Петрозаводск (аэропорт)


Петрозаводск (до 26.03.2019 — Петрозаводск (Бесовец), карел. Petroskoin lendoažemu, фин. Petroskoin lentoasema) — аэропорт совместного базирования: аэропорт города Петрозаводска и аэродром ВВС России. Расположен в 12 километрах к северо-западу от города вблизи деревни Бесовец. Основан в августе 1939 года. Имеет статус международного аэропорта федерального значения.

Аэропорт способен принимать самолёты Ил-76Т (с частичной загрузкой), Boeing 737-800, Boeing 737-MAX8, Як-42, Ту-134, Sukhoi Superjet 100, Ил-114, Ан-12, самолёты 3-4 классов (Ан-24, Як-40, ATR 42, Embraer EMB 120 Brasilia, SAAB 2000 и другие более лёгкие), а также вертолёты всех типов. Классификационное число ВПП (PCN) 38/R/А/Х/T. Максимальный взлётный вес 150 тонн.

История

Краткая историческая справка авиабазы ВВС

Бесовец является аэродромом совместного базирования и предназначен для приёма воздушных судов государственной и коммерческой авиации. На аэродроме базируется авиационная база, на вооружении которой состоят истребители Су-27.

В период с 1951 по 1970 годы на аэродроме базировались полки 26-й истребительной авиационной дивизии 22-й воздушной армии Северного военного округа:

  • управление 26-й истребительной авиационной дивизии (до 1960 года, дивизия расформирована);
  • 722-й истребительный авиационный полк ПВО на самолётах МиГ-15 и МиГ-17 (с 1958 года). В 1960 году полк перебазировался на аэродром Смуравьево и вошёл в состав 76-й воздушной армии Ленинградского военного округа;
  • 641-й гвардейский истребительный авиационный Виленский ордена Кутузова полк ПВО на самолётах МиГ-15, МиГ-17 (с 1953 года), МиГ-19 (с 1957 года). В сентябре 1972 года полк базируется на острове Новая Земля аэродроме Рогачево.

В 2016 году началось перевооружение на Су-35. Авиабаза образована на основе слияния 159-го гвардейского истребительного авиационного Новороссийского Краснознамённого ордена Суворова полка, 177-го истребительного авиационного Московского полка и 9-го гвардейского истребительного Виленского полка. Полки переведены с аэродромов Лодейное Поле и Килпъявр.

Краткая историческая справка Аэропорта

  • 1939—1964 годы: Аэродром Бесовец
  • 1964—1994 годы: Аэропорт Петрозаводск-2
  • 1994—2002 годы: Государственное авиационное предприятие «Аэропорт Бесовец»
  • 2002 год: Закрытое акционерное общество «Аэропорт Бесовец-1»
  • 2002—2009 годы: Закрытое акционерное общество «Аэропорт Петрозаводск»
  • 2009—2011 годы: Автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск»
  • с 2012 года: Бюджетное учреждение Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск»

История аэропорта

Военный аэродром Бесовец в Карелии был создан на базе дома отдыха «Маткачи» в районе деревни Бесовец. В августе 1939 года на аэродром приземлился истребительный авиаполк.

В период оккупации (1941 — 1944 годы) аэродром использовался военной авиацией Финляндии.

Строительство нового аэродрома началось 1 сентября 1950 года. Изначально аэродром эксплуатировался Министерством обороны СССР.

В 1964 году аэродром преобразован в аэропорт Петрозаводск-2. В аэропорту построены служебные здания, Петрозаводским авиаотрядом организованы полёты гражданских судов.

В 1990 году из аэропорта открыты международные рейсы.

В 1994 году, в связи с реорганизацией Петрозаводского авиапредприятия, аэропорт преобразован в Государственное авиационное предприятие (ГАП) «Аэропорт Бесовец».

В 1995 году присвоен статус аэродрома совместного базирования для Министерства обороны России и Минтранса России.

В 2001 году на предприятии введено внешнее наблюдение, затем — управление по признакам банкротства. В 2003 году введено конкурсное производство. Имущество предприятия выкупается ЗАО «Группа „Калевала“». Новый владелец создаёт Закрытое акционерное общество «Аэропорт Петрозаводск».

8 июня 2004 года введён в строй новый аэровокзальный терминал аэропорта. Общая стоимость объекта составила 19 миллионов рублей. Большая часть необходимых средств на строительство была заложена в инвестиционной программе республиканского бюджета.

27 ноября 2008 года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) запретила принимать и отправлять самолёты аэропорту Петрозаводск.. Компания оказалась на грани банкротства

19 февраля 2009 года Законодательное Собрание Республики Карелия одобрило предложение Главы республики Сергея Катанандова о выделении из регионального бюджета около 47 миллионов рублей на приобретение в государственную собственность аэропорта.

24 апреля 2009 года создано Автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск».

1 декабря 2009 года завершилась модернизация светосигнального оборудования аэропорта, после чего у аэропорта появилась возможность работать и в тёмное время суток.

В июле 2011 года глава Карелии Андрей Нелидов и министр обороны России Анатолий Сердюков решили, что военные передадут часть земель аэропорта Бесовец в республиканскую собственность. Это необходимо для того, чтобы республика имела законное основание для вложения инвестиций в расширение и модернизацию аэропорта вблизи посёлка Бесовец.

30 мая 2015 года у аэропорта «Петрозаводск» закончилось действие сертификата по авиационной безопасности, и с этого дня были отменены рейсы на Москву.

С 2015 г. Бюджетное учреждение Республики Карелия "Аэропорт «Петрозаводск» является также авиакомпанией — имеет сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок 3 Ми-8Т.

С января 2016 г. регулярные пассажирские полёты из аэропорта возобновлены.

С 17 декабря 2018 года из аэропорта «Петрозаводск» в аэропорт «Внуково» города Москвы начала осуществлять полёты авиакомпания «Победа» на самолётах типа Boeing 737-800 пассажировместимостью 189 человек.

С апреля 2019 года авиапредприятие «Северсталь» начало выполнять рейсы, объединившие три соседних региона — Архангельскую область, Республику Карелия и Вологодскую область, организовав прямое авиасообщение из аэропорта города Петрозаводск в города Череповец и Архангельск.

Летом 2019 года из аэропорта «Петрозаводск» организовано прямое авиасообщение с городами Краснодарского края — Сочи и Анапа, а также с полуостровом Крым — городом Симферополь. Тип воздушного судна на данных направлениях — Sukhoi Superjet 100.

В ноябре 2019 года специалисты Военно-строительного комплекса Минобороны России досрочно завершили реконструкцию искусственного покрытия взлётно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома.

20 августа 2020 года открылось новое здание аэровокзала аэропорта «Петрозаводск» площадью 3,7 тыс. м², построенное специалистами Военно-строительного комплекса Минобороны России.


Пассажирские авиаперевозки

Показатели деятельности

Пункты назначения

Происшествия

  • 31 мая 1973 г. катастрофа самолёта МиГ-17, аэродром Бесовец, лётчик Пономарёв М. При взлёте и наборе высоты парой самолёт неожиданно перешёл на снижение и столкнулся с землёй. Лётчик погиб. Предположительная причина — потеря работоспособности из-за болевого шока. Накануне полёта лётчику были запломбированы 2 зуба.
  • 10 июля 1977 года самолёт Ту-134 рейса 8710 Аэрофлота Петрозаводск-Ленинград был захвачен и, под угрозой взрыва, совершил, по требованию угонщиков, посадку в аэропорту Вантаа, Хельсинки.
  • 21 февраля 1978 года при попытке угона Ту-134, выполнявшего рейс Ленинград—Мурманск, 16-летний Дмитриченко С. И. угрожая взорвать самолёт, потребовал лететь в Осло (Норвегия). Убедив его в необходимости дозаправится в финской Котке, авиалайнер ночью был посажен в Петрозаводске, где преступник был арестован.
  • 4 марта 1978 года в 3 км от взлётно-посадочной полосы аэропорта в заливе Сургуба озера Укшезеро разбился Ил-14 военно-воздушных сил войск ПВО СССР. Погибли 6 членов экипажа и 1 пассажирка
  • 11 апреля 1990 г. катастрофа самолёта Су-15УМ, аэродром Бесовец, лётчики начальник авиации заместитель командира 54-го корпуса ПВО по авиации полковник Барановский И. А и командир полка полковник Весельницкий В. И. Экипаж выполнял задание по упражнению 302 КБП АПВО ИОН-86 «Контрольный полёт в зону для отработки техники пилотирования и захода на посадку по дублирующим приборам». В зоне на 23 мин полёта экипаж с высоты 2250 м на скорости 600 км/ч выполнил незапланированный заданием нисходящий манёвр (по типу переворота), в процессе которого разогнал скорость до 900 км/ч. На нисходящей траектории, оценив дефицит высоты, экипаж пытался вывести самолёт из пикирования полным взятием РУС на себя, создав перегрузку 8,7g, однако высоты для вывода не хватило, и самолёт с углом 15-20° и незначительным левым креном на скорости 530км/ч столкнулся с земной поверхностью, разрушился и сгорел. Экипаж погиб. Причиной ЛП явилась недисциплинированность экипажа, проявившаяся в выполнении непредусмотренного заданием нисходящего манёвра, что привело к столкновению самолёта с землёй.
  • 23 июля 1990 года — Ту-134Б (СССР-65706) с 74 людьми на борту выполнял рейс Рига—Мурманск, когда два пассажира (Кузнецов и Коваленко) угрожая взорвать самолёт потребовали следовать в Стокгольм. После вынужденной посадки в Петрозаводске угонщиков задержали.
  • В ночь с 20 июня на 21 июня 2011 года при заходе на посадку вблизи аэропорта потерпел катастрофу самолёт Ту-134. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 47 человек.
  • 28 июня 2012 года в 9:50 по московскому времени в 1,6 километрах от аэродрома в ходе выполнения воздушной разведки погоды разбился самолёт Су-27УБ. Двое лётчиков — полковник Олейник и генерал-майор Боташев катапультировались. Причиной аварии стала ошибка пилотирования, допущенная генералом Боташевым при выполнении им незапланированных полётным заданием фигур высшего пилотажа. Против Боташева было возбуждено уголовное дело; по версии следствия, он участвовал в вылете, не пройдя подготовки и не имея соответствующего допуска к полёту. В апреле 2013 года генерал-майор Боташев был признан виновным и приговорён к 4 годам условного срока и выплате 5 млн рублей в качестве частичной компенсации ущерба.

Авиакомпания

Бюджетное учреждение Республики Карелия "Аэропорт «Петрозаводск» имеет сертификат эксплуатанта для осуществления авиационных работ АР-13-14-019 от 13.04.2017 и вертолёты Ми-8Т (3 шт.).

Транспортная доступность

Из Петрозаводска в аэропорт ходит автобус 117В.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: