Схема работы элеваторов

10.11.2014

Каждое зернохранилище должно обеспечивать проведение следующих операций с зерном: прием, обработка (очистка к сушка), хранение, внутренние перемещения, отпуск.
Все элеваторы, независимо от их типов и назначений, работают по следующей принципиальной схеме (рис. 55).

Схема работы элеваторов

Прием зерна. Зерно на элеваторы поступает автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Разгружают зерно специальными разгрузочными устройствами. Для разгрузки зерна из автомобилей сооружают подземные бункера, соединенные нижней транспортерной галереей с нориями рабочей башни элеватора. Зерно из автомобилей разгружают автомобилеразгрузчиками разных типов (ПГА-25М, ГУАР-15, ГУАР-30, БПШФ-300 и др.) через задний или боковой борт машины без применения ручного труда, и транспортером оно передается на норию рабочей башни (рис. 56).
Схема работы элеваторов

Для разгрузки зерна из железнодорожных вагонов также оборудуются приемные точки выносного типа с бункерами (рис. 57), соединенными транспортерными лентами с нориями рабочей башни. Вагоны разгружают пока в основном механическими лопатами. Это операция очень трудоемка.
На крупных элеваторах с нориями производительностью 350 т/ч в последнее время начали применять инерционные вагоноразгрузчики (рис. 58), при помощи которых вагоны разгружаются в течение 12—15 мин. Вагон устанавливают на специальной платформе с наклонным участком пути и закрепляют на ней. Платформа совершает качательные движения, во время которых зерно по наклонному полу вагона через открытую дверь высыпается в приемный бункер.
В настоящее время проходят испытания саморазгружающиеся вагоны. Эти вагоны выпускают зерно через нижние люки в днищах.
Из речных и морских судов зерно выгружают при помощи пневматических установок.
Все поступающее на элеватор зерно обязательно взвешивают. Для этого применяют автомобильные и вагонные платформенные весы. Зерно, поступающее водным транспортом, взвешивают на ковшовых весах элеватора.
Схема работы элеваторов

Обработка зерна. Поступившее зерно в рабочей башне взвешивают, пропускают через зерноочистительные машины, при необходимости сушат, а затем второй норией поднимают вверх и направляют на надсилосный транспортер со сбрасывающей тележкой, которая разгружает зерно с транспортера в силосы на хранение.
Внутреннее перемещение и отгрузка зерна. При необходимости произвести внутренние перемещения хранящегося в силосах зерна или для его отгрузки зерно из силоса через отпускную трубу с реечной задвижкой поступает на нижний подсилосный транспортер, который передает его на норию, затем зерно направляется на сушку, очистку, в другой силос, в отпускные силосы рабочей башни и т. д. Если этот элеватор производственный, то зерно в переработку передают специальным транспортером.
Для отгрузки зерна железнодорожным или водным транспортом элеватор должен иметь специальные отпускные устройства. Железнодорожные вагоны, как правило, загружают отпускными трубами через верхние люки в крыше вагона или шнековыми вагоно-загрузчиками через дверные и оконные проемы.
Трюмы речных и морских судов загружают при помощи устанавливаемых на причалах отпускных труб.
Приемные и отпускные устройства должны быть максимально механизированы, обеспечивать быструю, без потерь и порчи, разгрузку и отгрузку зерна.
В процессе работы элеватора и привязанных к нему механизированных складов часто приходится изменять пути перемещения зерна, но все они проходят в нужных направлениях по определенным маршрутам.
Mаршрутом называется цепь машин, весов, промежуточных бункеров и самотечных устройств, перемещающих зерно из освобождаемой емкости в загружаемую. Настройка и перестройка маршрута включают операции закрывания и открывания задвижек под бункерами, пуск и остановку машин, перестановку распределительных устройств — поворотных труб, сбрасывающих тележек, перекидных клапанов. Количество зерна, перемещаемое без перестройки маршрута, называется партией.