Кеблавик (аэропорт)

22.04.2022

Международный аэропорт Кеблавик (исл. Keflavíkurflugvöllur) (ИАТА: KEF, ИКАО: BIKF), также известный как Аэропорт Рейкьявик-Кеблавик, крупнейший аэропорт Исландии и главный хаб страны для международных авиаперевозок. Расположен в 3,1 км к западу от города Кеблавик и в 50 км от Рейкьявика. В аэропорту две взлётно-посадочные полосы, площадь аэропорта составляет около 25 кв. км.

Международный аэропорт Кеблавик является хабом для Icelandair и обслуживает большую часть международных авиаперевозок Исландии, все внутренние рейсы осуществляются через аэропорт Рейкьявика, который расположен в 3 км от городского центра Рейкьявика. Исключение составляют только сезонные рейсы в Акюрейри. Оператором аэропорта Кеблавик является государственное предприятие Isavia.

История аэропорта

Ранние годы

Аэропорт был построен военными США во время Второй мировой войны в качестве замены небольшой британской взлетно-посадочной полосы в Гардюре на севере. Военно-воздушным силам США был необходим аэродром в Кеблавике, способный принимать тяжёлые бомбардировщики, а также истребители Союзников. Необходимые средства были выделены в январе 1942 года, а уже в мае началось строительство взлётно-посадочной полосы для истребителей. Полоса была названа Паттерсон-филд, в честь молодого пилота, умершего в Исландии. Аэродром для бомбардировщиков, получивший название Микс-филд, начал строиться в июле военными и гражданскими подрядчиками, но гражданских вскоре заменили недавно созданные строительные батальоны флота США (Seabees). Микс-филд начал эксплуатироваться 23 марта 1943 года, а в мае на этой ВВП стали делать промежуточную посадку военные самолёты, совершающие трансатлантические рейсы. Полосы были расположены на расстоянии 4 км друг от друга.

Во время войны комплекс аэропорта служил только военным целям, но после войны авиабаза дозаправки быстро развилась в крупный аэропорт, где совершали промежуточную посадку самолёты, следующие трансатлантическими рейсами. С уходом военных США в 1947 году контроль над аэропортом перешёл к властям Исландии, когда и получил название Аэропорт Кеблавик. Аэропорт управлялся совместно властями США и Исландии и принимал транзитные гражданские и военные самолёты. Военные США вернулись в Кеблавик в 1951 году под эгидой НАТО, и аэропорт оставался в совместном управлении до 30 сентября 2006 года, когда военные передали контроль над аэропортом правительству Исландии.

С 1950-х годов

Во время реконструкции военной базы в Кеблавике в 1950-е годы пассажирский терминал располагался в середине базы. Поэтому международные пассажиры должны были проходить контрольно-пропускные пункты, чтобы попасть на свои рейсы, что выглядело как будто США контролируют границу с Исландией. Так продолжалось до 1987 года, когда пассажирский терминал был перенесён.

Присутствие иностранных вооруженных сил в Исландии, в рамках спонсируемого НАТО Соглашения об обороне между Исландией и США 1951 года, воспринималось неоднозначно в Исландии, которая не имела местных вооруженных сил, кроме Исландской береговой охраны. В течение 1960-х и 1970-х годов организовывались многочисленные митинги в знак протеста против американского военного присутствия в Исландии, и каждый год манифестанты проходили путь в 50 км (31 милю) из Рейкьявика в Кеблавик и скандировали: "Ísland úr NATO, herinn burt" (дословно: Исландия вне НАТО, военные уезжайте). Протесты оказались неэффективными. Одним из участников был Вигдис Финнбогадоттир, которая впоследствии стала первой женщиной-Президентом Исландии.

Бывшая Закрытая военная зона в Кеблавике получила название «Зона аэропорта, безопасности и развития» под управлением Keflavík International Airport Ltd. (создана 1 января 2009 года), Исландского агентства безопасности и Keflavík Airport Development Corporation (Kadeco), соответственно. Береговая Охрана обслуживает ангары для военных самолетов, а также склады боеприпасов, радиолокаторы ПВО и другую военную технику для целей национальной обороны. Бывшая военная территория (U.S. Naval Air Station Keflavik) была перестроена компанией Kadeco и получила название Ásbrú в соответствии со своим новым предназначением. Аэропорт находится в маленькой деревне Sandgerði, но взлетно-посадочная полоса ведет в город Кеблавик.

Две взлетно-посадочные полосы длиной 3000 метров (10 000 футов) и шириной 61 метр (200 футов) имеют достаточную длину для того, чтобы принимать аппараты Спейс шаттл и самолёты Ан-225. 29 июня 1999 года сверхзвуковой Конкорд (G-BOAA) произвел посадку в аэропорту Кеблавик. Аэропорт также является важным пунктом для возможных вынужденных посадок для самолетов выполняющих трансатлантические рейсы.

Терминал

В аэропорту один терминал, носящий имя Лейфа Эрикссона (Flugstöð Leifs Eiríkssonar). Он был открыт в 1987 году и отделил гражданский пассажирский трафик и военную базу. В 2001 терминал был увеличен за счёт Южного здания (которое не является самостоятельным терминалом) в соответствии с требованиями Шенгенского соглашения. Северное здание было позже увеличено, работы завершились в 2007 году.

В залах ожидания вылета и прилета терминала есть магазины беспошлинной торговли. В 2016 году действующий терминал был расширен и добавлено 7 гейтов. Также планируется добавить третью взлетно-посадочную полосу.

Авиакомпании и пункты назначения

Несмотря на то, что численность населения Исландии составляет только 350 тыс. человек, из аэропорта осуществляются множество регулярных рейсов в города США и Европы. Крупнейшим авиаперевозчиком в Кеблавике является Icelandair. 23 октября 2012 года авиакомпания WOW air приобрела Iceland Express, став вторым по величине исландским перевозчиком в аэропорту. 28 марта 2019 года WOW air была объявлена банкротом.

В аэропорту Кеблавик обслуживаются только международные рейсы (кроме стыковочных рейсов в Акюрейри из Гренландии авиакомпании Air Iceland Connect), внутренние рейсы и рейсы в Гренландию осуществляются из аэропорта Рейкьявика. Для пересадки с международного рейса на внутренний необходим переезд 50 км, поэтому рекомендуется иметь как минимум трёхчасовой запас времени между рейсами.

Грузовые авиакомпании

Статистика

{| class="wikitable"

|+Самые загруженные направления, 2016 !Город !Пассажиропоток |- | Лондон (Гатвик, Лутон, Хитроу) |822.075 |- | Копенгаген |533.398 |- | Париж (Орли, Шарль-де-Голь) |427.128 |- | Нью-Йорк (Кеннеди, Ньюарк) |398.685 |- | Бостон |339.691 |- | Амстердам |314.178 |- | Осло/Гардермуэн |309.025 |- | Торонто/Пирсон |214.105 |- | Франкфурт |213.501 |- | Стокгольм/Арланда |184.016 |- | Манчестер |153.690 |- | Сиэтл/Такома |150.245 |- | Хельсинки |146.799 |- | Мюнхен |146.193 |- | Вашингтон/Даллес |136.380 |- | Балтимор |133.067 |- | Миннеаполис/Сен-Пол |108.766 |- | Берлин/Шенефельд |100.884 |}

Наземный транспорт

Между аэропортом и Рейкьявиком существует только автомобильное сообщение. Новая скоростная автомагистраль была открыта в 2008 году (дорога 41). Возле терминала есть такси. Доступен прокат автомобилей от различных компаний. Расписание автобусов согласуется с расписанием самолётов. Автобусы в аэропорт следуют от автовокзала Рейкьявика, путь в среднем занимает 45 минут. Для того, чтобы попасть в аэропорт Рейкьявика на внутренние рейсы, нужно делать пересадку на автовокзале.

Инциденты

  • 21 июля 2013 года российский авиалайнер Sukhoi Superjet 100, опытный самолет, бортовой номер 97005, совершил посадку с невыпущенным шасси во время испытательного полета. Причиной была ошибка экипажа из-за усталости. Они управляли самолетом вручную для имитации отказов.
  • 28 апреля 2017 года самолет Primera Air Boeing 737-800 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: