Томберг, Владимир Эрнестович


Владимир Эрнестович Томберг (28 июня [11 июля] 1912, Владивосток — 12 апреля 2002, Москва) — советский оператор, режиссёр и сценарист неигрового кино, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1947, 1951). Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1949).

Биография

Родился во Владивостоке в семье служащих. Отец, коренной житель Эстонии, был мобилизован в царскую армию и осел в России. Мать — дочь мельника Осташковского уезда Тверской губернии.
С 1918 года жил в Москве. В 1929 году окончил среднюю школу с химическим уклоном. Работал на Госсалициловом заводе, в 1932 году окончил курсы фотокорреспондентов при Московском Доме печати. В 1932 году поступил в Государственный институт кинематографии на операторский факультет и окончил его в 1937 году «с отличием», получив специальность кинооператора художественных фильмов. Работал помощником и ассистентом оператора на киностудиях «Межрабпомфильм» и «Ленфильм» на фильмах «Джульбарс» (1935), «Большие крылья» (1937) и «Детство Горького» (1938). С 1938 по 1940 год работал на Хабаровской студии кинохроники, где снял более 200 сюжетов для киножурнала «Советский Дальний Восток». В октябре 1940 года был переведён на Горьковскую студию кинохроники, снимал сюжеты для горьковской и московской кинопериодики, также участвовал в съёмках фильмов «День войны» (1942), «Народная магистраль», «Комсомольцы» (1943).

Призванный в Красную армию в 1942 году и нужный на студии, его долго не отпускали на фронт. Наконец, в июне 1943 года в звании инженер-капитан Томберг был направлен в киногруппу Западного, затем Северо-Западного фронтов. Снимал боевые действия войск ПВО по охране незамерзающего Мурманского порта, затем у партизан на Мурманском направлении Карельского фронта. С июня 1944 года до окончания войны в качестве военного кинооператора был прикомандирован к 1-му Белорусскому фронту. Начальник отдела фронтовых киногрупп Центральной студии кинохроники Л. Н. Сааков во фронтовой характеристике отмечал способности Томберга к самостоятельному авторскому мышлению:

По методу своей работы и отношению к действительности он занимал положение промежуточное между репортёром и очеркистом. вернее — он стремился к соединению того и другого метода, всегда избегал внешней, поверхостной фиксации явлений и стремился к тому, чтобы в потоке событий найти свою тему и дать более законченное её решение.— Леон Сааков, 1945 год, РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 1465. Л. 50.

С июля 1945 года — режиссёр-оператор «Таллинфильма». За время работы в Эстонии кроме фильмов им снято около 100 сюжетов для кинопериодики, автор-оператор киноочерков «Эстонский колхоз в Грузии», «Новая жизнь» о создании колхозов в республике. В 1948—1952 годах — также заместитель министра кинематографии Эстонской ССР. С ноября 1952 года — режиссёр «Моснаучфильма» (в дальнейшем — «Центрнаучфильм»), где создал более 60-ти кинокартин, автор киножурналов: «Здоровье», «На воздушных трассах», «Наука и техника», «Новости дня», «Пионерия» и других. Явился автором многих публикаций, выпустил книгу «В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового кинооператора» (2003). Книга была удостоена премии Гильдии киноведов и кинокритиков России в области киноведения и кинокритики «Слон» за 2004 год в номинации «Мемуарно-биографическая литература о кино».

Член ВКП(б) с 1949 года, член Союза кинематографистов СССР (Москва) с 1957 года.

В. Э. Томберг скончался 12 апреля 2002 года.

Семья

Был женат, дочь — Ирина Владимировна Светлова, киновед

Фильмография

Оператор
  • 1940 — Амурская краснознамённая / Славный юбилей (в соавторстве)
  • 1940 — День нового мира (в соавторстве)
  • 1942 — День войны (в соавторстве)
  • 1943 — Комсомольцы (в соавторстве)
  • 1943 — Народная магистраль
  • 1944 — Бобруйский котёл (фронтовой спецвыпуск № 3)(совместно с В. Соловьёвым, А. Софьиным, М. Посельским)
  • 1944 — Варшава (в соавторстве)
  • 1944 — На освобождённой польской земле / Хелм — Люблин (совместно с Е. Мухиным, В. Соловьёвым, М. Посельским, В. Штатландом)
  • 1944 — На подступах к Варшаве (фронтовой спецвыпуск № 7) (в соавторстве)
  • 1944 — От Вислы до Одера (фронтовой спецвыпуск № 7) (в соавторстве)
  • 1944 — Освобождение Советской Белоруссии (в соавторстве)
  • 1945 — Берлин (в соавторстве)
  • 1945 — В Померании (фронтовой спецвыпуск № 5) (в соавторстве)
  • 1945 — Знамя Победы над Берлином водружено (в соавторстве)
  • 1945 — Освобождение Варшавы (фронтовой спецвыпуск № 8) (в соавторстве)
  • 1945 — Повесть о наших детях / Дети и война (в соавторстве)
  • 1946 — Советская Эстония (в соавторстве)
  • 1947 — Праздник песни
  • 1947 — Великий всенародный праздник (в соавторстве)
  • 1947 — Эстонский колхоз в Грузии
  • 1948 — Новая жизнь
Режиссёр
  • 1947 — Эстонский колхоз в Грузии
  • 1948 — Новая жизнь
  • 1949 — Возрождённый завод
  • 1950 — Советская Эстония (совместно с И. Гиндиным)
  • 1954 — Московская выставка новой строительной техники
  • 1954 — На просторах Казахстана
  • 1955 — Рассказ о сборном железобетоне
  • 1956 — В Политехническом музее
  • 1956 — Выставка московских строителей 1956 года
  • 1957 — В стране чёрных песков
  • 1958 — В Голодной степи
  • 1959 — Здесь вы будете жить
  • 1959 — Кулинария
  • 1960 — Благоустроим наши города
  • 1960 — Волшебный камень Аханрабо
  • 1962 — Москва, Кремль, Дворец съездов
  • 1963 — Быстро и точно
  • 1963 — Из истории «Железного потока»
  • 1963 — Секрет мимозы
  • 1964 — От секретаря до министра
  • 1964 — Первому коммунист
  • 1965 — Призвание скульптора (Манизер)
  • 1966 — Вахтангов (совместно с С. Козьминским)
  • 1967 — Вадим Рындин
  • 1968 — Кремлёвский дворец съездов
  • 1968 — Скульптор Янсен-Манизер
  • 1969 — Всеволод Иванов (1895—1963)
  • 1969 — Режиссёр читает партитуру
  • 1970 — Жаров рассказывает…
  • 1971 — Радиология доступна всем
  • 1972 — День артиста М. И. Жарова
  • 1972 — Протазанов (1881—1945)
  • 1973 — Георгий Вицин
  • 1973 — Театр имени Маяковского
  • 1974 — Туристскими маршрутами
  • 1975 — Советский театр сегодня
  • 1976 — Необычный факультет
  • 1976 — Северное морское пароходство
  • 1976 — Срочно! Очень срочно! Новые услуги телеграфа
  • 1977 — Великое единство
  • 1978 — За секундой – жизнь человека
  • 1978 — Интурист – гостям «Олимпиады—80»
  • 1979 — В рамках СЭВ
  • 1979 — Парк культуры и отдыха
  • 1979 — Право на образование
  • 1980 — Автоматизация строительного проектирования
  • 1980 — Основные виды русского народного танца. Раздел 4-й
  • 1980 — Сельские стадионы
  • 1981 — О качестве фильмокопии
  • 1981 — Основные вилы русского народного танцаю Раздел IV
  • 1981 — СССР – ФРГ – сотрудничество
  • 1982 — Правда великого народа. Фильм 3. Родимая земля
  • 1982 — Родимая земля
  • 1983 — Академик Б. Н. Петров
  • 1983 — Академик И. Г. Петровский
  • 1983 — Рассказ о советской архитектуре
  • 1984 — Живо, доходчиво, интересно об экономике
  • 1984 — Продление срока службы фильмокопии
  • 1985 — Горение
  • 1985 — Стандарт – эффективность – качество
  • 1986 — К тайнам жизни
  • 1986 — Шилялис
  • 1987 — Берегите глаза
  • 1987 — Олимпийские игры – путь к миру
  • 1987 — Сверяя с Лениным
  • 1988 — Даша Севастопольская — кто она?
  • 1988 — Мятежный князь
  • 1989 — Преодолей себя
  • 1989 — Старшая сестра Ленина
Сценарист
  • 1954 — На просторах Казахстана (совместно с Н. Ановым)
  • 1955 — Рассказ о сборном железобетоне (совместно с О. Кургановым)
  • 1956 — Выставка московских строителей
  • 1957 — В стране чёрных песков (совместно с Н. Кемарским)
  • 1958 — В Голодной степи (совместно с И. Саввиным)
  • 1968 — Скульптор Янсен-Манизер (совместно с В. Поповым)
  • 1969 — Режиссёр читает партитуру (совместно с Б. Покровским)
  • 1971 — Радиология доступна всем (в соавторстве)
  • 1984 — Продление срока службы фильмокопии (совместно с Ю. Михеевым)
  • 1987 — Сверяя с Лениным
  • 1989 — Преодолей себя (совместно с А. Козаком)
  • 1989 — Старшая сестра Ленина (совместно с М. Михненко)

Библиография

  • В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового кинооператора (рус.) / лит. обр. И. Светлова. — М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 2003. — 382 с. — 500 экз. — ISBN 5-901631-01-4.

Кроме того, является автором множества рецензий и статей, публиковавшихся в разные годы в периодической печати: «Искусство кино», «Камчатская правда», «На вахте», «Наука и жизнь», «Советская Эстония», «Советский экран», «Тихоокеанский комсомолец»

Награды и звания

  • орден Отечественной войны II степени (18 июня 1945)
  • медаль «За взятие Берлина» (1945)
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
  • Сталинская премия СССР первой степени (29 июня 1946) — за кинокартину «Берлин» (1945)
  • Почётная грамота Президиума Верховного Совета Эстонской ССР — «За высокие творческие достижения в области кинематографии» (7 мая 1947)
  • Сталинская премия СССР первой степени (10 июня 1947) — за кинокартину «Советская Эстония» (1946)
  • Государственная премия Эстонской ССР (1948) — за фильм «Эстонский колхоз в Грузии»
  • заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (26 ноября 1949)
  • Государственная премия Эстонской ССР (1949) — за фильм-киноочерк «Новая жизнь»
  • орден «Знак Почёта» (1950)
  • Почётная грамота Президиума Верховного Совета Эстонской ССР (к 30-летию советского кино) (1950)
  • Сталинская премия СССР второй степени (14 марта 1951) — за цветную кинокартину «Советская Эстония» (1950)
  • орден Отечественной войны II степени (1 августа 1986)
  • Почётный кинематографист России (1995)

Комментарии

  • 1 2 В библиографическом справочнике «Создатели фронтовой кинолетописи» А. С. Дерябина указан 2004 год смерти В. Э. Томберга. По сообщению дочери кинооператора И. В. Светловой, эта дата ошибочна, верной является информация в справочнике под редакцией В. И. Горбатского: год смерти — 2002.


  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: