Сортирование зерна до шелушения

10.11.2014

Назначение сортирования зерна до шелушения состоит в том, чтобы рассортировать очищенную от примесей партию на фракции по крупности, что облегчит процесс снятия с зерна наружных оболочек в шелушильных машинах. Чем точнее рассортировано зерно, тем выше эффект работы машин, так как в зависимости от крупности зерна устанавливают режим шелушения (расстояние между рабочими органами). Переработка несортированной смеси при одинаковом расстоянии между рабочими органами может привести к чрезмерному воздействию на ядро крупных зерен и дать незначительный эффект при шелушении мелких зерен.
Количество фракций, на которое сортируют зерновую смесь, зависит от характера и формы рабочей зоны шелушильных машин и условий сортирования продуктов шелушения. Если просо шелушат в вальцедековых станках, у которых рабочая зона клиновидной формы, а поверхность деки резиновая, то его на фракции можно не сортировать.
Для сортирования зерновой массы на фракции на крупяных заводах используют просеивающие машины с плоскими наклонными ситами, совершающими прямолинейно-возвратные колебания. Сита для сортирования изготовляют из тонколистовой стали, в которой пробивают в определенном порядке отверстия круглой, или прямоугольной формы.
В последнее время для сортирования зерна и продуктов его переработки на крупяных заводах широко применяется крупосортировочная машина БКГ (рис. 102).

Сортирование зерна до шелушения

Крупосортировочная машина БКГ предназначена для сортирования зерна на фракции по крупности, для очистки крупы от крупных посторонних примесей, дробленого ядра и мучки, а также для сортирования ее по крупности.
Рабочими органами машины служат два деревянных ситовых кузова: верхний 13 и нижний 17, подвешенные наклонно на стальных тягах к каркасу машины.
В каждом кузове расположено по три смежные ситовые рамы 12 с укрепленными на них ситами и металлическими поддонами. Уклон ситовых кузовов направлен в разные стороны. Угол наклона верхнего кузова к горизонту составляет 4° и нижнего — 2°40'.
Для очистки поверхности сит используют щеточные тележки 11.
Ситовые кузова машины совершают встречное возвратно-поступательное движение от главного вала посредством эксцентриков 3 и тяг. Привод машины осуществляется от электродвигателя 4 через клиноременную передачу.
Равномерный выпуск продукта из питателя на верхнее сито регулируют грузовым клапаном 8.
Аспирируется машина через патрубок 9 от общей аспирационной сети крупяного завода.
Продукт, подлежащий обработке на крупосортировочной машине БКГ, через приемные патрубки поступает в питатель, накапливается по всей длине грузового клапана, своей массой открывает питающую щель питателя и поступает на сито верхнего кузова.
На верхнем сите продукт разделяется на две фракции: сход, который, постепенно перемещаясь по поверхности сита, доходит до его конца и удаляется через выпускной патрубок, и проход, поступающий через отверстия сита на расположенный под ним металлический поддон.
Проход верхнего сита попадает на второе сито, сход с которого и проход выводятся через патрубки.
Размеры отверстий сит верхнего и нижнего ситовых кузовов подбирают в зависимости от назначения машины, вида перерабатываемой культуры и крупностй исходного продукта.
Угол наклона ситовых кузовов регулируют подъемом или опусканием тяг, расположенных со стороны приема продукта.
Уклон сита во всех видах просеивающих машин с наклонными ситами имеет важное значение. Рекомендуется выбирать уклон для проса, гороха и кукурузы 60 мм на 1 м, а для гречихи 80 мм на 1 м.
Кроме крупосортировочных машин БКГ, применяют и другие типы одно- и двухъярусных сортировочных машин, а также пакетные рассевы марки 3PЛ-2, устройство которых аналогично рассевам ЗРМ, но отличается только внутренним устройством ситовых рам, вызванным различием их технологических схем и конструкцией очистителей.