Carmina Burana (Орф)


«Кармина Бурана» (лат. «Carmina Burana»; полн. «Carmina Burana: Cantiones profanae cantoribus et choris cantandae comitantibus instrumentis atque imaginibus magicis» — «Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») — сценическая кантата немецкого композитора Карла Орфа, на собственное либретто, по мотивам средневековых стихотворений из одноимённого сборника, написанная в 1935—1936 годах.

Первое исполнение кантаты состоялось 8 июня 1937 года в Старой опере Франкфурта-на-Майне, дирижёр — Бертиль Ветцельсбергер. «Carmina Burana» — это часть «Trionfi», музыкального триптиха, который также включает в себя кантаты «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite». Наиболее известной является хоровая композиция «O Fortuna», которая открывает и завершает произведение.

История создания

Работа Орфа основана на двадцати четырёх стихотворениях из сборника средневековой поэзии, названного «Carmina Burana». «Carmina Burana» переводится с латыни как «Бойернские песни». Это связано с тем, что оригинальный манускрипт сборника («Codex Buranus») был найден в 1803 году в бенедиктинском монастыре Бойерн (Beuern, лат. Buranum; ныне — Бенедиктбойерн, Бавария).

Карл Орф впервые столкнулся с этими текстами в публикации Джона Эддингтона Саймонда «Вино, женщины и песни» 1884 года, которая содержала английские переводы 46 поэм из сборника. Михель Гофман, студент-юрист и энтузиаст изучения греческого и латинского языков, помогал Орфу в выборе 24 стихотворений и составлении из них либретто.

Это либретто включает стихи как на латинском, так и на средневерхненемецком языке. Оно охватывает широкий круг светских тем, актуальных как в XIII веке, так и в наше время: непостоянство удачи и богатства, быстротечность жизни, радость возвращения весны и удовольствие от пьянства, обжорства, азартных игр и плотской любви.

Оркестровка

Вокал

Вокальная партия исполняется:

  • солистами (сопрано, тенор и баритон),
    • дополнительные короткие соло: 3 тенора, баритон и 2 баса;
  • смешанным хором (первый, или «большой», хор);
  • камерным хором (второй, или «малый», хор);
  • детским хором или хором мальчиков.

Инструменты

  • деревянные духовые инструменты:
    • 3 флейты (2-3 - флейта-пикколо),
    • 3 гобоя (3 - английский рожок),
    • 3 кларнета, (2 - бас-кларнет, 3 - малый кларнет in Es)
    • 2 фагота и контрафагот;
  • медные духовые инструменты:
    • 4 валторны,
    • 3 трубы,
    • 3 тромбона,
    • 1 туба;
  • ударные инструменты:
    • литавры (5 котлов),
    • колокольчики,
    • ксилофон,
    • кастаньеты,
    • трещотка,
    • бубенчики,
    • треугольник,
    • кротали,
    • тарелка крэш,
    • подвешенная тарелка,
    • там-там,
    • оркестровые колокола (3 колокола),
    • бубен,
    • малый барабан,
    • средний барабан,
    • большой барабан,
    • челеста;
  • 2 фортепиано;
  • струнные инструменты.

Структура

Carmina Burana состоит из пролога и трёх частей, каждая из которых содержит несколько отдельных музыкальных действий:

  • Fortuna Imperatrix Mundi («Фортуна — повелительница мира») — пролог;
  • Primo vere («Ранней весной») — включает внутреннюю сцену Ûf dem Anger («На подмостках», «на лугу» — возможно, цитата из гномической песенки Вальтера фон Фогельвейде «Ûf dem anger stuont ein boum») — первая часть;
  • In taberna («В кабаке») — вторая часть;
  • Cours d’amour («Любовные пересуды», «суды любви», буквально «Течение любви» или «Урок любви» — средневековые забавы знати, особые суды для разрешения любовных споров) — третья часть;
    • Blanziflor et Helena («Бланшфлёр и Елена»; Бланшфлёр — персонаж испанской сказки, дочь демона, по другой версии — эльфийская царица, а может, и Бланшефлор в схожей по сюжету поэме Конрада Флека, как и Елена Троянская, похищенная из своего царства возлюбленным).

Композиционная структура во многом основана на идее вращения «Колеса Фортуны». Рисунок колеса был обнаружен на первой странице Burana Codex. Он также содержал четыре надписи, помещённые на ободе колеса и в совокупности образующие стих: «Regnabo, Regno, Regnavi, Sum sine regno» (в переводе М.Л.Гаспарова – «Я воцарюсь – я царю – я царил – я ныне без царства»).

Во время каждой сцены, а иногда и во время одного действия, «Колесо Фортуны» поворачивается, счастье оборачивается печалью, а надежда сменяется горем. «O Fortuna», первая поэма в редакции Шмеллера, завершает круг, формируя остов композиции произведения.

Известные записи

  • 1960 год — дирижёр Герберт Кегель; солисты: Ютта Вульпиус, Ганс-Иоахим Ротч, Курт Рем, Курт Хубенталь; хор и оркестр Лейпцигского радио.
  • 1968 год — дирижёр Ойген Йохум; солисты: Гундула Яновиц, Герхард Штольце, Дитрих Фишер-Дискау; хор и оркестр Берлинской государственной оперы (хормейстер — Вальтер Хаген-Гроль), хор мальчиков Schöneberger (хормейстер — Геральд Хельвиг).
  • 1969 год — дирижёр Сэйдзи Одзава; солисты: Эвелин Мандак, Стенли Колк, Шеррилл Милнс; Бостонский симфонический оркестр.
  • 1973 год — дирижёр Курт Айххорн; солисты: Луция Попп, Джон ван Кестерен, Герман Прей; Симфонический оркестр Баварского радио.
  • 1981 год — дирижёр Роберт Шо; солисты: Хокан Хагегорд, Джудит Блеген, Уильям Браун; Симфонический оркестр и хор Атланты.
  • 1989 год — дирижёр Франц Вельзер-Мёст; солисты: Барбара Хендрикс, Майкл Чанс, Джеффри Блэк; Лондонский филармонический оркестр.
  • 1995 год — дирижёр Мишель Плассон; солисты: Натали Дессей, Жерар Лен, Томас Хэмпсон; оркестр Капитолия города Тулузы.
  • 1996 год — дирижёр Эрнст Хинрайнер; солисты Герда Хартманн, Рихард Брюнер, Рудольф Кнолл; оркестр и хор Зальцбургского Моцартеума.
  • 2005 год — дирижёр Саймон Реттл; солисты: Салли Мэтьюс, Лоуренс Браунли, Кристиан Герхахер; хор Берлинского радио (нем. Rundfunkchor Berlin) и оркестр Берлинской филармонии.

Влияние

Отрывки из «Кармины Бураны» использовались во многих современных проектах, особой популярностью пользуется увертюра «O Fortuna». Её кавер-версии и современные обработки записывали Enigma, Era, Therion, Trans-Siberian Orchestra, Gregorian, Ministry, Дэвид Гарретт, Хор Турецкого и многие другие. Отрывок из «O Fortuna» был засемплирован и использован группой Oomph! в их песне «Ice Coffin».

В 1983 году сольный альбом Carmina Burana выпустил клавишник The Doors, известный музыкант Рэй Манзарек.

По свидетельству шведского режиссёра Ингмара Бергмана, «Кармина Бурана» послужила для него одной из отправных точек при создании художественного фильма «Седьмая печать».



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: