Тендер-конденсатор П11
Тендер типа П11 (после переделок — П13) — первый, и собственно единственный советский серийный тендер-конденсатор.
История
Проектирование тендера началось в 1935 году на Коломенском заводе и велось конструкторами Б. С. Поздняковым, А. И. Козякиным, А. А. Кирнарским, Т. И. Гринем и другими. Проектирование заняло 45 суток (с учётом разработки дополнительных устройств для паровоза). В 1936 году изготовление опытного тендера было завершено и его прицепили к паровозу СО17-85, который стал первым построенным в СССР паровозом с конденсацией отработанного пара. 1 марта того же года состоялась первая обкатка паровоза с новым тендером. К концу месяца аналогичный тендер был прицеплен и к паровозу СО17-84. Данные паровозы получили обозначение серии СОк, или как обозначалось на самих паровозах — СО19. В следующем году началось серийное производство данных паровозов на ряде советских заводов, всего было выпущено 1438 таких паровозов. Тендеры и соответствующее оборудование для локомотивов изготовлял же только Коломенский завод. Также в 1937—1940 гг. завод оборудовал тендер-конденсаторами П11 восемнадцать паровозов серии Эм (паровозы при этом получили обозначение Эмк). Паровозы с конденсацией отработанного пара получили широкое распространение в засушливых и отдалённых южных регионах страны.
В конце 1940-х, в связи с широким распространением тепловозов, необходимость в применении тендер-конденсаторов отпала и их начали заменять на обычные тендеры.
Конструкция
В передней части тендера расположен угольный ящик, за ним уже идут собственно секции холодильника. Секций всего 18 штук, общая площадь охлаждения составляет 2180 м². Для пропуска воздуха через секции холодильника на тендере расположены 3 вентилятора, вращающиеся с частотой до 1000 об/мин и имеющие общую производительность до 650 000 м³/ч. Вентиляторы приводятся через промежуточную передачу от паровой турбины (расположена в нижней части тендера), мощностью 160 л.с. и работающую на отработанном паре. Производительность тендера-конденсатора сильно зависит от окружающей температуры. Так при +40°С можно получать из пара до 14 м³ воды в час, а при +55°С — до 10 м³. Максимальная температура воды на выходе может достигать +90°С, что позволяет снизить затраты топлива на её повторное испарение.
Ходовая часть тендера состоит из двух двухосных тележек. Тележки имеют клёпаную раму, двухступенчатое рессорное подвешивание, а по конструкции однотипны с тележками тендеров паровозов серий Л и Су. Диаметр колёс поначалу составлял 900 мм, что при высоких осевых нагрузках часто приводило к выкрашиванию бандажей. В результате вскоре НКПС дал указание ремонтным заводам за счёт изменения конструкции тележек увеличить диаметр колёс до 1050 мм. Такие тендеры получили обозначение тип П13.