Управление на элеваторе

10.11.2014

Каждая операция, связанная с перемещением зерна, сопровождается передачей приказов и распоряжений от руководителя смены к рабочим-исполнителям.
Одновременное перемещение зерна по нескольким маршрутам и соблюдение при этом условий, обеспечивающих сохранность его заданного качества, определяют основные требования, предъявляемые к системе управления работой элеватора.
Чтобы удовлетворить эти требования, система управления должна обеспечивать:
• устранение возможности смешивания зерна, одновременно перемещаемого по разным маршрутам;
• последовательное включение в работу всех звеньев маршрута от конца к началу и выключение его в обратном порядке;
• надежность работы всех звеньев маршрута и быструю информацию о неисправности в каком-либо звене.
От быстроты, точности и правильности передачи приказов на рабочие места во многом зависит экономия времени на набор и настройку маршрута. Поэтому для управления работой элеватора с соблюдением перечисленных требований создана служба диспетчеризации, при которой исполнение указаний руководителя смены сосредоточивается в руках одного ответственного работника-диспетчера. Он руководит оперативной работой элеватора и координирует операции отдельных звеньев. Между диспетчером и рабочими местами на этажах должна быть надежно работающая связь — рупорно-звонковая, телефонная, селекторная с громкоговорителями.
В зависимости от вида связи и совершенства оборудования диспетчерское управление элеваторов устраивают по различным схемам.
В зависимости от участия человека в работе отдельных звеньев системы управления различают: простое диспетчерское управление, частичное диспетчерское управление, дистанционное автоматизированное диспетчерское управление.
Простое диспетчерское управление. По распоряжению диспетчера рабочие элеватора (транспортерщики, весовщики, сепараторщики и др.) выполняют операции по установке в заданном положении распределительных устройств, пускают и останавливают оборудование, открывают и закрывают задвижки.
Чтобы избежать завалов оборудования зерном и смешивания зерна различных партий, диспетчер не отдает команды на пуск зерна до тех пор, пока не получит от исполнителей подтверждения о выполнении всех его распоряжений.
Эта система управления далека от совершенства, требует много времени на настройку маршрута и не обеспечивает диспетчера надежной информацией о правильности выполнения его распоряжений, степени заполнения силосов, загрузки оборудования. Сведения о неисправности какой-либо машины, входящей в маршрут, диспетчер получает с запозданием, что может привести к завалу норий.
Частичное диспетчерское управление. Предусматривает выполнение следующих операций:
- дистанционный (с установленного в диспетчерской пульта управления) пуск и остановку электродвигателей приводов транспортного, технологического и аспирационного оборудования с автоматической световой сигнализацией о работе электродвигателей;
- сигнализация на установленном щите о положении распределительных устройств и степени заполнения бункеров;
- автоматическая блокировка, обеспечивающая заданную последовательность запуска и остановки машин;
- ручное управление всеми распределительными устройствами и задвижками.
Система ДУ также предусматривает дистанционный контроль степени загрузки норий при помощи амперметра, включенного в сеть электродвигателя, приводящего эту норию. Амперметры устанавливаются на щите сигнализации у символических изображений соответствующих норий.
Для защиты норий от завалов у башмаков норий устанавливают задвижки с исполнительным механизмом, которые закрываются в случае поступления сигналов о заполнении бункера.
Заполнение бункеров контролируют установленными в них датчиками уровня зерна.
Дистанционное автоматизированное диспетчерское управление (ДАУ). Человек участвует только в звене управления. Применяя ДАУ, можно дистанционно управлять всем оборудованием, входящим в маршрут перемещения зерна, получать световые сигналы о работе оборудования, о положении распределительных устройств, уровня заполнения силосов, о степени загрузки норий.
Система ДАУ предусматривает автоматическую блокировку, обеспечивающую последовательность настройки маршрута и пуска оборудования и исключающую смешивание различных партий зерна, предотвращает завалы оборудования зерном. С пульта управления, установленного в диспетчерской, диспетчер может выполнить следующие операции:
- перемещать и останавливать в заданном месте сбрасывающие тележки надсилосных транспортеров;
- устанавливать в заданном положении поворотные трубы;
- изменять положение перекидных клапанов;
- подавать предупредительные сигналы о пуске маршрута;
- пускать и останавливать все нории, ленточные транспортеры, зерноочистительные машины, вентиляторы и электродвигатели аспирационных и пневматических сетей;
- открывать и закрывать задвижки.
На щите сигнализации, расположенном перед пультом управления, нанесена мнемоническая схема элеватора, установлены цветные колпачки сигнальных ламп.