Государственные похороны (фильм)

12.04.2022

«Государственные похороны» — полнометражный документальный фильм 2019 года украинского режиссёра Сергея Лозницы о всенародном прощании со Сталиным. Состоит из архивных съёмок, сделанных по всей стране в период с 6 по 19 марта 1953 года. Воедино собранный, без нарушений хронологии и лишённый комментариев материал, став инструментом исследования эпохи, демонстрирует её природу, — по мнению создателя, фильм не о Сталине — он о людях.

Хронология

Обшитый красным гроб вносится с бокового входа Колонного зала Дома Союзов. Гроб в окружении цветов и венков, снимается крышка. Сталин.

Люди у репродукторов слушают официальное сообщение о смерти, повсюду — в украинском селе Ново-Демидово, колхозе имени В. И. Ленина в Таджикистане, на нефтеплатформе «Бухта Ильича» в Каспии, на Алтае, в Ямало-Ненецком автономном округе, в Хабаровске.

Очереди у газетных ларьков в Таллине, Риге, Москве — читают сразу, не отходя. В разных газетах одинаковый большой портрет умершего.

Встреча у трапов самолётов делегаций из Чехословацкой Социалистической Республики, Польской Народной Республики, Финляндии, Китайской Народной Республики, Народной Республики Болгария, Румынской Народной Республики, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, а также от Коммунистической партии Великобритании. По лётному полю несут прибывшие с ними венки.

Возложение трудящимися цветов к монументам Сталина — в Краснодарском крае, Минске, Владивостоке — из-за недостатка букетов многие со своими домашними цветами, в горшках.

Очередь прощающихся в Москве начинается у Красных ворот. Холодно, пар изо рта. На крышах ещё лежит снег.

Колонный зал. Военнослужащие по двое несут огромные венки. Крупные планы: Василий Сталин, одетый по-военному. Корпус несколько подался вперёд, молчит. Рядом сидит Светлана Аллилуева, на локте яркая красная повязка. Стоят Лаврентий Берия, Георгий Маленков, Никита Хрущёв.

Заполненные людьми площади в Магнитогорске, Фрунзе, Вильнюсе, Львове, повсюду возлагают венки, мужчины без головных уборов — идёт радиотрансляция из Москвы. Траурная процессия движется и по мосту на сваях в Нефтяных Камнях.

Москва. Сталинская высотка ещё в лесах, с кранами. На улицах столицы столпотворение. Отдельные делегации прибывают в Колонный зал со стороны Охотного ряда. По центральной лестнице нескончаемый поток прощающихся, некоторые с детьми на руках. Прибывает Долорес Ибаррури, группа иерархов РПЦ. Работает группа фотокорреспондентов. Художники за мольбертами делают наброски, среди них скульптор с заготовленной глиной.

Митинг в цеху Кировского завода, ораторы соревнуются в красноречии. Митинг на огромной площади в Ленинграде.

На сцене Колонного зала оркестр, исполняется Реквием. Люди всё идут и идут. Все лица повёрнуты в одну сторону, многие плачут. Лысый мужчина украдкой достаёт театральный бинокль. У выхода из траурного зала красная крышка гроба. На улице уже стемнело, к Дому Союзов всё прибывают венки — и здание Исторического музея уже по всему периметру заставлено ими.

Похороная процессия с балкона посольства США
фото: Мартин Мэнхоф

15 маршалов и генералов во главе с Будённым выносят подушки с орденами и наградами, за ними несут гроб — крышка теперь с окошком. Гроб водружается на лафет. У здания Госплана процессия поворачивает к Кремлю.
Ровными шеренгами людей заполнена вся Красная площадь. На портале Мавзолея уже выгравировано — «Сталин». Траурный митинг открывает Хрущёв, предоставляя слово Маленкову. За ним — Берия, куранты бьют четверть. Вся перспектива улицы Горького заполнена слушающими, трансляция идёт на всю страну. Последним выступает Молотов, Хрущёв закрывает митинг. Все снимают головные уборы. Гроб и следом подушки с наградами заносят в Мавзолей. Звучат залпы из орудий, им вторят гудки заводов, паровозов, военных судов, — повсюду приостанавливается работа. Всеобщая минута молчания.

Толпы гуляющих на Красной площади, море венков по обеим сторонам Мавзолея.
Финальные титры:

Согласно историческим исследованиям, за время правления Сталина более 27 миллионов советских граждан были убиты, казнены, замучены, посажены в тюрьмы, сосланы в ГУЛаг или депортированы. Ещё почти 15 миллионов умерли от голода.
В 1956 году XX съезд Коммунистической партии Советского Союза осудил культ личности Сталина и призвал к десталинизации страны.
В 1961 году тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено возле Кремлёвской стены.

История создания

Тема будущей картины родилась из предыдущей — «Процесс» (2018), также основанной на документальных материалах. Тогда от сотрудницы Красногорского архива кинофотодокументов режиссёр впервые узнал о двухстах коробках с траурных мартовских дней 1953 года, прежде скрытых, а теперь в открытом доступе. 10 тысяч метров были отсняты силами документалистов всей страны и предназначались для так и не вышедшего часового фильма «Великое прощание». Это собрания, траурные митинги, минуты молчания и главные события, проходившие в Колонном зале Дома Союзов с 6 по 9 марта.

В «Великом прощании» нет ничего крамольного, кроме того, что он славит Сталина. Это значит, что дорогие руководители страны, даже не видя результат, не желали этот фильм выпускать — он был готов уже через месяц, в начале апреля. Это очень интересный факт. Я думаю, съёмки были масштабной акцией прикрытия, чтобы никто не заподозрил, что в последующем на Сталина попытаются свалить ответственность за все трагедии и преступления, которые они вместе совершили.

Сергей Лозница, «Сеанс» 2019

Материал сохранился практически полностью. Очень странно, что он не был востребован до момента, когда эта идея прилетела ко мне в голову. Это материал для меня совершенно неожиданный, потому что он открыл для меня страну, которую я не мог себе представить.

Сергей Лозница, Радио «Свобода» 2019

За исключением нескольких киножурналов значительная часть сохранившегося материала осталась без звука. Но в Гостелерадиофонде были найдены записи прямых репортажей из Дома Союзов — там сохранилось 28 часов, некоторые в дублях, поскольку от волнения дикторы часто ошибались. Также была обнаружена запись мемориального заседания Союза писателей СССР, которое вёл А. Сафронов, где звучали стихи Л. Ошанина, К. Симонова, выступал А. Корнейчук. За кадром также звучат строки В. Инбер, С. Смирнова, О. Берггольц.

На описание каждого кадра ушло около трёх месяцев работы вдвоём с монтажёром. Сам монтаж занял ещё четыре месяца.

Персонажами ленты стали Г. Маленков, Л. Берия, К. Ворошилов, В. Молотов, Н. Булганин, Н. Хрущёв, Л. Каганович, А. Микоян и другие деятели Коммунистической партии Советского Союза.

Звучит та же музыка Моцарта, Шумана, Чайковского, Мендельсона и Шопена, что была на похоронах Сталина. И лишь в финале — «Колыбельная» М. Блантера на стихи М. Исаковского в первой её версии со словами «Даст тебе силу, дорогу укажет Сталин своею рукой…», исполненная С. Лемешевым.
Для завершающего эпизода картины использовались съёмки на Красной площади 19 марта 1953 года.

Немыслимо, что сегодня, в Москве 2019 года, через 66 лет после смерти Сталина, тысячи людей собрались 5 марта, чтобы возложить цветы и оплакать их. Я думаю, что мой долг как режиссёра — использовать силу документальных образов, чтобы заставить людей искать правду. <…>
Для меня принципиально важно сделать зрителя участником и свидетелем грандиозного, ужасающего и гротескного шоу, которое раскрывает сущность тиранического режима.

Сергей Лозница, «Дилетант» 2019

На реставрацию и цветокоррекцию архивного изображения ушли месяцы работы.

Копродукция: Studio Uljana Kim (Литва), продюсер Ульяна Ким.
При поддержке телеканала «Настоящее время» и CINEMATEK (Бельгия).

Создатели фильма

  • Автор сценария и режиссёр — Сергей Лозница
  • Звукорежиссёр — Владимир Головницкий
  • Монтаж — Даниэлиус Коканаускис
  • Подбор архива — Владилен Верный
  • Продюсеры:
    • Сергей Лозница
    • Мария Шустова

Кинооператоры

Из монтажных листов архива в титрах фамилии всех участников исторических съёмок:

  • Абакишиев
  • Алекперов
  • Алексеев
  • М. Аранышев
  • Л. Аристакесов
  • М. Архангельский
  • Атакшев
  • В. Афанасьев
  • Х. Бабаев
  • С. Бадалов
  • И. Барамыков
  • Баранов
  • М. Барбутлы
  • И. Беляков
  • М. Беров
  • И. Бессарабов
  • К. Богдан
  • А. Богоров
  • Бочко
  • Бравин
  • А. Булинский
  • Буловцев
  • Б. Буравлёв
  • Ж. Вартанян
  • Г. Вдовенков
  • Н. Вихирев
  • В. Войтенко
  • А. Воронцов
  • В. Гинзбург
  • И. Гитлевич
  • И. Голомб
  • Г. Голубов
  • И. Гольдштейн
  • В. Горбунов
  • И. Горчилин
  • И. Грачёв
  • И. Грек
  • В. Григорян
  • И. Грязнов
  • В. Гулин
  • С. Гусев
  • И. Гутман
  • М. Дадашев
  • О. Декасонидзе
  • Дилаторян
  • И. Дильдарян
  • К. Дупленский
  • В. Еремеев
  • Е. Ефимов
  • Ефремов
  • В. Ешурин
  • В. Зайцев
  • И. Запорожский
  • В. Захаров
  • В. Збудский
  • А. Зенякин
  • Д. Ибрагимов
  • Иванов
  • Казубенко
  • П. Калабухов
  • Р. Кармен
  • И. Касаткин
  • Д. Каспий
  • И. Кацман
  • М. Каюмов
  • Киселёв
  • Кихерев
  • Ключевский
  • А. Ковальчук
  • С. Коган
  • А. Колесников
  • Колабухов
  • А. Колошин
  • Колсанов
  • В. Комаров
  • В. Косицын
  • Г. Корели
  • Л. Котляренко
  • А. Кочетков
  • А. Кричевский
  • А. Крылов
  • А. Ксенофонтов
  • В. Кузин
  • К. Кузнецов
  • Кулагин
  • А. Кушешвили
  • В. Лавров
  • А. Лебедев
  • А. Левитан
  • Г. Лейбман
  • Леогард
  • Ю. Леонгардт
  • А. Листвин
  • Е. Лозовский
  • Б. Макасеев
  • Л. Максимов
  • В. Максимович
  • Д. Мамедов
  • Марзунин
  • Маримакнбеков
  • Я. Марченко
  • В. Масс
  • Меклан
  • Я. Местечкин
  • Е. Мильков
  • И. Михеев
  • В. Мищенко
  • Г. Монгловская
  • Ю. Монгловский
  • М. Мустафаев
  • Е. Мухин
  • Н. Нагорный
  • А. Нариманбеков
  • Б. Небылицкий
  • Никифоров
  • П. Оппенгейм
  • П. Опрышко
  • Г. Островский
  • М. Ошурков
  • Л. Панкин
  • В. Парвель
  • Ш. Парезешвили
  • В. Пахомов
  • П. Петров
  • И. Пикман
  • К. Пискарёв
  • Пономарёв
  • Г. Попов
  • М. Попова
  • М. Посельский
  • В. Придорогин
  • Приходько
  • Прозаровский
  • Л. Проскуров
  • М. Прудников
  • Романюк
  • П. Русанов
  • А. Савин
  • Салютин
  • Сатуцевич
  • Светневский
  • М. Сегаль
  • С. Семёнов
  • А. Сёмин
  • М. Силенко
  • В. Симбирцев
  • Г. Симонов
  • Синевский
  • Сириманов
  • Д. Сода
  • Б. Соколов
  • Соловьёв
  • А. Сологубов
  • А. Софьин
  • К. Станкевич
  • В. Старошас
  • Н. Старощук
  • Н. Степанов
  • В. Страдин
  • А. Сухов
  • А. Сухомлинов
  • А. Телятников
  • М. Трояновский
  • А. Турсунов
  • Е. Федяев
  • А. Фехер
  • И. Филатов
  • Фирсов
  • С. Фрид
  • Фроглов
  • В. Фроленко
  • Фукс
  • А. Хавчин
  • Р. Халушаков
  • Г. Хнкоян
  • В. Ходяков
  • В. Цеслюк
  • В. Цитрон
  • И. Чупин
  • А. Шаповалов
  • С. Шейнин
  • Ш. Шиошвили
  • К. Широнин
  • С. Школьников
  • П. Шлыков
  • Н. Шмаков
  • М. Шнейдеров
  • В. Штатланд
  • Н. Шумов
  • А. Щекутьев
  • Е. Яцун

Премьерные показы в разных странах

  • Италия — 6 сентября 2019 на 76-ом Венецианском кинофестивале (вне основного конкурса)
  • Канада — 13 сентября на 44-м Международном кинофестивале в Торонто
  • США — 28 сентября 2019 на 57-ом Нью-Йоркском кинофестивале
  • Латвия — 28 октября 2019 на Международном ежегодном фестивале документального кино «Артдокфест»
  • Белоруссия — 1 ноября 2019 на Минском международном кинофестивале «Лiстапад»
  • Австрия — 3 ноября 2019 на Международном кинофестивале Viennale в Вене
  • Швеция — 10 ноября 2019 на XXX Международном кинофестивале в Стокгольме
  • Литва — 13 ноября 2019 на XVII Европейском кинофоруме Scanorama в Каунасе
  • Испания — 14 ноября 2019 на XVI Международном кинофестивале в Севилье, на 61-ом Международном фестивале документального и короткометражного кино в Бильбао
  • Нидерланды — 27 ноября 2019 на Фестивале документального кино в Амстердаме
  • Россия — 12 декабря 2019 в рамках Международного ежегодного фестиваля документального кино «Артдокфест» в Москве
  • Бразилия — 13 декабря 2019 на XXI Международном фестивале в Рио-де-Жанейро Festival do Rio
  • Франция — 8 января 2020 в Публичной информационной библиотеке при Центре Помпиду в Париже
  • Швейцария — 17 апреля 2020 на Международном фестивале документального кино в Ньоне — Visions du réel
  • Новая Зеландия — 1 августа 2020 на Ново-Зеландском международном кинофестивале, Веллингтон
  • Болгария — 1 октября 2020 на 24-ом Международном кинофестивале в Софии

В российский прокат картина вышла 5 марта 2020 года под изменённым названием «Прощание со Сталиным». Демонстрировалась в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Пятигорске, Саратове, Сургуте — всего в 40 кинотеатрах.

Критика

…сделан прямолинейно и безоценочно: два часа с гаком мы смотрим на фантастические во всех смыслах слова архивные кадры прощания СССР с любимым вождем Иосифом Сталиным. В начале картины гроб вносят в Колонный зал Дома союзов, в конце, после упокоения тела в мавзолее, торжественный салют гремит по всей стране. Никаких нарушений хронологии, никаких комментариев, кроме, — кстати, абсолютно корректных и безоценочных — дат и цифр с количеством жертв режима перед финальными титрами. Убежденный сталинист тоже может посмотреть «Государственные похороны», и не исключено, что пустит слезу.

Антон Долин, «Meduza» 2019

Кино Лозницы — о сне разума. О смерти эпохи, которая не умирает. О траурной черте, которую переступают миллионы, заколдованные и накачанные пропагандой, со страхом всматривающиеся в будущее и вновь переступающие черту… обратно.

Лариса Малюкова, «Новая газета» 2019

Вместо того, чтобы занимать привилегированную позицию учителя-морализатора, режиссёр исследует и одновременно предлагает зрителю — безмолвному наблюдателю и соучастнику истории — равным образом приступить к изучению этого странного явления. Возможно, у кого-то всё-таки получится усмотреть за происходящим его причины.

Анна Стрельчук, «InterMedia» 2019

Сергей Лозница, очевидно, делает фильмы с прицелом на зарубежную аудиторию, для которой подобные массовые тоталитарные реалити-шоу — в диковинку. Но в России, да и вообще на постсоветском пространстве 135 минут прощания со Сталиным после 70 с лишним лет сюрреализма в режиме онлайн как-то многовато. О знаменитой давке на похоронах, в которой погибли люди, — ни кадра, ни слова. Реплики режиссёра — по традиции только в конце фильма в виде нескольких титров.

Константин Баканов, «Собеседник» 2019

Награды

  • 2019 — премия «Лавровая ветвь» — «Лучший арт-фильм» года на Международном фестивале документального кино «Артдокфест» в Москве.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: