Резонансные процессы, происходящие при остановке машины

14.07.2015

Рассмотрим такую совокупность параметров, при которой систему можно рассчитывать по методике одночастотных режимов. Допустим, что система находилась в стационарном режиме движения за областью резонанса. Ее состояние характеризовала угловая скорость стационарного режима vн = 147 рад/с. Рассматривая это состояние как начальное (v0 = 147 рад/с), выключим источник энергии и предоставим системе возможность двигаться свободно. Ввиду наличия сил сопротивления угловая скорость ротора вибратора станет уменьшаться и система должна будет пройти через резонанс в обратном направлении.
Расчет обратного процесса прохождения через резонанс может быть выполнен путем численного интегрирования систем уравнений (3.19) и (3.20). В этом случае момент двигателя должен быть принят равным нулю [L (v) = 0], что соответствует отключению источника энергии. Начальные условия по-прежнему необходимо выбирать из выражений, полученных для стационарных режимов движений системы (3.22)-(3.25), причем в этих уравнениях нужно принять v = v0, где v0>pσ (σ = ξ, ψ).
На рис. 3.12 приведены результаты численного решения уравнений системы (3.19) для случая, когда рξ = 90 рад/с.

Резонансные процессы, происходящие при остановке машины

При выключении электродвигателя частота вращения ротора уменьшается вследствие наличия в системе неупругих сопротивлений и сопротивлений колебательному движению. С приближением угловой скорости ротора вибратора к значению, соответствующему частоте собственных колебаний системы, амплитуда колебаний возрастает, а угловые скорости и ускорения снижаются. После достижения максимума амплитуда колебаний резко уменьшается, при этом уменьшается сопротивление колебательного движения, а запас имеющейся в системе кинетической энергии разгоняет ее, т. е. угловое ускорение ротора вибратора увеличивается и, пройдя через нуль, достигает положительного значения. Угловая скорость, пройдя через минимум, также увеличивается, но это увеличение незначительное, так как амплитуда колебаний после достижения минимума опять возрастает и уменьшает частоту колебаний.
Резонансные процессы, происходящие при остановке машины

Оставив принятые ранее обозначения, можно проследить изменение параметров в связи с изменением частоты собственных колебаний. Из приведенных графиков (рис. 3.13) видно, что частота собственных колебаний существенно влияет на параметры резонансных колебаний. С увеличением частоты собственных колебаний скорость прохождения резонансной зоны уменьшается, а максимальная амплитуда колебаний увеличивается. Максимумы амплитуд резонансных колебаний не соответствуют моментам совпадения частоты возмущающей силы с частотой собственных колебаний, а смещаются в сторону меньших частот. Максимумы амплитуд колебаний не соответствуют минимумам угловых ускорений, а опережают их во времени.
При наличии взаимного влияния основных резонансов колебательные процессы развиваются одновременно в направлении обеих обобщенных координат. Расчеты показали, что сопротивление колебательного движения в этом случае увеличивается, вследствие чего снижаются по сравнению с одночастотным режимом угловая скорость ротора вибратора, скорость прохождения через резонанс и амплитуды колебаний.