Остров (театр)

05.04.2022

Драматический театр «Остров» — театр в городе Санкт-Петербурге, находящийся на Каменноостровском проспекте 26-28 («Дом Бенуа»).

История театра

Театр был основан труппой актёров во главе с А. В. Болониным в 1990 году. Первый спектакль — «Приглашение на казнь» по роману Набокова — был признан критиками лучшим спектаклем 1991 года.

Первые шесть лет труппа выступала на разных площадках города, почти все заработанные деньги уходили на оплату аренды. Несмотря на трудности, в эти годы было поставлено ещё три спектакля: «Новое возвращение бродячей собаки» (о поэтах Серебряного века), «Гамлет» по Шекспиру и «Без вины виноватые» по пьесе А. Н. Островского. В 1996 году по просьбе И. П. Владимирова мэр города А. А. Собчак распорядился выделить театру «Остров» помещение. Вскоре творческий коллектив получил полуподвал в «Доме Бенуа» на Каменноостровском проспекте, требовавший ремонта. Представления в отремонтированном помещении идут с 1999 года.

26 августа 2016 года ушел из жизни з.д.и. России Александр Владимирович Болонин. Театр возглавили Исаева Тамара Борисовна и Болонин Григорий Александрович.

Труппа

Бессменными членами труппы с основания театра являются Александр Владимирович Болонин — основатель театра, художественный руководитель (до 2016 года), режиссёр и автор сценариев многих спектаклей, актёр, заслуженный деятель искусств России; Тамара Борисовна Исаева — актриса, художественный руководитель театра (с 2016 года), заслуженная артистка России, вдова А. В. Болонина; и Ю. Д. Агейкин. Кроме них, в постановках принимают участие ещё более двух десятков актёров. Большинство актёров помимо «Острова» работают и в других местах: кто в других театрах, кто в кино и на телевидении. «Остров» для них не источник дохода, но возможность к самореализации и раскрытию таланта.

Спектакли

За годы существования театр осуществил 35 драматических постановок Архивная копия от 11 июля 2021 на Wayback Machine, среди которых «Приглашение на казнь» по роману Владимира Набокова (первая постановка театра), «Осенний марафон» и «Кастручча» по пьесам Александра Володина, комедия Валерия Попова «Седьмая квартира», «Извлечение мастера» по произведениям Михаила Булгакова, «Коммерсанты» по роману Ильи Штемлера (премьера состоялась в 2008 году).

  • «Последняя женщина сеньора Хуана» Архивная копия от 9 июля 2021 на Wayback Machine
  • «Коломба» Архивная копия от 9 июля 2021 на Wayback Machine
  • «Самоубийца»
  • «Семь жен Синей Бороды» Архивная копия от 11 июля 2021 на Wayback Machine
  • «Седьмая квартира» Архивная копия от 11 июля 2021 на Wayback Machine, 2018 год
  • «Гадюка» Архивная копия от 11 июля 2021 на Wayback Machine
  • «Шизо (Чарли, привет!)» Архивная копия от 11 июля 2021 на Wayback Machine, 2017 год
  • «Путешествия с тетушкой»
  • «Островитяне»
  • «Место действия - душа»
  • «Не расслабляйся!»
  • «Приглашение на казнь»
  • «Два сердца»
  • «Игра в жизнь»
  • «Дневник нечестного человека»
  • «Серебряный туман»
  • «Дуэт»
  • «Превратности любви»
  • «Осенний марафон»
  • «Телефон доверия» (комедия «белых ночей»)
  • «Седьмая квартира»
  • «Записки нетрезвого человека»
  • «Король умирает»
  • «Но вот и я — в кругу любимых…»
  • Шизо («Чарли, привет»)
  • «Гордый, одинокий, несчастный…»
  • «Кастручча»
  • «Без вины виноватые»
  • «Холодная зима 37-го»
  • «Коммерсанты» (драматические хроники 90-х.)
  • «Папашины игрушки» «Вековуха»
  • «…как солнце в вечерний час…»
  • «Апокриф по а.б.в.»
  • «Извлечение мастера»
  • «Гамлет»

Театр «Остров» и Александр Володин

С начала представлений театра «Остров» на Каменноостровском проспекте до своей смерти (17 декабря 2001 года) большим другом театра был писатель, поэт и драматург А. М. Володин, побывавший на всех спектаклях театра.

После смерти драматурга театр поставил несколько его спектаклей, а в 2004 году стал стал одним из учредителей премии имени Александра Володина. В числе первых лауреатов премии — актриса Зинаида Шарко, писатель Валерий Попов, художественный руководитель театра «Остров» режиссёр Александр Болонин, драматург Иван Вырыпаев. Награда представляет собой миниатюрную бронзовую статуэтку любимого поэта Володина — Бориса Пастернака (такую же, как была подарена драматургу в день его 80-летия).

В фойе театра устроен небольшой музей писателя — «Гостиная Володина». Стены здесь увешаны многочисленными фотографиями А. М. Володина и воспоминаниями о нём современников. Вокруг стоят вещи А. М. Володина: письменный стол, печатная машинка, настольная лампа.

По инициативе и по ходатайству А. В. Болонина и драматурга и писателя Ильи Штемлера 10 февраля 2004 года, в день, когда А. М. Володину исполнилось бы 85 лет, на его доме был установлен памятный знак (авторами мемориальной доски являются скульптор Григорий Ястребенецкий и архитектор Татьяна Милорадович).

Критики о театре

По мнению зрителей и многих специалистов, критиков, театр «Остров» своей интеллигентностью занимает особое место на театральной карте Петербурга.

Театр «Остров» — театр ищущий, ведущий диалог со зрителем, стремящийся натолкнуть зрителя на философские размышления о жизни, о глубинах человеческого сознания.

Театр «Остров» — один из самых «немолодых» негосударственных театров города — формирует свой репертуар из непростых для массового зрителя спектаклей. Никогда, по словам его художественного руководителя, «принцип кассовости» не будет для коллектива основным. Это подтверждается всей деятельностью театра и, в частности, проектами, им осуществляемыми. Так, например, весной 2004 года на базе коллектива проходил фестиваль спектаклей по драматургии А. Володина. Театр разговаривает с публикой о глубинных проблемах человеческого духа на материале высокохудожественной классической и современной драматургии. Само название театра, по замыслу его создателей, свидетельствует о том, что это «остров независимого искусства и свободной мысли в большом городе».

На фоне довольно скучной и обыденной театральной жизни города, довольствующейся стандартным набором хотя и неплохих, но уже примелькавшихся пьес, театр «Остров» резко контрастирует своей неподдельной живостью и абсолютным чувством современного момента. <…> В отличие от большинства городских театров, в том числе и драматических, здесь актеры не просто играют роли. а как бы проживают отдельные жизненные отрывки своих персонажей, вкладывая в свои роли искренние чувства и переживания. Зрители, находящиеся в зале, становятся не сторонними созерцателями сюжета, а участниками событий, происходящих на сцене. Именно такой подход к теат-ральному искусству и составляет основу системы Станиславского, к сожалению, все более невостребованную многими современными театрами. <…> Только зрительское почитание и внутренний стержень собственной правоты позволяют театру жить и работать.

Вообще каждый спектакль этого театра — маленькое чудо, а главное богатство театра — его актеры, которые работают с полной отдачей, несмотря на копеечные зарплаты. <…> В подобных камерных залах устанавливается особая атмосфера доверительного разговора со зрителем.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: