Мюллер, Хайнер


Хайнер Мюллер (нем. Heiner Müller; 9 января 1929, Эппендорф, — 30 декабря 1995, Берлин) — немецкий драматург, театральный режиссёр, поэт, эссеист, последний президент Академии искусств ГДР (1990—1993).

Биография

Отец Мюллера Курт после прихода к власти нацистов пострадал как социал-демократ, зато после войны стал мэром Франкенберга и функционером Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), пока не покинул ГДР в 1951 году. Сам Хайнер — член СЕПГ c 1947 года (за год до того некоторое время состоял в СДПГ, но исключён за неуплату взносов), член Союза писателей ГДР с 1954 года, лауреат премии Т. Манна (1959), виднейший драматург ГДР на тот момент. Однако цензурное запрещение его пьесы «Переселенка» после первого же представления в 1961 году ухудшило отношения писателя с руководством СЕПГ, в том же году его исключили из Союза писателей.

В 1966—1967 годах Мюллер работал с Бенно Бессоном в Немецком театре над пьесами «Строительство», постановка которой была запрещена, и «Эдип-царь». С 1970 года в качестве руководителя литературной части работал в театре «Берлинер ансамбль». В 1970-х он начал сотрудничать с театрами Западной Германии, его драмы были поставлены в Мюнхене, Эссене, Бохуме. Растущая мировая известность писателя вынудила руководство ГДР несколько смягчиться: в 1975 году в берлинском театре «Фольксбюне», который возглавлял в то время Бенно Бессон, Манфред Карге поставил его пьесы «Битва» (нем. Die Schlacht) и «Трактор» (нем. Traktor). В том же году Мюллер получил премию Лессинга.

С 1976 года Мюллер в качестве завлита работал в «Фольксбюне». В 1984 году он стал членом Академии искусств ГДР (с 1986 был также членом Академии искусств Западного Берлина); в 1985 году был удостоен премии Бюхнера, в 1988 — восстановлен в Союзе писателей. В 1990 году Мюллер был избран президентом Академии искусств ГДР. Лауреат премии Генриха Клейста (1990).

В 1992 году, после отставки Манфреда Векверта, Мюллер был приглашён в театр «Берлинер ансамбль» в качестве одного из членов коллективного руководства (наряду с режиссёрами Маттиасом Лангхофом, Фрицем Марквардтом, Петером Паличем и Петером Цадеком), в 1995 году стал его единоличным художественным руководителем. Здесь он поставил свой самый значительный и последний спектакль по пьесе Б. Брехта «Карьера Артуро Уи».

Драмы

  • Die Morgendämmerung löst das Ungeheuer auf (1948)
  • Das Laken (1951)
  • Die Schlacht (1 вариант, 1951)
  • Die Reise (1951/1952)
  • Szenen aus einem Stück über Werner Seelenbinder (1952)
  • Gespräch der Bediensteten im Palast des Agamemnon während dieser ermordet wird ind Küche (1952/1953)
  • Traktor (1 вариант, 1955)
  • Zehn Tage, die die Welt erschütterten (1956)
  • Der Lohndrücker (1956/1957)
  • Die Korrektur I (1957)
  • Die Korrektur II (1958)
  • Klettwitzer Bericht 1958 — Eine Hörfoge (1957/1958)
  • Glücksgott (1958)
  • Die Umsiedlerin oder Das Leben auf dem Lande (1961)
  • Philoktet (1958/1964)
  • Der Bau (1963/1964)
  • Sophokles/Ödipus, Tyrann (1966/1967)
  • Der Horatier (1968)
  • Mauser (1970)
  • Macbeth (1971)
  • Germania Tod in Berlin (1956/1971)
  • Zement (1972)
  • Die Schlacht (1951/1974)
  • Traktor (1955/1961/1974)
  • Leben Gundlings Friedrich von Preußen Lessings Schlaf Traum Schrei. Ein Greuelmärchen (1976)
  • Die Hamletmaschine (1977)
  • Bertolt Brecht/Der Untergang des Egoisten Johann Fatzer (1978)
  • Der Auftrag (1979)
  • Quartett (1980/1981)
  • Verkommenes Ufer Medeamaterial Landschaft mit Argonauten (1982)
  • Wolokolamsker Chaussee I: Russische Eröffnung (1984)
  • Anatomie Titus Fall of Rome Ein Shakespearekommentar (1984)
  • Wolokolamsker Chaussee II: Wald bei Moskau (1985/1986)
  • Wolokolamsker Chaussee III: Das Duell (1985/1986)
  • Wolokolamsker Chaussee IV: Kentauren
  • Wolokolamsker Chausse V: Der Findling
  • Germania 3 Gespenster am toten Mann (1995)

Творческая манера

Многие драмы Мюллера — свободная, остро осовремененная трактовка пьес древнегреческих трагиков, Шекспира, Брехта, произведений Шодерло де Лакло, Дж. Рида, ранней советской литературы и др.

Наследие

Собрание сочинений Мюллера в 9-ти томах (1998—2005) издано авторитетным немецким издательством Зуркамп. Архив писателя находится в университете Гумбольдта в Берлине. Его пьесы переведены на многие языки, они идут в крупнейших театрах мира. В России драму Мюллера «Медея-материал» в 2001 году поставил Анатолий Васильев в «Школе драматического искусства». В 2016 году по произведениям и дневникам Хайнера Мюллера режиссёром Кириллом Серебренниковым в театре «Гоголь-центр» был поставлен спектакль «Машина Мюллер». В 2018 году в Санкт-Петербургском театре имени Ленсовета режиссером Евгенией Сафроновой по текстам Еврипида, Сенеки и Хайнера Мюллера был поставлен спектакль «Медея». Режиссёром Виталием Гольцовым в Черниговском кукольном театре имени А. П. Довженко впервые на Украине был поставлен спектакль «Гамлет-машина». В 2019 году в Электротеатре Станиславском состоялась премьера спектакля MEDEAMATERIAL по триптиху Хайнера Мюллера "Загаженный берег. Медеяматериал. Пейзаж с аргонавтами" (пер. Александра Филиппова-Чехова) режиссер Жирайр Газарян. Трилогия была поставлены в России впервые целиком.

Публикации на русском языке

  • Гамлет-машина // Мюнхенская свобода и другие пьесы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 161—170.
  • Злотин Г. С. Et in Arcadia ego: Инспекция (Из Хайнера Мюллера)
  • Стихи из разных книг / пер. Алексея Прокопьева// Иностранная литература. 2009. № 10.
  • Проза. Драмы. Эссе. Диалоги / сост. В. Колязин. М.: РОССПЭН, 2012.
  • Цемент. Стихотворения. М.: libra, 2017.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: