Дударова, Вероника Борисовна


Вероника Борисовна Дударова (осет. Дудараты Барисы чызг Вероникæ; 5 декабря 1916, Баку — 15 января 2009, Москва) — советский и российский дирижёр, педагог. Главный дирижёр и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра в 1960—1989 гг. и Симфонического оркестра России в 1991—2009 гг.

Народная артистка СССР (1977). Лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки (1980). Член КПСС с 1950 года.

Первая в российской истории женщина-дирижёр.

Биография

Родилась 22 ноября (5 декабря) 1916 в Баку (ныне — в Азербайджане), в осетинской семье из аристократического рода Дударовых.

С 5 лет обучалась игре на фортепиано в детской музыкальной школе для одарённых детей при Бакинской консерватории. По словам В. Дударовой, любовь к дирижёрскому искусству привил ей венгерский дирижёр С. Штрассер, который приезжал в Баку на симфонические сезоны. С. Штрассер собрал одарённых детей-музыкантов и занимался с ними теорией музыки, в их числе была и юная Вероника.

В начале 1930-х отец В. Дударовой был репрессирован, а две старшие сестры скончались. В 1933 году Вероника с матерью переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург).

В 1933—1937 годах училась в музыкальном училище при Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова) по классу фортепиано у П. А. Серебрякова.

В 1937 году переехала в Москву. Выступала как пианист-концертмейстер и училась у Б. М. Берлина на подготовительном отделении Московской консерватории. Через год Б. М. Берлин порекомендовал ей поступать на дирижёрский факультет Московской консерватории и познакомил с Л. М. Гинзбургом.

В 1939—1947 годах училась в Московской консерватории на факультете симфонического дирижирования в классе Л. М. Гинзбурга, затем — у Н. П. Аносова

В 1944 году дебютировала как дирижёр. Работала дирижёром Центрального детского театра в Москве, в 1945—1946 годах — дирижёром-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории.

С 1947 года — дирижёр, в 1960—1989 — главный дирижёр и художественный руководитель Московского государственного академического симфонического оркестра.

В 1960 году в рамках декады литературы и искусства Северо-Осетинской АССР в Москве дирижировала оперой Х. Плиева «Коста» в Большом театре СССР.

В 1959—1960 годах — заведующая кафедрой оркестрового дирижирования Института культуры, преподаватель по классу оперно-симфонического дирижирования музыкального училища им. Oктябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке) в Mоскве.

За годы управления оркестром исполнила и записала огромное количество произведений разного репертуара, от музыки барокко до современной симфонической. Осуществила первые записи произведений таких композиторов, как Г. Свиридов, А. Хачатурян, Т. Хренников, А. Эшпай, Р. Щедрин, М. Таривердиев, А. Шнитке, С. Губайдулина, Ш. Чалаев, А. Чайковский, З. Левиной, Д. Кривицкий, Е. Фирсова, Т. Чудова, А. Головин и др.

Сотрудничала с выдающимися исполнителями, среди которых В. Спиваков, Л. Коган, В. Гергиев, И. Козловский, Т. Синявская, М. Фёдорова, Т. Николаева, Н. Гутман, Л. Исакадзе, В. Крайнев, Г. Кремер, Т. Милашкина, М. Плетнев, В. Третьяков, А. Гаврилов, О. Каган, Г. Соколов и др.

Гастролировала в Чехословакии, Польше, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Японии, Иране, Турции, Испании, Швеции, Норвегии, Мексике, Венесуэле, Панаме, Колумбии, Перу, Кубе.

С 1991 по 2009 годы — организатор, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра России под управлением Вероники Дударовой. В начале 2003 года В. Дударова пригласила на должность главного дирижёра оркестра П. Ш. Сорокина, но осталась художественным руководителем. В 2009 году, после её смерти оркестр объединился с Российским национальным оркестром.

Стояла у истоков ряда музыкальных фестивалей: им. П. Чайковского в Ижевске и Воткинске, им. М. Глинки — в Смоленске, им. С. Рахманинова — в Тамбове, им. Д. Шостаковича — в Волгограде, в фестивалях, концертах, конкурсах в Ростове-на-Дону, Иркутске, Костроме, Рязани, Владикавказе, Сочи, Калининграде, Иваново, Калуге и других городах.

Имя В. Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннесса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.

В некоторых источниках В. Дударову называют первой в мире женщиной-дирижёром, что, безусловно, неверно: (Надя Буланже дебютировала как дирижёр в 1912 году, Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский струнный оркестр в 1930-м), а вот в СССР она была первой женщиной-дирижёром.

Член КПСС с 1950 года.

Скоропостижно скончалась 15 января 2009 года в Москве на 93-м году жизни. Похоронена на Троекуровском кладбище (уч. 7в). 12 ноября 2012 года состоялось открытие памятника на могиле (скульптор О. Цхурбаев).

Семья

  • Мать — Елена Даниловна Тускаева
  • Отец — Борис Камбулатович Дударов, инженер
  • Супруги: первый брак с шахматистом Борисом Вайнштейном (1941—1950 развод); второй брак с композитором Юрием Владимировым (1950—1961 развод); третий — с учёным-биологом Гавриилом Дебориным (1963—1998 до его смерти)
    • Сын — Михаил Борисович Вайнштейн, журналист, главный редактор журнала «Московский ветеран»
      • Внучка — Вероника

Награды и звания

  • Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР (1949)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958)
  • Народная артистка РСФСР (1960)
  • Народная артистка Удмуртской АССР (1964)
  • Народная артистка СССР (1977)
  • Народная артистка республики Северная Осетия — Алания (1996)
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1980) — за концертные программы 1977—1979 годов
  • Государственная премия имени К. Хетагурова в области литературы и искусства(Республика Северная Осетия — Алания, 2001)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006) — за выдающийся вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
  • Орден Октябрьской Революции (1986)
  • Орден «Знак Почёта» (1967)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (2001) — за большой вклад в развитие музыкального искусства.
  • Медаль «Во Славу Осетии» (1996)
  • Медали
  • Академик Международной академии творчества (1999)
  • Почётный гражданин Буэнос-Айреса
  • Почётный гражданин Владикавказа

Музыкальная деятельность

В числе лучших исполнений:

  • Симфония «Манфред» П. Чайковского
  • Первый концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского
  • Месса си минор И. С. Баха
  • Stabat Mater Дж. Перголези
  • Реквием Дж. Верди
  • Кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин» С. Танеева
  • Реквием В. А. Моцарта
  • «Болеро» М. Равеля, которым В. Дударова дирижировала в день своего 90-летия
  • Симфония № 1 Т. Хренникова
  • «Курские песни», «Патетическая оратория» Г. Свиридова, а также симфонии Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Мясковского, программные сочинения Р. Штрауса, Дебюсси, Гершвина.
  • Первый концерт Н. Я. Чайкина для баяна с симфоническим оркестром.

Ею записана музыка к 50 кинофильмам, среди которых:

  • Сорок первый
  • Во власти золота
  • Очередной рейс
  • Звёздный мальчик
  • Неповторимая весна
  • Трудное счастье
  • Идиот
  • Произведение искусства
  • 6 июля
  • Похождения зубного врача
  • Приезжайте на Байкал
  • Дневные звёзды
  • Нахалёнок
  • Журавушка
  • Огненные вёрсты
  • Ход конём

Отзывы

«Музыкант с ярким темпераментом и своеобразным творческим почерком. Об этом можно судить по интерпретации тех произведений, которые исполняет Московский симфонический оркестр… Дударову отличает горячее пристрастие к современной музыке, к произведениям советских композиторов. Но её симпатии широки: она любит Рахманинова, Скрябина и, конечно же, Чайковского, все симфонические произведения которого в репертуаре руководимого ею оркестра

(Тихон Хренников, 1-й секретарь СК СССР, народный артист СССР)

«Само присутствие в зале Московского оркестра стало событием, особенно потому, что за пультом женский авторитет, сила и темперамент… Вероника Дударова ведет оркестр скрупулёзно, с полной отдачей своей профессии. Кисти её рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши. Наиболее ярко волевое начало дирижёрской палочки Дударовой проявилось в Шестой симфонии Шостаковича

(«Ван Гвардиа», Барселона, 1986, 7 марта).

«Концерт Стамбульского государственного симфонического оркестра под управлением советского дирижёра Дударовой… носил характер просветительского семинара не только для участников оркестра и музыкантов, но и для всех слушателей. У Дударовой есть магический талисман, который мы до настоящего времени видели у небольшого числа дирижёров. Я имела возможность присутствовать на репетициях таких великих дирижёров, как Л. Бернстайн, Т. Бичем, Г. фон Караян, К. Аббадо, Б. Хайтинк. Они дирижируют оркестрами мирового класса. У каждого из них есть свой почерк, свой метод и подход к объединению оркестра. Дударова обладает особого рода магнетизмом, которого нет даже у этих великих дирижёров. Именно поэтому она нам ближе, чем все остальные»

(Турция, «Джумхуриет», 1985, 24 апреля).

«За великолепное исполнение концерта наивысших слов признания заслуживает весь оркестр, а особенно Вероника Дударова, которая в своем лице сочетает наилучшие черты артиста, музыканта, скульптора, дирижёра и режиссёра звуков»

(из югославской прессы).

«Дирижируя „Вальсом“ Равеля, она добивалась нужного звучания оркестра, как художник, который разбирает различные оттенки, чтобы запечатлеть свой замысел на холсте. Превосходный дирижёр

(«Куба», 1969, июль).

«Сеньора Дударова предстала как сенсационное явление в истории музыки нашей страны… Дударова вела оркестр в превосходной манере, оттеняя малейшие нюансы, позволяя тем самым добиваться прекрасного исполнения»

(Мексика, «Эль Националь», 1975, 29 июля).

«Аплодисменты публики свидетельствовали о полном понимании интерпретации Дударовой и признании игры оркестра. Вероника Дударова — это дирижёр высокого класса, впечатляющий музыкант, достигающий в каждом такте партитуры сути музыкального произведения. Манера дирижирования, очень красивая и оригинальная, исключает плохую игру оркестра»

(Польша, «Глос роботницки», 1985, 16 марта).

«Интерпретация Дударовой „Франчески да Римини“ относится к наивысшим художественным достижениям оркестра Белградской филармонии»

(«Политика экспресс», 1975, 3 апреля).

«Работу Вероники Дударовой с оркестром можно сравнить с трактовкой Малера Гербертом фон Караяном, и оркестр г. Оденсе играл так согласованно и в то же время своеобразно, что можно утверждать, что ни один датский оркестр не достигал прежде такого понимания Малера. Дударова со своей способностью передавать психологические состояния в звуке сделала голос оркестра почти зримым»

(«Юлландспостен», 1976, 28 февраля).

«Концерт Гевандхауза представил возможность познакомиться с ослепительным дирижёром-женщиной… Вероника Дударова была охарактеризована критикой как „пламенный“ дирижёр, и действительно, её дирижирование, жесты имеют нечто общее со сверкающими языками пламени»

(из отзывов прессы ГДР. Цит. по: «Социалистическая Осетия», 1979, 28 июля).

«Такую музыку город слышит впервые. Среда 15 октября будет навсегда записана в истории Эстерзунда. В этот вечер женщина-дирижер дирижировала элитарным оркестром, насчитывающим более ста человек. Её зовут Вероника Дударова, и у неё есть основания для того, чтобы высечь её имя золотыми буквами

(Швеция, «Лестиднинген», 1986, 16 октября).

Интересные факты

  • В 1993 году В. Дударова гастролировала в Андорре. Во время одного из выступлений, под конец исполнения произведения, из-за свойственного ей темпераментного дирижирования, упала с дирижёрского пульта, и не вставая с пола, лёжа, продолжила дирижировать до конца исполнения произведения.
  • Незадолго до смерти В. Дударову обокрали. Злоумышленники похитили все награды дирижёра: ордена Октябрьской революции, «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» 2 и 3 степени, медали, фамильные драгоценности Дударовых (Вероника Борисовна происходила из древнего осетинского княжеского рода Дударовых).

Память

  • В честь В. Б. Дударовой назван небольшой астероид (9737) Dudarova, открытый астрономом Л. Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 29 сентября 1986 г.
  • Организован Всероссийский конкурс дирижёров имени В. Б. Дударовой.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: