Послание к Лаодикийцам


Послание к Лаодикийцам — гипотетический текст, о существовании которого известно из канонического послания к Колоссянам, написанного апостолом Павлом.

Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.

— Кол. 4:16

Текст Маркиона

Согласно канону Муратори среди книг, использовавшихся богословом и ерисиархом Маркионом, было и послание к Лаодикийцам, которое затем (наряду с посланием к Александрийцам) было отвергнуто. Автор "Толковой Библии Лопухина и преемников", ссылаясь на Тертуллиана, утверждает, что под этим названием Маркион использовал Послание к Ефесянам.

Текст из Вульгаты

Среди текстов, претендующих на именование послания к Лаодикийцам, наиболее известен небольшой текст, включённый в некоторые кодексы Вульгаты. В этом произведении не содержится идей, которые отсутствуют в посланиях апостола Павла, поэтому наличие или отсутствие текста в каноне не имеет догматического значения.

Иероним Стридонский в IV веке писал, что этот текст отвергается всеми. Тем не менее, известно несколько десятков копий Вульгаты с VI по XII век, где данное послание присутствует: F (Фульдский кодекс), M, Q, B, D, C и Lambda. Послание содержится в переводе Джона Уиклифа. Текст окончательно был отвергнут Римской церковью только на Флорентийском соборе в XV веке.

Текст Якова Лорбера

В 1844 году австрийский мистик Яков Лорбер опубликовал текст, названный им «Послание апостола Павла к Лаодикийцам». Автор утверждал, что оно продиктовано «внутренним голосом».

Вопрос о существовании

Некоторые экзегеты полагают, что предположение о существовании «Послания к Лаодикийцам» возникло по недоразумению, так как в тексте Послания к Колоссянам стоит иной предлог: «из Лаодикии (εκ Λαοδικειας)». Таким образом, упомянутое послание является либо посланием Лаодикийцев к Апостолу Павлу, либо посланием Апостола Павла, написанного из Лаодикии к жителям другого города.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: