Текст (фильм)

17.12.2020

«Текст» — российский криминально-драматический психологический триллер режиссёра Клима Шипенко, экранизация романа-бестселлера «Текст» (2017) писателя Дмитрия Глуховского, который сам адаптировал свой роман в киносценарий. Фильм рассказывает об Илье Горюнове, который получает доступ к смартфону своего врага Петра Хазина, а вместе с ним — доступ к жизни героя, и на время становится для всех Хазиным, отправляя сообщения его начальству, родителям и девушке Нине, в которую влюбляется и сам.

Главные роли исполняют Александр Петров, Иван Янковский и Кристина Асмус. В России фильм вышел в широкий прокат 24 октября 2019 года. Окупив свой бюджет, фильм добился успеха в прокате и получил в целом положительные оценки российских кинокритиков.

Четырёхкратный лауреат премии «Золотой орёл» (2020): за «Лучший игровой фильм», «Лучшую мужскую роль в кино» (Александр Петров), «Лучшую мужскую роль второго плана» (Иван Янковский) и «Лучший монтаж фильма» (Тим Павелко). Лауреат премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения (2020) за «Лучший полнометражный фильм». Номинант на премию «Ника» (2020) в категории «Лучшая сценарная работа» (Дмитрий Глуховский).

Сюжет

В подмосковной Лобне вместе с матерью живёт двадцатилетний Илья Горюнов. Илья — студент филологического факультета МГУ; мать Ильи, воспитавшая сына одна, учительница русского языка и литературы. Отмечая окончание сессии, действуя наперекор матери, Илья отправляется со своей девушкой Верой в московский клуб «Рай». Неожиданно в клуб врывается наркополиция ФСКН с рейдом: у Ильи и Веры наркотиков не было, но Веру всё равно задерживает сотрудник в штатском Пётр Хазин. Илья пытается воспрепятствовать задержанию Веры и оскорбляет задержавшего её Хазина: в отместку молодой офицер подбрасывает ему кокаин. В итоге Илью сажают в колонию на семь лет по ложному обвинению в сбыте наркотиков.

В 2019 году, отбыв весь срок, Илья возвращается в Лобню к матери, однако узнаёт, что она умерла от сердечного приступа за день до его возвращения. Он приезжает к бывшей девушке Вере, за которую когда-то заступился, но она отказывается с ним общаться; также Илья встречается со старым другом Серёгой, но понимает, что они стали друг другу чужими. Находясь в колонии, Илья следил за страницами Хазина в социальных сетях: полицейский за это время добился повышения по службе и живёт обеспеченной и насыщенной жизнью. Илья тяжело переживает смерть матери и тот факт, что он был несправедливо посажен на семь лет, и, напившись, решает встретиться с обидчиком, чтобы спросить, за что тот так поступил с ним. По «Инстаграму» Хазина Илья узнаёт, в какой он отправляется клуб, они встречаются, и у них происходит драка, в ходе которой Горюнов случайно убивает Хазина. Илья мечется по близлежащей территории в поисках места, куда можно спрятать труп, и в итоге сбрасывает тело Хазина в канализационный люк, а его пистолет и телефон забирает с собой.

На следующее утро Илья с трудом вспоминает события прошлой ночи: он обнаруживает пистолет и телефон, на котором высвечивается пропущенный вызов от некоего Дениса Сергеевича и сообщение от матери Хазина. Он вспоминает пароль, который Хазин выводил на телефоне перед смертью. Чтобы создать видимость, что Хазин жив, и выиграть время, Илья переписывается с родителями, девушкой и начальником Хазина. Из переписки Хазина Илья узнаёт, что у него должна состояться сделка по продаже наркотиков, которые Пётр ранее конфисковал у злоумышленников. Илья хочет провести эту сделку вместо Хазина, притворившись его курьером, а на вырученные деньги похоронить мать и сбежать от правосудия в Колумбию. В телефоне Хазина Илья находит исчерпывающую информацию о нём: о его преступных сделках, об отношениях с девушкой Ниной и родителями. Постепенно Илья сам начинает отождествлять себя с Хазиным: он влюбляется в его девушку и решает внутрисемейные проблемы Петра через экран смартфона, постепенно начиная понимать своего врага.

Вскоре Илья встречается с Магомедом, чтобы забрать 300 тысяч евро в качестве оплаты за товар, который, по словам Ильи, привезёт другой курьер, а он лишь приехал забрать деньги и передать их Хазину. Магомед сообщает Илье, что Хазину лучше поторопиться, чтобы наркотики доставили к трём часам, иначе сначала будет убита Нина, а вечером и сам Хазин, который, на самом деле, мёртв уже несколько дней и недавно был обнаружен полицией. Илья уходит, и на руках у него оказывается большая сумма денег, а, значит, появляется возможность похоронить мать и уехать в Колумбию, однако его беспокоит тот факт, что из-за него может погибнуть Нина.

Илье предстоит принять сложное решение — уехать из страны с крупной суммой денег, или вернуть деньги, тем самым спасая Нину, но обрекая свою жизнь. Он возвращает деньги Магомеду и сообщает, что Хазин мёртв, и сделка отменяется. Илья возвращается к себе домой, замечая во дворе полицейскую машину со слежкой. Полиция вычисляет Илью, и он гибнет во время штурма его квартиры.

В ролях

Создание

История экранизации

Роман «Текст» Дмитрия Глуховского (который ранее снискал известность как автор серии книг «Метро») вышел в 2017 году и позже был переведён более чем на 20 языков. В течение недели после выхода книги Глуховский получил около десяти предложений об экранизации, в том числе от Александра Роднянского и Тимура Бекмамбетова, который хотел снять фильм в жанре «screenlife». Предложения также поступали из США, Италии и Южной Кореи. 21 октября 2019 года Глуховский сообщил, что параллельно с российской компанией права на экранизацию были куплены американской компанией.

Съёмки

В начале съёмок Глуховский предложил режиссёру Климу Шипенко уже имеющийся у него киносценарий «Текста», который режиссёр попросил подкорректировать в некоторых моментах. Из-за напряжённого командировочного графика Глуховскому удалось побывать на съёмочной площадке фильма всего несколько раз. Он неоднократно встречался с режиссёром и обсуждал с актёрами их роли, а также сыграл в эпизоде фильма роль пассажира метро.

Съёмки проходили в январе—марте 2019 года. Сцены на улицах, в метро и электричках были сняты без перекрытия съёмочной площадки, среди обычных прохожих и пассажиров и без использования массовки. Некоторые сцены были сняты с помощью полускрытой камеры, встроенной в переноску для животных.

Вместо Лобни был снят город Дзержинский Московской области, также съёмки проходили в Москве и на Мальдивских островах. После выхода из тюрьмы, главный герой идет по улице 2-я Московская, которая находится в городе Серпухов, а на заднем плане виден Высоцкий монастырь. Съёмки в квартире Горюновых проходили в обычном жилом доме города Дзержинского. Сцена в канализации снималась в настоящей канализации в московском районе Тропарёво-Никулино на глубине около 10 метров. Сцены в метро проходили в московском метрополитене после процесса согласования. Свою героиню Нину Кристина Асмус также играет в одноимённой постановке театра имени Ермоловой.

Сцена после убийства Хазина и последующая сцена сокрытия трупа были сняты одним планом с первого дубля и являются импровизацией Александра Петрова: c режиссёром была обговорена только траектория движения героя. В результате в кадр попали случайные прохожие, и Александр Петров это также обыграл. Впоследствии были отсняты ещё дубли, но оказалось, что импровизационный дубль вышел самым удачным.

Саундтрек

Рэпер Баста, посмотрев фильм, написал для него композицию «Страшно так жить», режиссёром клипа Басты выступил Клим Шипенко. Баста записал песню вместе с Александром Петровым, который исполнил куплет, а также снялся в видеоклипе в образе своего героя Ильи Горюнова.

Премьера

24 октября 2019 года фильм вышел в широкий прокат в России. Премьера фильма на телевидении состоялась 8 января 2020 года на телеканале «Кинопремьера».

3 июля 2020 года на видеосервисе «Start» вышел пятисерийный веб-сериал «Текст. Реальность», который представляет собой расширенную версию фильма и содержит невошедшие сцены.

Отзывы

Автор романа Дмитрий Глуховский в интервью «Профисинема» сказал, что, в целом, считает экранизацию очень удачной. По его словам, единственная вещь, которую он хотел бы сохранить в экранизации и которая не вошла в фильм, — это сны главного героя. По словам Глуховского, экранизация для него — это, в большей степени, способ распространения его истории, и у фильма нет задачи подменить роман, который остаётся в доступе читателей.

Журналист Юрий Дудь в своём блоге похвалил актёрскую работу Александра Петрова и сказал, что фильм ему понравился почти во всём.

Фильм содержит ненормативную лексику, на что «влияет контекст и тяготение к бытовому реализму».

Редакция сайта «КиноПоиск» по итогам года внесла «Текст» в свой список «Лучших фильмов 2019 года», а также в список «20 главных фильмов 2010-х». На сайте «Кинопоиск» «Текст» вошёл в тройку лучших российских фильмов 2019 года: при подведении итогов учитывался рейтинг фильма на сайте и число голосов пользователей.

Награды и номинации

  • 2019 — Кинофестиваль российского кино в Онфлёре: приз Франсуа Шале за лучший сценарий (Дмитрий Глуховский), приз за лучшую мужскую роль (Александр Петров и Иван Янковский)
  • 2019 — Номинация на премию «Золотой единорог» за «Лучший фильм», «Лучшего актёра» (Александр Петров)
  • 2019 — Кинофестиваль российского кино «Спутник над Польшей»: номинация за лучший фильм
  • 2019 — Премия «Событие года» журнала «Кинорепортёр» (THR Russia): главный приз «Проект года» за лучший фильм, приз «Актёр года» (Александр Петров)
  • 2020 — Премия «Золотой орёл»:
    • награда за лучший игровой фильм
    • награда за лучшую мужскую роль в кино (Александр Петров)
    • награда за лучшую мужскую роль второго плана (Иван Янковский)
    • награда за лучший монтаж фильма (Тим Павелко)
    • номинация за лучшую режиссёрскую работу (Клим Шипенко)
    • номинация за лучшую музыку (Николай Ростов)
  • 2020 — Премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения за «Лучший полнометражный художественный фильм»
  • 2020 — Номинация на премию «Ника» за лучшую сценарную работу (Дмитрий Глуховский)

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: