Гай Светоний Транквилл


Гай Светоний Транквилл (лат. Gaius Suetonius Tranquillus; около 70 года н. э. — после 122 года н. э.) — древнеримский писатель, историк, учёный-энциклопедист, личный секретарь императора Адриана, наиболее известный сборником биографий «Жизнь двенадцати цезарей» на латинском языке. Другие произведения Светония сохранились лишь фрагментарно.

Вместо обычного для жанра перечисления военных походов и государственных реформ императоров Светоний собирал анекдоты из жизни правителей, описывал их внешность, привычки, подробности личной жизни. К «Жизни двенадцати цезарей» восходят наиболее расхожие мотивы и сюжеты, связанные с римскими императорами (конь Калигулы, актёрские упражнения Нерона, слова Веспасиана «деньги не пахнут», слова Тита «друзья, я потерял день» и другие). Светоний намеренно писал простым и сухим языком, но несмотря на это, он был очень популярен в латинской литературе: собранные им сведения часто цитировались, а его описаниям императоров нередко подражали. В Новое время «Жизнь двенадцати цезарей» и «Сравнительные жизнеописания» Плутарха стали самыми популярными сборниками исторических биографий.

Биография

Светоний происходил из сословия всадников. Его предки не занимали высоких должностей, и о них известно только из сочинений самого писателя. Дед Светония имел какие-то связи при императорском дворе: в биографии Калигулы упоминается, что он знал о настоящей причине сооружения моста длиной в три тысячи шестьсот шагов в Неаполитанском заливе от доверенных придворных. Отец писателя, Светоний Лет, был военным трибуном в XIII легионе, до 67 года расквартированном в Верхней Германии, затем в Паннонии, а с 68 года — в Италии. Во время гражданской войны 69 года легион выступил на стороне Отона, но в битве у Кремоны потерпел поражение от войск Вителлия. Известно, что после этой битвы Вителлий заменил офицеров в XIII легионе своими сторонниками, а проигравших отправил на постройку амфитеатра в Кремоне.

Точная дата рождения Светония неизвестна. В XIX веке Теодор Моммзен полагал, что он родился в 77 году, но затем эта версия была отвергнута, и рождение писателя стали датировать более ранним временем. Если Моммзен отталкивался от даты трибунских полномочий (приблизительно 101 год), которые Плиний Младший выпрашивал у Нератия Марцелла для Светония, то впоследствии дату рождения писателя начали выводить на основании косвенного свидетельства о его возрасте. В биографии Нерона писатель сообщает, что примерно в 88—89 годах, когда объявился самозванец, выдававший себя за Нерона, он был молодым человеком (лат. adulescens; этим же словом Светоний называет как 18-летних, так и 28-летних). На основании этого свидетельства и строятся предположения о дате рождения писателя: от года появления Лже-Нерона отнимается примерно 20 лет (чаще всего adulescens называли человека именно в этом возрасте). При описании более ранних событий правления Домициана Светоний описывает свой возраст и другим словом (лат. adulescentulus — уменьшительное от adulescens, «совсем молодой человек»), однако точная дата этого события не может быть установлена. С помощью свидетельства о Лже-Нероне французский исследователь Альсид Масе отнёс рождение Светония к 69 году, Кристофер Джонс — к периоду между 67 и 72 годами, С. И. Соболевский осторожно высказывался за 69 или 70 год, хотя и указывал на неопределённость трактовки слова adulescens. Рональд Сайм предположил, что писатель мог родиться в 70 году, а также высказал гипотезу, что Светоний Лет дал новорождённому когномен Tranquillus (спокойный, мирный) в честь окончания гражданской войны и воцарения Веспасиана. Однако автор монографии о Светонии Барри Болдуин возражал против датировки 69 или 70 годами, хотя и признавал эту версию наиболее распространённой. Против датировки 69 годом высказывался и историк Генри Сандерс, указывавший на маловероятность нахождения жены Светония Лета в приграничном военном лагере; вместо этого американский исследователь предлагает 70 или 71 год. М. Л. Гаспаров полагал, что Светоний родился в начале 70-х годов, и считал, что Плиний был старше его примерно на десять лет. Встречается и датировка рождения писателя началом 60-х годов. Таким образом, рождение Светония датируют между 61 и 77 годами, но чаще всего — между 69 и 71 годами.

В качестве места рождения Транквилла иногда называется Гиппон (лат. Hippo Regius) в Северной Африке, хотя распространена и версия о его рождении в Риме. В середине XX века в Гиппоне была обнаружена надпись с упоминанием Светония, что послужило основанием для связи рождения Транквилла с этим городом. Однако в Северной Африке известен всего один носитель номена «Светоний» кроме Транквилла, а чаще всего этот номен встречается в окрестностях колонии Пизавр (современный Пезаро в области Марке в Италии). Во фрагментарно сохранившейся биографии поэта Луция Акция Светоний говорит о его происхождении из Пизавра, и Рональд Сайм указывает на эту ремарку как на возможное особое внимание Транквилла к земляку. Детство и юность Светония, вероятно, прошли в столице. Как и большинство детей своего круга, Светоний, по-видимому, окончил грамматическую и риторическую школу.

В молодости Светоний познакомился с видным интеллектуалом Плинием Младшим, который ему покровительствовал. Транквилл переписывался с Плинием, по крайней мере, с 97 года (сохранились несколько писем Плиния к Светонию и упоминания о нём в других письмах). Возможно, он был наставником Светония — однажды он называет Транквилла словом, обозначающим ученика, живущего с мастером под одной крышей; однако, например, С. И. Соболевский понимает слова Плиния по-иному: они вместе учились у одного мастера. Как бы то ни было, Светоний вошёл в кружок Плиния, игравший большую роль в культурной жизни Рима. В этом кружке начинающий писатель мог познакомиться с крупнейшими интеллектуалами рубежа I—II веков — в частности, с историком Публием Корнелием Тацитом. Светоний мог контактировать и с известным биографом Плутархом, который неоднократно посещал Рим в конце I — начале II века. Вероятно, у двух биографов были общие знакомые: некоторые из друзей Плутарха были близки к кружку Плиния Младшего.

Из писем Плиния известно, что около 97 года Светоний занимался адвокатской практикой, самостоятельно ведя дела, а также преподавал риторику. В 101 году Плиний выхлопотал у Нератия Марцелла трибунские полномочия для Светония, что обычно означало начало политической карьеры, но в последний момент биограф отказался от уже полученной должности и попросил устроить на неё своего родственника Сильвана. Возможно, это было связано с нежеланием Светония на несколько лет ехать в Британию, куда должен был отправиться Марцелл с новым трибуном. В это же время Транквилл завёл знакомство с городским префектом, влиятельным Гаем Септицием Кларом и позднее посвятил ему свои знаменитые биографии римских императоров. Приблизительно в 112 году Плиний испрашивал у императора Траяна почётное «право трёх детей» (лат. ius trium liberorum) для Светония. «Право трёх детей» позволяло обладателю избегать некоторых наказаний и иметь преимущества при занятии различных почётных постов. Император удовлетворил прошение, хотя писатель, по словам Плиния, был «несчастлив в браке» (возможно, не имел детей). Примерно в это же время Траян ввёл Транквилла и в число «избранных судей» (лат. iudices selecti), которые в то время обладали исключительным правом становиться присяжными. Кроме того, Светоний стал членом двух небольших жреческих коллегий (flamen sacerdotalis и pontifex Volcanalis). О последней жреческой коллегии в честь Вулкана в Риме ничего не известно, однако она существовала в Остии.

Иногда предполагается, что в 110—112 годах писатель находился в провинции Вифиния вместе с Плинием, её наместником. Существует предположение о пребывании Светония в Германии и Британии: он утверждает, что в честь Тита в этих провинциях сооружено много статуй и надписей.

Дата литературного дебюта Транквилла неизвестна. Около 105 года Плиний в письме к Светонию уговаривает его опубликовать некое обширное произведение, которое тот не спешил обнародовать. Иногда предполагается, что речь шла о произведении «О знаменитых людях» (или «О знаменитых мужах»; лат. De viris illustribus).

В начале правления Адриана, примерно в 119 году, Светоний начал работу в императорской канцелярии в должности заведующего письмами (секретаря, ведавшего императорской корреспонденцией, — лат. ab epistulis); также он надзирал за публичными библиотеками (лат. a bybliothecis) и участвовал в работе канцелярии по учёным делам (лат. a studiis) (иногда предполагается, что эти должности он занимал поочерёдно). Впрочем, допускается и возвышение Светония ещё в правление Траяна. Из стихотворения Стация известно о характере работы Светония: секретарь ab epistulis рассылал приказы правителя по всей империи, занимался назначениями многих офицеров и созывал всех назначенных лиц; к нему стекались все вести от легионов и вспомогательных войск, сведения о важных событиях для хозяйства (разлив Нила, дожди в Северной Африке) и другая важная информация. В обязанности секретаря входило не только знакомство со всей входящей корреспонденцией, но и составление писем от имени императора в подобающей форме, из-за чего секретарями обычно становились талантливые литераторы. Важная для императоров должность очень хорошо оплачивалась, и императорский секретарь мог позволить устроить своей умершей жене самые роскошные похороны и установить ей памятник, который был подобен дворцу. Секретарь a studiis был императорским советником по литературным вопросам и, вероятно, заведовал его личной библиотекой. Однако уже в 121 или 122 году Адриан, находясь в Британии, отправляет в отставку множество должностных лиц, среди которых были Светоний и Септиций Клар (последний к этому времени стал командиром преторианской гвардии). Поводом для чистки своей администрации император избрал слухи о недостаточно почтительном отношении придворных к своей жене Сабине. Впрочем, реальной причиной опалы Светония и его коллег иногда называется желание Адриана избавиться от людей Траяна среди своих приближённых; существует и версия о том, что Светоний стал жертвой придворных интриг.

О жизни писателя после опалы и о времени его смерти ничего не известно. Иногда один фрагмент биографии Тита интерпретируют как свидетельство того, что около 130 года Светоний был жив, а порой годы жизни писателя доводят до 160 года. Транквилл записал слухи, что единственным поступком, о котором перед смертью сокрушался император Тит, была любовная связь с Домицией Лонгиной. Основываясь на характере упоминания о Домиции, Рональд Сайм предположил, что на момент написания биографии Тита она уже была мертва. Дата её смерти неизвестна, однако по косвенным свидетельствам её относят к промежутку между 123 и 140 годами. Впрочем, современные исследователи оценивают эту гипотезу как очень шаткую.

«Жизнь двенадцати цезарей»

Обзор

Сочинение «De vita Caesarum», известное под названием «Жизнь двенадцати цезарей» (буквально «О жизни цезарей»), — сборник биографий римских правителей от Гая Юлия Цезаря (100—44 годы до н. э.) до Домициана (51—96 годы н. э.) включительно. Светоний отказался от обычного для биографического жанра перечисления военных походов и государственных реформ. Вместо этого в биографиях собраны анекдоты из жизни правителей, описываются их внешность, привычки, подробности личной жизни. Тем не менее, работа является важным историческим источником и ценным литературным памятником. Сочинение состоит из восьми книг: правителям от Цезаря до Нерона посвящено по одной книге, книга VII описывает Гальбу, Отона и Вителлия, книга VIII — Веспасиана, Тита и Домициана. Сочинение сохранилось практически полностью (подробнее см. ниже).

Цели создания сборника неизвестны. Выделяется пять предположений о целях Светония:

  • определение стиля правления нового императора по образцам предшественников;
  • решение вопроса, являются человеческие пороки врождёнными или приобретёнными;
  • создание назидательного сочинения для Адриана;
  • изображение императоров как правителей и деятелей культуры;
  • антикварный интерес к обычаям прошлого.
  • Датировка. Особенности сочинений

    Датировка «Жизни двенадцати цезарей» обычно основывается на посвящении сочинения командиру преторианской гвардии Септицию Клару, что известно благодаря византийскому антиквару VI века Иоанну Лиду (самое начало сборника биографий не сохранилось). Септиций Клар занимал эту должность в 119—121/122 годах и попал в опалу одновременно со Светонием, ещё одним приближённым Адриана. Однако часть сведений Светоний, скорее всего, почерпнул из императорских архивов, к которым он мог иметь доступ только в годы работы в императорской канцелярии, и потому дату окончательной редакции и публикации нередко относят к 121 году. Некоторые исследователи отталкиваются ещё и от возможности использования Транквиллом написанных в 110-х или в начале 120-х годов «Анналов» Публия Корнелия Тацита, хотя Светоний мог лишь использовать те же источники, что и Тацит (подробнее см. ниже). Таким образом, наиболее распространена версия о публикации произведения между 119 и 122 годами.

    Впрочем, существует и предположение, что «Жизнь двенадцати цезарей» публиковалась по частям. Эта гипотеза основывается на изучении лексики автора в разных биографиях и на присутствии различных источников. Так, в двух первых по порядку биографиях нередко упоминаются или цитируются различные документы, но особенно часто — личная переписка Октавиана Августа. В жизнеописаниях Тиберия, Калигулы и Клавдия также встречаются выдержки из корреспонденции именно этого императора. Позднее Светоний лишь один раз использует императорскую переписку — при описании жизни Нерона, но это письмо, возможно, взято из другого источника. Единства в вопросе, какие биографии могли быть опубликованы ранее других, нет: в качестве самых ранних называются как жизнеописания Цезаря и Октавиана, так и последние шесть биографий (от Гальбы до Домициана). В пользу последнего варианта свидетельствует относительная краткость этих шести биографий, а также оценочное мнение о том, что жизнеописания Цезаря и Августа могли быть написаны только опытным биографом. Рональд Сайм же предложил позднюю (после 123 года) датировку, по крайней мере, биографии Тита (см. выше); по его мнению, книги VII и VIII (последние шесть биографий) были добавлены к первым шести биографиям позднее. Напротив, Тристан Пауэр датирует «О знаменитых людях», первое сочинение Гая, временем между 105—106 и 110 годами. Из-за раннего завершения первой работы Светоний, по мнению современного исследователя, должен был располагать достаточным сроком для основательной подготовки «Жизни двенадцати цезарей», вследствие чего в 119—122 годах была опубликована завершённая работа.

    Существуют и другие мнения о причинах различий между первыми и последними биографиями. Так, французский исследователь Альсид Масе предположил, что Светоний по каким-то причинам не завершил своё главное сочинение, но всё же обнародовал его. По его мнению, римский биограф либо опубликовал своё сочинение досрочно под влиянием Септиция Клара (подобно тому, как в известном письме Плиний уговаривал его издать какое-то иное сочинение), либо попросту потерял интерес к написанию биографий и опубликовал их в незаконченном виде. Эти гипотезы отчасти объясняют, почему историк не использовал известные письма Тита и завещание Веспасиана. Высказываются и другие гипотезы: например, Адриан мог разрешить своему секретарю использовать архивные материалы лишь по жизни Октавиана, но затем он мог запретить ему доступ в императорский архив за другими документами. Франческо делла Корте высказал иное недоказуемое предположение: по его мнению, после того как Светоний закончил исследование корреспонденции Августа, он обратился не к письмам следующих императоров, а к воспоминаниям своего деда и отца, а также к слухам, известным ему самому. Возможно, значительную часть своего сочинения Транквилл написал уже после опалы (возможно, в Гиппоне) и потому не мог иметь доступа к императорским архивам. Наконец, существует предположение, что переписка Августа была опубликована целиком, и Светоний мог пользоваться ею, не посещая для этого архивы. Это предположение усложняет датировку всего сборника биографий. Известно, что письма Августа использовали некоторые римские литераторы, хотя из слов Квинтилиана предполагается недоступность этих писем для широкой публики. Однако в биографии Августа Светоний упоминает, что лично изучал почерк этого императора.

    Светоний о христианстве

    В биографии Клавдия Светоний оставил одно из самых ранних упоминаний об Иисусе Христе и о христианах в светской литературе.

    Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима.

    Оригинальный текст (лат.)[показатьскрыть] Iudaeos impulsore Chresto assidue tumultuantis Roma expulit.

    Несмотря на то, что свидетельство Светония о христианстве в силу своей краткости носит неопределённый характер, исследователи обращались к нему неоднократно. Неясны причина беспорядков, их характер. Возможно, это была реакция иудеев на решения Иерусалимского собора о том, что язычникам, обращённым в христианство, необязательно соблюдать Моисеев закон.

    Упоминаемый Светонием Хрестос, как правило, отождествляется с Иисусом, поскольку написание «Хрестос» через «e» было распространено в латиноязычной среде как по фонетическим причинам, так и в силу традиции, существовавшей ещё и в IV веке (это написание критиковал Лактанций). В I—II веках в Риме были лучше знакомы не с именем Χριστός (Christos), а с популярным среди рабов и вольноотпущенников именем Χρήστος (Chrēstos в классическом древнегреческом произношении), которое имело значения «хороший, добрый, счастливый, порядочный, кроткий, полезный». Для человека, незнакомого с иудаизмом и христианством, имя Христос обозначало либо медицинского работника («служащий для натирания целебной мазью»), либо штукатура, и потому по незнанию Светоний мог заменить неизвестное ему имя хорошо известным. В биографии Нерона римский писатель упоминает изгнание христиан из Рима, причём слово «христиане» он пишет через «i». Различия в написании могут свидетельствовать как о незнании Светонием связей между христианством и иудаизмом, между «Хрестом» и христианством, так и о следовании ошибочному написанию в источнике (например, в документах из императорских архивов, архивов сената или отчётов префекта).

    Кроме того, распространённость имени Хрестос даёт основания отдельным учёным предполагать, что упомянутый Светонием человек мог быть зелотским проповедником и организатором восстаний евреев в Риме (впрочем, эта гипотеза не очень популярна и подвергается критике).

    Описанное Светонием событие чаще всего датируют 49—52 годами или одним лишь 49 годом, хотя встречаются и другие датировки. Нередко последовавшее за волнениями изгнание связывается с изгнанием иудеев Клавдием, которое упоминается в Деяниях апостолов.

    В эпоху наибольшего влияния мифологической школы в конце XIX — середине XX века учёные порой отрицали аутентичность рассказа Светония. В частности, С. И. Ковалёв предполагал, что его свидетельства — это вставки средневековых переписчиков, а в целом его сведения слишком отрывочные и неопределённые для однозначных выводов о раннем христианстве. Впрочем, в своих более поздних работах советский историк признал подлинность фрагмента Транквилла.

    Другие сочинения

    Хорошо известно и другое сочинение Светония — «О знаменитых людях» (или «О знаменитых мужах»; лат. De viris illustribus). Этот сборник биографий известных деятелей римской культуры состоял из пяти разделов: жизнеописаний поэтов, ораторов, историков, философов, а также грамматиков и риторов. Предполагается, что это произведение было завершено и издано раньше «Жизни двенадцати цезарей» — в 106—113 или в 105—114 годах, но возможна и более поздняя дата публикации.

    Раздел «О знаменитых людях», где излагается история грамматики и риторики в Риме, оценивается по-разному. По мнению М. М. Покровского, он свидетельствует о хорошем знакомстве автора с литературой и её исследованиями, однако в «Истории римской литературы» под редакцией Н. Ф. Дератани суждения Светония характеризуются как поверхностные. Это сочинение сохранилось фрагментарно (см. ниже), а общее число биографий могло доходить до ста.

    Кроме того, в византийской энциклопедии «Суда» сохранился список произведений Транквилла, ни одно из которых не дошло до наших дней целиком. Это следующие произведения:

    • О знаменитых гетерах;
    • О царях;
    • О Риме (нравы и обычаи; римский год; римские праздники; одежда);
    • Об играх греков (сохранилось в позднем пересказе);
    • Об общественных должностях;
    • О сочинении Цицерона «О государстве»;
    • О людях (О телесных недостатках);
    • Об определениях времени;
    • О природе вещей;
    • О греческих бранных словах (сохранилось в позднем пересказе);
    • О разных грамматических вопросах;
    • О знаках в рукописях.

    Некоторые из них, возможно, были написаны по-гречески, хотя достоверно установить это невозможно. Иногда предполагается, что значительная часть этих работ входила в состав крупного труда Prata.



    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: