Парикмахерское искусство


Парикмахерское искусство — в широком смысле, под ним понимается способность особого специалиста создать и подчеркнуть образ человека за счёт стрижки, укладки, окрашивания, химической завивки, плетения волос, наращивания волос.

История парикмахерского искусства

Зарождение парикмахерского искусства

Парикмахерское искусство зародилось еще в Древнем Египте, примерно во 2 тысячелетии до нашей эры. В так называемой Нижней Гробнице района Фив № 45 найдена первая в мире из сохранившихся статуэток парикмахеров. Имя первого парикмахера высечено на статуэтке: Мерим-маат. Возраст статуэтки: более 3300 лет. Одной из первых стрижек, которые до нас сохранились, является так называемый «Паж», который оставался в моде и в средние века в Европе, и в новое время и даже стал очень модным в СССР в 40-е — 60-е годы, особенно в Ленинграде.

Парикмахерское искусство в Советском Союзе

В СССР парикмахерское искусство получает новое развитие. В довоенные годы в моду входят стрижки «Паж» и «Бубикопф». В послевоенные годы вдобавок к Бубикопфу входит в моду Каре (с 50-х), химическая завивка, которая, кстати, была небезопасной для волос процедурой, в ходе которой можно было лишиться прядей волос и всего волосяного покрова головы. Еще в моде были окрашивания.

«Бубикопф» — так называлась прическа в 20-е годы. Гладкие волосы, прическа напоминает шлем, слегка прикрывающий уши, короткая челка. Десятилестием позже волосы стали длиннее, достигали плеч, их подкручивали вовнутрь.

В СССР мода выбрала практичные женские прически и практичные мужские стрижки так, чтобы голова казалась причесанной в любой ситуации, даже если волосы мокрые или их треплет ветер. Не случайно, очевидно, что из всего, что было создано парикмахерами, мода выбрала практичные прически в стиле 20-х — 30-х, и 40-х — 60-х годов.

Снова популярна стала прическа и стрижка типа «Паж», которая родилась еще в Древнем Египте, пережила Средневековье и благополучно дошла до наших дней.

Стрижка не считалась чем-то важным — она просто была призвана придавать форму волосам, а вот объем — это был шик моды, — женщины использовали для этого химическую завивку, которая сильно пропагандировалась тогда во всех модных изданиях и по телевизору на головах известных звезд и ведущих новостей. Волнистость должна была казаться легкой, почти естественной, выглядеть так, как будто парикмахер к ним и не прикасался — это был писаный эталон парикмахерского искусства времен застоя СССР. Однако на деле, волосы во время столь популярных химических завивок часто выгорали и выпадали прядями или полностью. Для таких случаев идеально подходил парик….

Укладка была в моде. Женщины шли на многое ради нее. Было модно придавать объем за счет остриженных боков и длинных волос на затылке, которые и приподнимались, создавая то, что тогда называлось «воздушный объем».

В конце 1970-х — 1980-х годах массовое сознание все больше хотело не типовых советских стрижек и укладок, а причесок в стиле Американо, как у популярных Голливудских звезд, чьи фильмы смотрели миллионы советских граждан.

Парикмахерское искусство в современной России

В 1990-е годы в моду входят современные окрашивания, химические завивки, модельные стрижки и укладки, красивые прически. Качество материалов существенно улучшилось, что позволяет развиваться парикмахерскому искусству. В техникумах Российской федерации изучается дисциплина "Технология парикмахерского искусства"

Парикмахерское искусство и медицина

В Средневековой Европе и на Евразийском пространстве в Эпоху Возрождения парикмахерское искусство было аналогом современной медицины — брадобреи делали хирургические операции, пускали кровь, сажали пиявок на пациентов, делали микстуры и мази, занимались стоматологией и делали множество процедур, которые современный человек считает медицинскими.

У парикмахеров были особые цвета и особый знак-эмблема, как у современных медиков. Это были линии-сочетания изогнутых красных, синих и белых полос. Красная полоса символизировала кровь человека. Синяя полоса — цвет вен и символ венозной крови. Белая полоса — цвет операционных повязок. Изогнутость символизировало выплеск крови и повязку во время кровопусканий и хирургических операций, проводимых парикмахерами. Средневековая хирургия ассоциировалась с парикмахерским искусством.

В период с 1139 по 1450 год парикмахеры занимались практически любыми видами медицинских услуг в Средневековой Европе: хирургическими операциями, стоматологией, созданием лекарственных средств и мазей, выписыванием рецептов, не говоря уже об общей терапевтической практике.

В 1139 году Второй Латеранский Собор запретил священнослужителям заниматься врачеванием, что было закреплено решениями Папы Александра III на Турском Соборе 1163 года и Папы Иннокетия III на Четвёртом Латеранском Соборе в 1215 году. Так парикмахеры лишились основного конкурента в делах врачевания и стали ведущей силой медицины Средних веков. Парикмахеркое искусство на долгие столетия стало синонимов медицинского искусства….

Началом конца парикмахеров в медицине стало решение Парламента Англии 1450 года, ограничивающее парикмахерское искусство до таких сфер врачевания как стоматология (удаление зубов), кровопускание и уход за волосами. Но за «грянувшим громом» не началось «грозы». XVI и XVII века стали Зенитом парикмахерского искусства в медицине. В Европейских королевских дворах парикмахеры являлись почетными слугами, многие из которых стали особо приближенными к монархам, что защищало позиции парикмахеров в медицине. Так, Король Англии Генрих VIII издал Особый указ, позволяющий каждому парикмахеру 1 раз в год получать человеческое тело для вскрытия для изучения человеческой анатомии, при этом, параллельно развитие получала и та медицина, которую назовут впоследствии Классической. Первоначально классическая медицина не могла конкурировать с парикмахерским искусством врачевания — студентов-медиков с XVIII века стали во многом набирать из небогатых семей, что являлось контрастом с династическими семьями парикмахеров, многие из которых были весьма состоятельны. Постепенно классическая медицина шаг за шагом отвоевывала позиции у парикмахерского искусства врачевания в разных регионах Европы и уже в течение Нового времени смогла постепенно заменить парикмахерское искусство медицинским.

Парикмахерское искусство и военное искусство

Парикмахерское искусство стало тесно связано с военным искусством со времен Александра Великого. При покорении враждебной ему Персии ряд важных сражений он проиграл из-за того, что персидские солдаты стаскивали его всадников за их длинные бороды и добивали на земле, а также вытаскивали его солдат фаланги из строя за бороды и тоже добивали их. Перед решающей битвой против царя Персии Дария III Александр Македонский приказывает своим солдатам сбрить бороды, чтобы не проиграть военное сражение, опасаясь печального опыта прошлых битв с персами. С этих времен столь популярная у греков борода стала отходить на второй план. Римляне также любили бороды, но из-за военных походов сбривали их, особенно высокопоставленные военные, чтобы не оказаться случайно стянутым за бороду врагом: так, из всех Императоров Рима все время бороду носил только Император Адриан.

В современной армии также принято, что чем меньше волос — тем лучше. Это вызвано не только страхом «быть схваченным за бороду врагом», как это было в истории, но и боязнью эпидемий, например, вшей. Развитие парикмахерской техники дошло сегодня до такого уровня, что полностью обрить голову может уже не только подготовленный парикмахер, но и обычные люди, используя электрические и ручные безопасные бритвы.

Известные парикмахеры

  • Гильотти, Мэрилин
  • Гэлвин, Дэниел
  • Дессанж, Жак
  • Дрыкин, Андрей Николаевич
  • Зверев, Сергей Анатольевич
  • Кондрашова, Долорес Гургеновна
  • Лео Пассаж
  • Лисовец, Владислав Васильевич
  • Маклин, Рошель
  • Масколо, Энтони
  • Несслер, Карл Людвиг
  • Сассун, Видал
  • Стаффорд, Ли


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: