Склады для хранения продуктов переработки зерна

10.11.2014

Основные запасы хлебных продуктов в стране хранятся и транспортируются в зерне, так как оно более стойко при хранении, чем мука и крупа. Однако необходимость бесперебойного обеспечения потребителей в этих продуктах питания требует создания некоторых оперативных запасов муки и крупы.
На перерабатывающих предприятиях, мукомольных и крупяных заводах готовую муку и крупу хранят несколько дней, а остальное время на складах потребителей и на реализационных базах элеваторной промышленности.
На реализационных базах и хлебоприемных предприятиях готовую продукцию хранят в лучших типовых зерновых складах, которые в любое время могут быть использованы для хранения зерна.
На перерабатывающих предприятиях (и на крупных реализационных базах) для готовой продукции строят специальные кирпичные или железобетонные склады. Склады высотой более трех этажей строят главным образом на предприятиях большой производительности. Эксплуатация многоэтажных складов усложняется тем, что упакованную продукцию приходится поднимать вверх. В этих случаях на мукомольных заводах помещения для выбоя готовой продукции проектируют так, чтобы продукция в таре по транспортеру поступала на верхний этаж склада с последующим распределением по остальным этажам.
Перекрытия в многоэтажных складах должны быть рассчитаны на нагрузку 2000 кг/м2, чтобы выдерживать давление штабелей, уложенных на высоту двенадцати мешков.
Пол первого этажа склада для удобства отгрузки продукции на автомобильный и железнодорожный транспорт делают на подсыпке высотой 1,1 м от головки рельса. Снаружи склада на этой же высоте сооружают платформу шириной 1,5 м (а при работе автопогрузчиков — 2,5 м). Для защиты от атмосферных осадков над платформой обязательно устраивают навес, который должен перекрывать ось железнодорожной колеи.
Мешки с мукой и крупой укладывают в складе штабелями. При использовании на предприятиях пакетоформирующих машин и автопогрузчиков муку в штабеля укладывают вместе с поддонами.
Хранение и перевозка муки в мешках требуют большого количества тары, затрат ручного труда на упаковку, укладку и перевозку груза и создания сложных систем комплексной механизации. Кроме того, после опорожнения мешков в них остается до 100—150 г муки, которую можно извлечь только выколачиванием мешка, что, в свою очередь, ускоряет износ ткани. Учитывая большой грузооборот мукомольных заводов страны, затраты при таком способе хранения и транспортирования достигают значительных размеров.
При бестарном хранении муки в силосах большой емкости и бестарной ее перевозке в автомобилях-муковозах указанные выше затраты снижаются.
Схема бестарного хранения и отпуска муки очень проста. Муку, вырабатываемую мукомольным заводом, через автоматические весы направляют на хранение в специальные силосы. Из них, по мере надобности, мука при помощи. цепных транспортеров или другого вида транспорта загружается в цистерны автомуковоза, доставляется потребителю (хлебозаводу), где аэрозоль-транспортом разгружается также в силосы, из которых и передается в производство.
Для совершенствования способа бестарного хранения и отпуска муки разрабатываются варианты складов бестарного хранения, в которых мука должна храниться в силосах без тары до 10 суток. Сорта будут формировать непосредственно в складе бестарного хранения (в зависимости от назначения) при помощи многокомпонентных весов. Отдельные потоки муки будут группироваться по качеству.
Выбой муки в тару (в случае необходимости) будет производиться на высокопроизводительных карусельных весовыбойных аппаратах непосредственно при отгрузке муки в вагоны.
Крупа, вырабатываемая крупяными заводами, хранится и транспортируется в мягкой таре.
Отруби, мучку, зерновые отходы, как правило, хранят в складах с горизонтальными полами (иногда в силосах) и перевозят насыпью.
Лузгу, получаемую на крупяных заводах, хранят в складах легкого типа, куда она транспортируется пневматическим транспортом. В связи с пожароопасностью склады для лузги строят на расстоянии не менее 50 м от основного производства.