Рёккатру

20.04.2022

Рёккатру (Rökkatru, букв. «Верный рёккам») — наряду с асатру и ванатру, направление Северного неоязычества, последователи которого поклоняются рёккам (великанам, ётунам) Северной Традиции.

Возникло во второй половине XX века после введения Эбби Хеласдоттир (Abby Helasdottir) термина и написания Рейвеном Кальдерой (Raven Kaldera) работы «Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции».

Название Рёккатру происходит от исландских слов rökkur (сумерки) и tru (вера, доверие) и означает направление скандинавского язычества, посвящённое работе с великанами и ётунами — существами дикими и стихийными, но хранящими немалую мудрость. Тьму, в данном случае, следует понимать как то, что находится за гранью человеческого восприятия, то, что «не видно», а сумерки — как явления, находящиеся на границе проявленного и скрытого мира.

Именно этот труд на долгое время стал основным для традиции. Старшая и Младшая Эдды, а также скандинавский эпос являются источниками знаний о великанах, однако в меньшей степени, так как зачастую подробные описания их отсутствуют, а роль сведена к противостоянию героям. Кроме того, важным источником для последователей рёккатру является так называемый НЛГ – недоказуемый личный гнозис – знания, полученные в ходе медитаций, трансовых процессов и шаманских путешествий. Для подтвержденных (другими последователями этого или сходных направлений) знаний используется термин ПЛГ – подтвержденный личный гнозис.

Широкого распространения данное направление неоязычества на Западе не получило, вероятнее всего вследствие специфичности личностей основателей. Кроме того, среди рёккатру важной ценностью является индивидуализм и НЛГ, что делает затруднительным создание сообществ с четкой иерархией и работу в группах.

В России рёккатру начало развиваться в 2000-х годах и привлекло последователей из числа скандинавских неоязычников, более ориентированных на работу над собой, чем реконструкцию Северного язычества, и главной ценностью считающих саморазвитие. Многие из них относят себя к эзотерикам, придерживающимся Пути Левой Руки (ПЛР).

Космология и божества

Для Реккатру помимо традиционного для Северной Традиции восприятия Мироздания девяти миров, объединенных Древом Иггдрасиль, важным является деление всего внешнего и внутреннего пространства на два принципиально разных мира: Мидгард – освоенную и доступную пониманию человека часть мироздания, мир людей, асов и ванов, и Утгард – неосвоенную, непознанную и непознаваемую во всей полноте часть реальности, мир хтонических процессов, великанов (йотунов) и Великих Рёкков.

На границе этих двух пространств находится переходная Сумеречная зона, являющаяся для рёккатру основным полем для духовных, ритуальных и мистических практик. В философии рёкатру ясный и понятный Мидгард подвержен влиянию неосознаваемых глубинных процессов, идущих в Утгарде, так же и Утгард подвержен влиянию происходящего в Мидгарде. Погружаясь в пограничный Сумрак, последователь рёккатру может увидеть эти взаимовлияния, обратиться к рёккам и получить ответ, изменить границы реальности, в которой он живет. Путь духовного и личностного развития человека с точки зрения рёккатру – это путь в Сумраке, свободном от четкого детерминизма Мидгарда и бесформенной неопределенности Утгарда.

Рёккатру признают существование всех скандинавских божеств, включая асов и ванов, но отдают предпочтение работе с ётунами (великанами) или близкими к ним божествами.

Основные рёкки, называемые Великими, почитаемые в традиции

Локи — сын ётуна Фарбаути и Лаувейи, бог огня и всего из него вытекающие в германо-скандинавской мифологии. Происходит из рода ётунов, но асы разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Один из самых почитаемых рёкков, выступает не только в качестве трикстера, но и в качестве основного проводника, того, кто обеспечивает возможность транзита между Мидгардом и Утгардом, а также помогает идти в Сумраке на границе между ними.

Ангрбода (Angrboða дословно с древнескандинавского — «та, что приносит страдания») — великанша-ведьма и Хозяйка Железного Леса. В эддических песнях не рассказывается о том, как Локи встретил Ангрбоду, но есть прямые указания на то, что она происходит из рода великанов (вероятно, ётунов). Ангрбода знаменита тем, что родила Локи трех детей, которые впоследствии сыграли ключевые роли в становлении и гибели мира. Почитается как источник изменчивости, богиня, помогающая как надевать маски, так и срывать их, приспосабливаться к социуму. Кроме того, помогает в магии, особенно связанной с природой.

Хель — повелительница мира мёртвых (Хельхейма), дочь Локи и Ангрбоды, одно из трёх хтонических чудовищ. В Старшей Эдде упоминания о Хели содержатся в нескольких песнях. В частности, в «Прорицании вёльвы» о ней говорится как о хозяйке загробного мира; однако о самой богине практически ничего не рассказывается, если не считать фигуральных выражений наподобие «уйти к Хель» в значении «умереть». Почитается рёккатру не только как богиня смерти, но и как сила, способствующая трансформации и способная запускать инициатические процессы[что?], являющиеся неотъемлемой составляющей пути духовного развития.

Ёрмунганд — первый сын великанши Агрбоды и Локи, Великий Змей. Заброшенный Одином в Мировой Океан, Ёрумунганд свернулся кольцом и таким образом удерживает воды океана, окаймляющего Мидгард. Является и пограничником, и границей между Мидгардом и Утгардом, почитается, как божество, позволяющее ставить границы и проходить через них, отделять одно от другого.

Фенрир — другой сын великанши Ангрбоды и Локи, огромный волк. Жил в Асгарде и дружил с богом победы и доблести Тюром. Впоследствии асы обманули Фенрира, сковали его волшебной цепью и поместили под землю. В день Рагнарёка Фенрир порвёт свои путы и пожрёт солнце и луну. Рёкк, тесно связанный с природой, инстинктами и страстью, Фенрир почитается как божество, обеспечивающее витальность, связь с собственными желаниями и агрессией.

Сурт — огненный великан, владыка Муспельхейма. В день Рагнарёка его орды двинутся на север «подобно южному ветру», чтобы сразиться с богами-асами. В битве Сурт убьёт Фрейра, его меч срубит мировое дерево Иггдрасиль, и это станет началом гибели всего мира. Сурт почитается как божество, помогающее последователям рёккатру прикоснуться к своей Самости, отделить наносное от настоящего и обнаружить в себе пламя Истинной Воли.

Сигюн – супруга Локи, согласно эддам, оставшаяся верной ему после изгнания Локи из Асгарда. Локи прикован к скалам кишками своего убитого сына (так как это единственное, что родитель никогда не сможет разорвать), а над его головой закреплена ядовитая змея, яд которой льется на голову Локи, заставляя его страдать. Сигюн находится рядом с Локи, улавливая яд посудиной, тем самым позволяя мужу отдохнуть от страданий. О происхождении Сигюн известно мало, и, вероятно, она не является великаншей, однако почитается последователями рёккатру, как богиня безусловной и бескорыстной любви и верности.

Этический кодекс рёккатру

Правило Локи: будь честен с собой.

Важной для последователей рёккатру является максимально возможная честность перед самим собой, принятие как "положительных", так и "отрицательных" сторон своей личности и работа над ними. Из этого следует, что если что-то в характере или жизни рёккатру не нравится ему, это нужно не игнорировать, а принять как существующее и попытаться изменить, принимая на себя ответственность, но не вину за произошедшее.

Правило Хель: помни о смерти.

Осознание собственной и чужой смертности помогает последователям рёккатру ценить настоящее и понимать важность каждого проживаемого дня. Это позволяет сделать жизнь более насыщенной и одновременно смотреть на вещи в перспективе и с осознанием, что все преходяще, а ценностью являются мысли, переживания и устремления в каждый конкретный момент.

Правило Ангрбоды: меняйся.

Неизменность приводит к стагнации и отсутствию развития, она вредна на пути духовного роста. Последователь рёккатру не пассивен: он движется вперед, меняясь в зависимости от полученного жизненного опыта, познаний о себе и контакта с божествами.

Правило Ёрмунганда: сам устанавливай свои границы.

Свобода для последователей рёккатру - это возможность устанавливать собственные ограничения и контролировать свои действия в рамках ограничений уже существующих. Способность изменять границы своих возможностей и развиваться является значимой ценностью для рёккатру.

Правило Фенрира: познай свои желания.

Знание о своих желаниях является необходимым для адекватного обращения с ними: достижения, сублимации, изменения, контроля. Последователи рёккатру верят, что контакт с желаниями и знание о них помогает избегать деструктивных проявлений агрессии и аутоагрессии.

Правило Сурта: действуй из своей Истинной Воли.

Действия последователя рёккатру должна направлять его Истинная Воля - устремление к самореализации, очищенное от бессознательных влияний и эгоцентричных порывов. Познание Истинной Воли и поиск её голоса в себе является важной частью практики рёккатру.

Правило Сигюн: будь верен себе.

Для последователей рёккатру личный выбор и следование ему является важной частью традиции. Рёккатру приветствуют личное развитие и считают, что именно самостоятельные выборы, а не следование за чужими мнениями являются основой для духовного роста.

Праздники

Последователи рёккатру отмечают праздники неоязыческого Колеса года:

  • Samhain (Самайн) — ночь с 31 октября на 1 ноября
  • Yule (Йоль) — зимнее солнцестояние
  • Imbolc (Имболк) — 1-2 февраля
  • Ostara (Остара) — весеннее равноденствие
  • Bealtaine (Белтейн) — ночь с 30 апреля на 1 мая
  • Litha (Лита) — летнее солнцестояние
  • Lughnasadh (Лунаса) — 1-2 августа
  • Mabon (Мабон) — осеннее равноденствие
  • Тем не менее, многие праздники имеют своеобразную окраску. Так, Лита (летнее солнцестояние) отмечается как время рождения Тьмы и др..

    Ритуалы

    Ритуалы последователей рёккатру чаще всего индивидуальны и проводятся перед домашним алтарём, посвященным одному или нескольким рёккам–покровителям. Могут проводиться как во время общих праздников, так и по любому другому поводу. Как правило, во время ритуала совершается инвокация (призыв) божества, к которому идет обращение, приносятся дары, озвучиваются просьбы и т.д..

    В качестве подношений богам могут выступать: цветы и травы, кристаллы и драгоценные металлы, еда и напитки, в том числе алкогольные.

    Сообщество

    Единое сообщество и зарегистрированная международная организация Рёккатру отсутствуют. Существуют отдельные группы последователей этой традиции в США, Новой Зеландии, Австралии, Северной Европе, России.

    Достаточно часто локианцы относят себя к рёккатру, хотя далеко не всегда являются таковыми, т. к. не почитают иных рёкков, помимо Локи, вместо них обращаясь к асам и ванам.


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: