Течения анархизма


Анархизм — политическая философия, которая рассматривает правящие классы и государство как нежелательные, ненужные и вредные элементы общества.

Сторонники анархизма отстаивают принцип безгосударственного общества, основанного на неиерархических и добровольных ассоциациях. Однако течения анархизма могут принципиально отличаться друг от друга: от крайнего индивидуализма до столь же крайнего коллективизма. Течения анархизма часто делятся на категории социального анархизма и индивидуалистического анархизма или иные виды классификации, включая зеленый анархизм и пост-левый анархизм>.

Анархизм — крайне левая идеология и большая часть анархической экономики и философии права отражает антиавторитарные, антигосударственные и либертарианские интерпретации радикальных левых и социалистических течений, таких как коммунизм, коллективизм, свободный рынок, индивидуализм, мутуализм, participism и синдикализм, а также различные направления либертарных социалистических течений.

Антрополог Дэвид Грэбер отмечал, что, если основные марксистские школы мысли всегда имеют основателей (например, Ленинизм, троцкизм и маоизм), то течения анархизма «почти всегда возникают из какого-либо организационного принципа или формы практики», приводя в качестве примеров анархо-синдикализм, индивидуалистический анархизм и платформизм.

Классический анархизм

Расцвет анархизма, как политического течения, пришелся на десятилетия конца XIX — начала XX веков. В эту классическую эпоху, примерно определяемую как 1840-е или 1860-е по 1939 анархизм играл видную роль в борьбе рабочего класса наряду с марксизмом в Европе, а также в Северной и Латинской Америке, Азии и Австралии. Идеи анархизма распространялись благодаря массовой миграции и общедоступной печати.

Мютюэлизм

Пьер Жозеф Прудон

Мютюэлизм (от англ. mutual — совместный) зародился в английском и французском рабочих движениях XVIII века, затем принял анархическую форму, связанную с Пьером-Жозефом Прудоном во Франции и другими мыслителями в США. Это течение повлияло на таких американских анархистов-индивидуалистов в как Бенджамин Такер и Уильям Б. Грин. В 1833 году Джозия Уоррен предложил аналогичные идеи после участия в неудавшемся эксперименте овенитов. В 1840-х и 1850-х годах Чарльз А. Дана и Уильям Батчелдер Грин познакомили американского читателя с работами Прудона. Грин адаптировал мютюэлизм Прудона к американским условиям и познакомил с ним Бенджамину Такеру.

Теоретики мютюэлизма уделяли особое внимание вопросам взаимностью, свободной ассоциацией, добровольным контрактам и предлагали кредитную и финансовую реформы. Сторонники мютюэлизма считают, что рынок без государственного вмешательства снижает цены до уровня затрат на рабочую силу, устраняя прибыль, ренту и проценты в соответствии с трудовой теорией стоимости. Компании при этом будут вынуждены конкурировать за труд рабочих повышая заработную плату.

Некоторые видят мютюэлизм как нечто среднее между индивидуалистическим и коллективистским анархизмом.

Социальный анархизм

Социальный анархизм — это разновидность анархизма, противостоящая индивидуалистическому анархизму. В то время как индивидуалистические формы анархизма подчеркивают личную автономию и рациональную природу людей, социальный анархизм рассматривает индивидуальную свободу как концептуально связанную с социальным равенством и подчеркивает общность и взаимопомощь. Термин Социальный анархизм включает (но не ограничивается) такие течения как: коллективистский анархизм, анархо-коммунизм, либертарианский социализм, анархо-синдикализм и социальную экологию.

Коллективистский анархизм

Коллективистский анархизм — это революционная форма анархизма, чаще всего ассоциируемая с Михаилом Бакуниным, Иоганном Мостом и антиавторитарной секцией Первого Интернационала. В отличие от мютюэлистов, анархисты-коллективисты выступают против любой частной собственности на средства производства, вместо этого выступая за коллективизацию собственности. Они считают, что перемены должны быть инициировано небольшой сплоченной группой посредством актов насилия или «пропаганды делом», которая могла бы вдохновить рабочих на восстание и экспроприацию средств производства. Рабочие будут получать денежное вознаграждение за свой труд на основе количества времени, которое они вкладывают в производство, а не распределять товары «в соответствии с потребностями», как при анархо-коммунизме. Хотя коллективистские анархисты выступали за компенсацию за труд, некоторые высказывали предположение о возможности постреволюционного перехода к коммунистической системе распределения в соответствии с потребностями. Коллективный анархизм возник одновременно с марксизмом, но анархисты выступали против марксистской концепции диктатуры пролетариата, несмотря на то, что марксизм стремился к коллективистскому безгосударственному обществу.

Хотя коллективистский анархизм имеет много общего с анархистским коммунизмом, между ними также есть много важных различий. Например, анархисты-коллективисты считают, что экономика и большая часть или вся собственность должны находиться в коллективной собственности общества, в то время как анархисты-коммунисты считают, что концепция собственности должна быть отвергнута вообще и заменена концепцией использования.

Современный анархизм

Анархизм породил множество эклектических и синкретических философий и движений. После возрождения анархизма в середине XX века появился ряд новых движений и школ. Анархист-антрополог Дэвид Грэбер постулировал разрыв между поколениями анархизма, с теми, «кто часто еще не поколебал сектантские привычки прошлого века», в отличие от молодых активистов, которые «гораздо более информированы, среди прочего, от местных феминисток., экологические и культурно-критические идеи», и которые к началу XXI века составили« подавляющее большинство» анархистов.

Антикапиталистическая традиция классического анархизма оставалась заметной и в постклассических и течениях. Анархисты выступают против принудительной власти во всех формах, а именно «против всех централизованных и иерархических форм правления (например, монархия, представительная демократия, государственный социализм и т. д.), против традиционных экономических систем, таких как капитализм и большевизм; против автократических религий, таких как фундаменталистский ислам, католицизм, православие и т. п.), а также против таких социальных явлений как патриархат, гетеросексизм, превосходство белых и империализм. ри этом различные анархические школы расходятся во мнениях относительно методов, с помощью которых следует противостоять этим общественно-политическим явлениям.

Для английского ученого-анархиста Саймона Кричли «современный анархизм можно рассматривать как мощную критику псевдолибертарианства современного неолиберализма . Можно сказать, что современный анархизм связан с ответственностью, сексуальной, экологической или социально-экономической; он проистекает из опыта совести о разнообразных способах, которыми Запад разрушает остальных; это этическое возмущение вопиющим неравенством, обнищанием и лишением гражданских прав, которое так ощутимо на местном и глобальном уровнях " Это также могло быть мотивировано «крахом« реально существующего социализма »и капитуляцией западной социал-демократии перед неолиберализмом».

Пост-анархизм

Термин Пост-анархизм предложен Солом Ньюманом как объединение классической анархической теории и постструктуралистской мысли. Был впервые введен в книге «От Бакунина до Лакана», где Ньюман рассмотрел и широкий спектр идей, включая постмодернизм, автономизм, пост-левую анархию, ситуационизм,постколониализм и сапатизм. Основными теоретиками постанархизма являются Сол Ньюман, Тодд Мэй, Льюис Колл, Жиль Делёз, Феликс Гваттари и Мишель Онфрей.

Постлевая анархия

Постлевая анархия — трансгрессивное течение в анархизме. Среди самых известных его представителей выделяются Боб Блэк и Хаким Бей. Как объясняет Блэк, это течение отражает ряд «революционных тем», но избегает разработки анархических программ. Постлевая анархия стремится быть «исключительно аполитичной», «гедонистической» и называет себя индивидуалистской: «свобода и счастье человека» — вот критерии «хорошего общества». Одно время Блэк поддерживал «коммунистический эгоизм» — политику, основанную на слиянии идей Штирнера и Маркса, — но более известен тем, что выступает за упразднение труда и его трансформацию в игру. Постлевую анархию он противопоставляет «анархо-лефтистскому фундаментализму», к которому относятся анархизм классовой борьбы и анархо-синдикализм. С точки зрения Блэка, эти организационные формы обещают социальные преобразования, но при этом сводят на нет возможности их реализации.

«Странный анархизм»

«Странный анархизм» (англ. Queer_Anarchism) есть применение анархизма в освободительном движении геев и лесбиянок и решению проблем ЛГБТ-сообщества, таких, как гомофобия, лесбофобия, трансмизогиния, бифобия, трансфобия, гетеронормативность, патриархат и гендерная бинарность.

Среди борцов за права ЛГБТ, в том числе внутри анархистских движений, называют таких мыслителей, как Джон Генри Маккей Адольф Бранд и Даниэль Герен. Анархист-индивидуалист Адольф Бранд с 1896 по 1932 год издавал в Берлине журнал Der Eigene — первое периодическое издание, посвященное проблемам геев.

Анархо-синдикализм

Первомайская демонстрация анархо-синдикалистского профсоюза CNT в Бильбао, Страна Басков, 2010 г.

В начале 20 века анархо-синдикализм возник как отдельное течение в анархизме. Будучи более сосредоточенным на рабочем движении, чем предыдущие формы анархизма, синдикализм постулирует профсоюзы как потенциальную силу для революционных социальных изменений, заменяющих капитализм и государство новым обществом, демократически самоуправляемым рабочими. Анархо-синдикалисты стремятся отменить систему заработной платы и частную собственность на средства производства, которые, по их мнению, ведут к классовым различиям. Важные принципы синдикализма включают солидарность рабочих, прямые действия (такие как всеобщие забастовки и восстановление рабочих мест ) и самоуправление рабочих .

Анархо-синдикализм и другие ветви анархизма не исключают друг друга. Анархо-синдикалисты часто придерживаются политики коммунистического или коллективистского анархизма. Его сторонники предлагают организацию труда как средство создания основ неиерархического анархистского общества как в рамках существующей политической системы, так и осуществления социальной революции. Согласно авторам справочника Anarchoist FAQ, анархо-синдикалистские экономические системы часто принимают форму анархо-коммунистической или коллективистской анархической экономической системы.

Ведущим теоретиком анархо-синдикалистов считается Рудольф Рокер. В своей брошюре 1938 года Anarchosyndicalism он изложил взгляд на истоки движения, основные цели и значение для борьбы за права рабочих . Американский фоилософ Ноам Хомский считает анархо-синдикалистские идеи потомками классических либеральных идей эпохи Просвещения , утверждая, что его идеологическая позиция вращается вокруг «воспитания либертарианского и творческого характера человека» . Он предвидит анархо-синдикалистское будущее с прямым рабочим контролем над предприятиями и правительством со стороны рабочих советов, которые будут выбирать своих представителей на общих собраниях.

Хотя чаще всего анархо-синдикализм связывают с борьбой за права рабочих в начале XX века (особенно во Франции и Испании), в настоящее время синдикалистские организации существуют во многих странах, в том числе SAC в Швеции, USI в Италии и CNT в Испании. Некоторые из этих организаций действуют сообща благодаря членству в Международной ассоциации рабочих.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: