Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге . Имеют свои предпразднства, попразднства и отдания.
Перечень и типы праздников
Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября):
- Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
- Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
- Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
- Крещение Господне — 6 (19) января
- Сретение Господне — 2 (15) февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
- Вход Господень в Иерусалим — ближайшее воскресенье перед Пасхой, 6-е воскресенье Великого поста, в церковном календаре также называется Неделей ваий или цветоносной или Вербным воскресеньем. Переходящий;
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, четверг 6-й седмицы после Пасхи. Переходящий;
- День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, 8-ое воскресенье после Пасхи. Переходящий;
- Преображение Господне — 6 (19) августа;
- Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.
Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов.
Структура праздников
Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:
- предпразднство — это дни, подготавливающие верующих к празднику;
- попразднство — продолжение праздника;
- отдание — заключительный день попразднства — на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:
- Рождества Христова — 5 предпразднственных дней, в связи с тем, что Рождество — самый большой из двунадесятых праздников;
- Богоявления — 4 предпразднственных дня, ибо Богоявление — второй после Рождества двунадесятый праздник;
- Входа Господня в Иерусалим — нет ни предпразднства, ни попразднства в связи с началом Страстной седмицы;
- Вознесения Господня — нет предпразднства, так как сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднство Вознесения «не помещается» на своё место;
- Дня Святой Троицы — нет предпразднства.
Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.
Богослужение
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.
В период предпразднства на службах, посвящённых рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, всё увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.
На всенощном бдении двунадесятых праздников служится Великая вечерня, но на Рождество Христово, Богоявление и Благовещение — Великое повечерие, а затем утреня.
На праздничном всенощном бдении всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.
Богослужение двунадесятых Господских праздниковДвунадесятых Господских праздников всего семь.
- Непереходящие праздники: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Крещение Господне, Преображение.
- Переходящие праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.
Особенности богослужения:
Двунадесятых Богородичных праздников всего пять: Рождество Богородицы, Введение, Благовещение, Успение и Сретение Господне (Сретение имеет некоторые богослужебные особенности Господских праздников, но в большей степени соответствует Богородичным). Все перечисленные праздники непереходящие (неподвижные).
На эти праздники также положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба только празднику, а если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа.
Особенности богослужения:
Служба Сретения имеет лишь два отличия, приближающих этот Богородичный праздник к Господским:
Иконография
Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами; если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду.