Отдельные районы Донецкой и Луганской областей


Отдельные районы Донецкой и Луганской областей (укр. Окремі райони Донецької та Луганської областей, ОРДЛО, также Отдельные районы Донбасса и Отдельные районы Донетчины, употребляются и отдельные аббревиатуры для областей — ОРДО и ОРЛО) — часть территории Донецкой и Луганской областей Украины (а именно: Горловский, Донецкий и Кальмиусский районы Донецкой области и Алчевский, Должанский, Луганский и Ровеньковский районы Луганской области) в контексте идущих в регионе боевых действий между вооружёнными силами Украины и пророссийскими формированиями непризнанных Донецкой и Луганской народных республик.

В узком смысле это территория, на которой в соответствии с Законом Украины предусмотрено введение особого порядка местного самоуправления. Пределы этой территории законодательно определены 17 марта 2015 года на основе линии разграничения по состоянию на 19 сентября 2014 года (дата подписания Минского меморандума).

В общем смысле термин отдельные районы Донецкой и Луганской областей и его производные используется как синоним территории контролируемой ДНР и ЛНР.

История

Предыстория

Антипрезидентские и антиправительственные акции на Украине (Евромайдан), завершившиеся смещением Виктора Януковича с поста президента страны в феврале 2014 года, обострили существовавшие глубинные внутренние противоречия между в основном украиноязычным северо-западом и русскоязычным юго-востоком Украины.

В конце февраля — начале марта 2014 года города юго-восточных регионов были охвачены массовыми общественно-политическими акциями против новой власти на Украине, участники которых «выражали тревогу по поводу исключения русскоязычного населения из процесса государственного управления» в стране и потребовали придать русскому языку статус второго государственного языка Украины. В областных центрах Юго-Востока накал противостояния привёл к столкновениям между сторонниками и противниками новой власти, в ходе которых появились первые жертвы. В отчёте Миссии ОБСЕ по оценке положения в области прав человека, работавшей на Украине в марте-апреле 2014 года, указывалось, что с конца февраля 2014 года возникла тенденция одновременного проведения собраний, организуемых группами сторонников и противников Майдана, с применением насилия. За единичными вспышками насилия последовали более жёсткие столкновения.

Обострению гражданского противостояния способствовало и развитие событий на Крымском полуострове. Здесь, как и в других юго-восточных регионах, также происходили массовые выступления против новой власти Украины и её сторонников, которые были поддержаны Россией. На основании результатов противоречившего украинской конституции референдума о присоединении Крыма к России 18 марта Крым был присоединён к России. Этот исход крымских событий вдохновил радикальные пророссийские силы в ряде других регионов страны (в том числе в Донецкой и Луганской областях Украины), а также националистические организации в России на повторение «крымского сценария» (вплоть до присоединения к России) в других юго-восточных регионах Украины, и от «простого неприятия» новой украинской власти те перешли к активному сопротивлению и свержению её местных сторонников.

Ситуация резко обострилась в апреле 2014 года. На территории Донецкой и Луганской областей конфликт перерос в вооружённое противостояние. Пророссийские активисты объявили о провозглашении Донецкой и Луганской народных республик и высказались о намерении провести референдумы о независимости (состоялись 11 мая 2014 года, к этому моменту самопровозглашённые республики взяли под свой контроль часть территорий областей). Украинская же власть, вознамерившись не допустить повторения «крымского сценария», объявила о начале силовых действий против лиц, захватывающих административные здания на востоке страны.

В рамках конфликта Украина, страны ЕС, США, а также международные организации неоднократно указывали на решающую роль России в контроле самопровозглашённых республик, а также заявляли об участии вооруженных формирований РФ в конфликте..

Создание территории с особым порядком местного самоуправления

16 сентября 2014 года Верховная Рада Украины приняла закон «Об особом порядке местного самоуправления». 7 ноября 2014 года Кабмин Украины утвердил перечень населённых пунктов, которые не подконтрольны Украине.

17 марта 2015 года Верховная Рада Украины приняла Постановление об определении отдельных районов, городов, посёлков и сёл Донецкой и Луганской областей, в которых вводится особый порядок местного самоуправления, в приложении которого указана линия с привязкой к местности, к востоку от которой и до государственной границы Украины с Российской Федерацией расположены данные населённые пункты, согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года. Это означало, что в пределы территорий не были включены населённые пункты, контроль над которыми был утрачен Украиной после указанной даты — в частности, имеющий стратегическое значение город Дебальцево. В тот же день Верховная рада также приняла постановление о признании данных территорий «временно оккупированными», а 18 января 2018 года приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», который, «с учётом необходимых изменений», распространил действие закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» (кроме норм о порядке въезда и выезда и о территориальной подсудности дел) на неподконтрольную Украине часть территорий Донецкой и Луганской областей.

Границы

Согласно Постановлению № 252 от 17 марта 2015 года «Об определении отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, в которых вводится особый порядок местного самоуправления», территории ограничиваются государственной границей между Украиной и Российской Федерацией, урезом воды Азовского моря и линией, указанной в приложении.

Пограничный контроль, режим посещения и грузоперевозок

Въезд на территорию ДНР и ЛНР возможен как с территории России, так и с территории Украины, подконтрольной Киеву.

Власти Российской Федерации рассматривают эту территорию как часть территории Украины, пусть и с особым положением, а проезд на неё со стороны России или проезд в обратном направлении — как пересечение государственной границы РФ. Соответственно, лицам, не имеющим российского гражданства, для проезда с этой территории в РФ, в том числе возвращения в РФ, нужна действующая непогашенная российская виза или право безвизового въезда в Россию.

Через пропускные пункты, контролируемые ДНР или ЛНР, россияне могут пройти и по внутреннему российскому паспорту, однако такой въезд может рассматриваться властями Украины как незаконное пересечение государственной границы (о практическом применении данной нормы сведений нет). О том, какой режим въезда и пребывания установили власти ЛНР и ДНР для граждан третьих стран и лиц без гражданства, сведений нет. Въезд граждан РФ через погранпункт Меловое, подконтрольный Киеву, возможен только по заграничным паспортам и в соответствии с законодательством Украины.

Любые грузовые перевозки через границу РФ с ОРДЛО в обход украинского пограничного контроля властями Украины считаются незаконными. Экономическое сотрудничество с предприятиями, находящимися на неподконтрольной Киеву территории, также считается незаконным и может быть расценено как материальная и финансовая поддержка террористических организаций. За сотрудничество с транспортными предприятиями ЛНР и ДНР, систематические перевозки грузов через закрытые Украиной пограничные пункты пропуска «Изварино», «Должанский» и «Красная могила» в конце сентября 2018 года СНБО и Минэкономразвития Украины ввели санкции против некоторых российских транспортных компаний. В ответ на это в октябре 2018 года Президент РФ издал указ о применении «специальных экономических мер» к некоторым украинским гражданам и юридическим лицам; конкретные лица и меры должны быть определены Правительством РФ.

В январе 2015 года власти Украины заявили о том, что «линия столкновения» будет перекрыта, и что установлено семь транспортных коридоров для контролируемого проезда и прохода. По заявлению секретаря СНБО Александра Турчинова от 3 января 2015 года, власти Украины значительно ограничат перемещение людей и транспортных средств через «линию столкновения», отделяющую территорию, подконтрольную Киеву, от неподконтрольных ему территорий. Создано семь транспортных коридоров, в которых все проходящие и проезжающие будут подвергаться проверке, а в случае обстрелов в радиусе 30 км от них, транспортные коридоры будут перекрываться на неопределённый срок. О том, какой режим пропуска будет установлен для жителей других регионов Украины и для граждан других стран, в заявлении не сообщалось. Вице-спикер парламента ДНР Денис Пушилин подверг критике заявление Турчинова, назвав его «популистским». По мнению Пушилина, власти Украины не в состоянии перекрыть и реально контролировать столь протяжённый участок границы, и такое решение только создаст проблемы местным жителям.

Для проезда на территорию ДНР и ЛНР с территории Украины (или обратно) необходимо предварительно получить разрешение украинских властей; выезд с территории ОРДЛО без такого разрешения допускается в случае, если оставаться на неподконтрольных Киеву территориях опасно для жизни. С 18 июня 2015 года властями Украины запрещено автобусное сообщение с ОРДЛО: разрешается перевозка людей в автотраспортных средствах вместимостью не более 9 пассажиров и пеший проход. Въезд детей на территорию, подконтрольную ДНР и ЛНР, допускается только при наличии письменных разрешений обоих родителей, заверенных украинским нотариусом (в обратном направлении этого не требуется).По автомобильным дорогам разрешена перевозка грузов только международных гуманитарных миссий; другие грузы и товары могут доставляться только железнодорожным транспортом. В начале июня 2015 года последний пункт пропуска в ЛНР через линию разграничения был заблокирован со стороны ЛНР и проезд туда стал возможен только транзитом через ДНР или территорию РФ.

27 февраля 2017 года руководитель ДНР Александр Захарченко подписал указ «О линии соприкосновения»; указ был опубликован на сайте МГБ ДНР 11—13 марта того же года. Согласно этому указу, власти ДНР устанавливают на этой линии режим государственной границы; проход через неё теперь разрешается только через подконтрольные им пункты пограничного контроля с обязательной регистрацией, иначе он будет считаться незаконном пересечением госграницы — преступлением согласно статье 378 УК ДНР. При этом в начале марта 2017 года Захарченко высказался в том духе, что он рассматривает линию соприкосновения не как постоянную государственную границу, а скорее как линию фронта, и не исключил, что в будущем ДНР возьмёт под контроль другие территории, ранее подконтрольные Киеву, и эта линия соответственно передвинется; указ же издан с целью обеспечения безопасности граждан ДНР и позволяет властям республики задерживать и арестовывать людей, которых они не желают видеть на её территории.

15 апреля 2017 года СНБО Украины полностью запретил перевозку грузов через линию соприкосновения — формально временно, но без определённого срока: до выполнения Минских соглашений 2015 года и возвращения расположенных в ОРДЛО предприятий под юрисдикцию Украины.

Украинское государственное предприятие почтовой связи «Укрпочта» не осуществляет доставку почтовых отправлений на территории, неподконтрольные Киеву. В некоторых почтовых отделениях, расположенных вблизи линии соприкосновения, услуги связи временно не оказываются в связи с угрозой для жизни сотрудников. Жители ОРДЛО могут получить адресованную им корреспонденцию в отделениях «Укрпочты», расположенных на подконтрольной Киеву территории. Почтовые отправления (в том числе международные), направленные на адреса в ОРДЛО, «Укрпочтой» возвращаются отправителям с указанием в качестве причины возврата «UPU Circular # 7 of 19.01.2015» — Циркулярного письма Всемирного почтового союза №7 от 19 января 2015 года.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: