Двунадесятые праздники

06.04.2022

Двунадесятые праздники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге . Имеют свои предпразднства, попразднства и отдания.

Перечень и типы праздников

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября):

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  • Крещение Господне — 6 (19) января
  • Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  • Вход Господень в Иерусалим — ближайшее воскресенье перед Пасхой, 6-е воскресенье Великого поста, в церковном календаре также называется Неделей ваий или цветоносной или Вербным воскресеньем. Переходящий;
  • Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, четверг 6-й седмицы после Пасхи. Переходящий;
  • День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, 8-ое воскресенье после Пасхи. Переходящий;
  • Преображение Господне — 6 (19) августа;
  • Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов.

Структура праздников

Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:

  • предпразднство — это дни, подготавливающие верующих к празднику;
  • попразднство — продолжение праздника;
  • отдание — заключительный день попразднства — на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

  • Рождества Христова — 5 предпразднственных дней, в связи с тем, что Рождество — самый большой из двунадесятых праздников;
  • Богоявления — 4 предпразднственных дня, ибо Богоявление — второй после Рождества двунадесятый праздник;
  • Входа Господня в Иерусалим — нет ни предпразднства, ни попразднства в связи с началом Страстной седмицы;
  • Вознесения Господня — нет предпразднства, так как сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднство Вознесения «не помещается» на своё место;
  • Дня Святой Троицы — нет предпразднства.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвящённых рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, всё увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

На всенощном бдении двунадесятых праздников служится Великая вечерня, но на Рождество Христово, Богоявление и Благовещение — Великое повечерие, а затем утреня.

На праздничном всенощном бдении всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

Богослужение двунадесятых Господских праздников

Двунадесятых Господских праздников всего семь.

  • Непереходящие праздники: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Крещение Господне, Преображение.
  • Переходящие праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.

Особенности богослужения:

  • Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы (даже если праздник выпадает в Воскресный день, то воскресная служба совсем опускается).
  • Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поётся «Блажен муж», если со вторника по субботу, то «Блажен муж» отменяется.
  • На литургии поются праздничные антифоны.
  • На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся» не поётся, а поётся тропарь и кондак праздника.
  • Вместо Святый Боже, в Рождество Христово, Крещение Господне и Пятидесятницу поётся: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия.», а на Воздвижение Креста Господня: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.»
  • Имеют особый праздничный отпуст.
  • В день двунадесятого праздника вечером вечерня совершается с торжественным входом и великим прокимном. Если праздник случается в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника вместо рядового прокимна.
  • В отдание праздника на Литургии читается только один рядовой Апостол и одно Евангелие дня.
  • Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

    Двунадесятых Богородичных праздников всего пять: Рождество Богородицы, Введение, Благовещение, Успение и Сретение Господне (Сретение имеет некоторые богослужебные особенности Господских праздников, но в большей степени соответствует Богородичным). Все перечисленные праздники непереходящие (неподвижные).

    На эти праздники также положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба только празднику, а если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа.

    Особенности богослужения:

  • На «Господи, воззвах» поются стихиры праздника.
  • После прокимна вечерни («Господь воцарися, в лепоту облечеся») читаются паремии праздника.
  • На Благословении хлебов трижды поётся тропарь праздника.
  • На «Бог Господь» воскресный тропарь поётся дважды, на «Слава и ныне» тропарь праздника.
  • Полиелей, величание празднику с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных.
  • Антифоны воскресные текущего гласа, но прокимен и Евангелие праздника.
  • После Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше»
  • Воскресная стихира по Евангелии заменена стихирой праздника.
  • Каноны поются: воскресный и оба канона празднику (Богородице).
  • После 3-й песни Канона кондак воскресный, по 6-й Богородицы.
  • Припевы по 8-й песни не поют, а читают «Честнейшую».
  • «Свят Господь Бог наш» не отменяется.
  • После Великого славословия тропарь только воскресный.
  • На Литургии по входе «Воскресый из мертвых…», а не «молитвами Богородицы».
  • Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и запричастный стих — сначала воскресный, затем праздника.
  • «Достойно есть» заменяется задостойником.
  • На славлении после отпуста, или по заамвонной молитве, тропарь, кондак и величание праздника.
  • Служба Сретения имеет лишь два отличия, приближающих этот Богородичный праздник к Господским:

  • Праздничный отпуст, начинающийся словами: "Иже во объятиях праведнаго Симеона носитися изволивый нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш: " — но в воскресный день он заменяется словами: «Воскресый из мертвых…»
  • Во время Литургии на малом входе есть входный стих: «Сказа Господь Спасение Своё, пред языки откры Правду Свою.»
  • Иконография

    Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами; если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду.


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: