года спустя и практически «монополизировала» женский вокал в этой категории до середины 1960-х годов. Впоследствии (после 1967 года), по её же инициативе категория была разделена на две, в которой соревновались отдельно певцы-мужчины и женщины.

Последней, в 2021 году премии за лучший женский закадровый вокал удостоена певица Асис Каур, исполнившая для фильма «Бродяга» (2020) песню «Malang».

Статистика премии

  • Наибольшее количество выигранных премий в категории: Аша Бхосле (7 побед к 1979 году) и догнавшая её к 2005 году Алка Ягник . Второе место с пятью победами занимает Шрея Гхошал.

Следует учитывать, что после 1971 года Лата Мангешкар не номинировалась на премию, в том числе, по её собственной просьбе, чтобы «больше поощрять молодые таланты». В 1979 году её примеру последовала её младшая сестра Аша, также попросив, чтобы её имя более не включалось в списки кандидатов на премию.

Две чемпионки премии делят между собой ещё два рекорда:

  • по «монополизации» всех номинаций категории в каком-либо году (Аше Бхосле принадлежали все три номинации в 1973, Алке Ягник — все четыре в 1994, одна из которых была совместной с Илой Арун).
  • по рекордному числу номинаций в один год (принадлежавшие Бхосле 4 из 5 номинаций 1975 года и вышеупомянутые 4 номинации Алки Ягник в 1994 году).
  • Наибольшее количество последовательных побед: Аша Бхосле (удостоенная награды 4 раза подряд в 1972—1975 годах), на втором месте — Анурадха Паудвал (3 премии подряд в 1991—1993 годах).
  • Наибольшее количество номинаций: Алка Ягник (35), ей же принадлежит наибольшее количество последовательных номинаций, как по годам, так и по общему числу — Ягник номинировали на премию 14 лет подряд (с 1992 по 2005), за это время она была номинирована с 31 песней, записанной для 30 фильмов, и выиграла 6 из своих семи раз.
  • Наибольшее количество номинаций без единой победы: Уша Мангешкар (сестра Латы Мангешкар и Аши Бхосле) и Чандрани Мукхерджи (по три).
  • Наиболее возрастная и молодая лауреатки: соответственно Уша Уттхуп (записавшая совместно с Рекхой Бхардвадж песню «Darling» для фильма «Семь мужей» (2011) в 63 год) и пакистанка Назия Хассан, записавшая песню «Aap Jaisa Koi» для фильма «Друзья навек» (1980) в 15-летнем возрасте.
  • Наиболее возрастная и молодая номинантки: соответственно Уша Уттхуп (по той же номинации) и Сушма Шрестха, записавшая песню «Tera Mujhse Hai» для фильма «Приди в мои объятия» (1973) приблизительно в 13 лет.

Номинанты и лауреаты премии

В списке приведены сведения о номинантах и победителях, сгруппированные по церемониям (годам) и десятилетиям. В таблицы включены имена актёров и названия фильмов с указанием ролей, за которые получена номинация. Номинанты и соответствующие им фильмы и роли каждого года приведены в порядке, соответствующем официальному сайту премии. Лауреаты выделены полужирным шрифтом на золотом фоне, а также, по возможности, представлены фотографиями. Расстановка номинантов каждого года соответствует индийским источникам.

В общей номинации «За лучший закадровый вокал» до её разделения (1959—1967 годы)

Номинации и победы мужчин-вокалистов помечены аналогично женским, но с затемнением соответствующих строк.

После разделения, в категории «За лучший женский закадровый вокал»

Конец 1960-х годов

1970-е годы

1980-е годы

1990-е годы

2000-е годы

2010-е годы

2020-е годы


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: