Малебранш, Андрэ

29.10.2021

Андре Мальбранш (род. 1916 г. — 2013 г.) — афро-гаитянская художница и преподавательница искусства. Её работы включены в коллекции «Музей искусства Гаити» и были отмечены правительством Гаити за ее вклад в развитие гаитянской живописи.

Ранние годы

Андре Мальбранш родился 28 ноября 1916 года в Порт-о-Пренсе, Гаити, в семье Клио (урожденная Лемэр) и Лелио Мальбранш. Выросшая в обеспеченной семье, её желание работать художником было необычным для того времени путем, но с юных лет Мальбранш хотел научиться рисовать. В детстве Соединенные Штаты оккупировали Гаити, что сильно повлияло на желание Мальбранш преодолеть подавление её африканского и гаитянского наследия. Получив начальное образование в частных школах, она поступила в Нормальную школу и окончила её в 1938 году. Поскольку её отец был назначен послом Гаити на Кубе, Мальбранш продолжила обучение в Ciriulo da Bella Artes в Гаване, получив в 1941 году степень бакалавра.

Карьера

В год, когда она закончила учёбу, Мальбранш провела свою первую выставку в Порт-о-Пренсе, а в следующем году выставилась в Ведадо в лицее и теннисном клубе. Международная выставка стала одной из первых, на которой работы гаитянской женщины были представлены за пределами страны. Она также была одной из соучредителей, наряду с Морисом Борно, Альбертом Мангонесом, Люсьеном Прайсом и Жоржем Ремпоно, Центра искусств Гаити. С 1944 года Малебранш преподавал живопись и рисунок в Центре. В 1947 году она открыла свою первую выставку в США, проходящую в галерее на 44-й улице в Нью-Йорке.

В 1945 году по заказу Жеральда Блонкура и Джеймса Петерсона Мальбранш создала фрески для часовни Святой Марии Терезы в Петьонвиль. Это были одни из первых фресок, созданных на Гаити. На своей фреске «Святое семейство» она изобразила семью гаитянских крестьян, изображающих черную Мадонну, Иосифа и младенца Христа. Когда священник часовни был заменен, преподобный Пуарье приказал уничтожить картину в 1960 году, так как считал, что в ней неуместны отсылки к расе и классу. В других её работах были представлены чернокожие женщины и женщины из числа коренного населения Кубы и Мексики, честно отражающие положение людей и трудности их жизни. Она избегала красочных экзотических сцен с рынками и музыкантами, вуду или героическими символами, вместо этого сосредотачиваясь на жизни бедных крестьян или городских бедных женщин. Её палитра часто состояла из приглушенных оттенков серого и коричневого с темным фоном, на котором фигуры растворялись в черноте.

Как и многие женщины-художницы, Мальбранш изо всех сил пыталась добиться признания, и, как и другие женщины в её период, она была исключена из книг, посвященных гаитянскому искусству. Поскольку в социальном плане существовало мнение о том, что женщины должны оставаться дома, ей пришлось создать уникальные места для демонстрации своего искусства, выставляясь в таких местах, как магазины одежды, а не в художественных галереях. На протяжении своей карьеры Мальбранш выставляла работы в Бразилии, Франции, Мексике и США. Большинство её работ перешло в частные коллекции, хотя её картины находятся в постоянной коллекции «Музей искусства Гаити». В 2007 году Министерство по делам женщин Гаити вручило ей мемориальную доску в знак признания её вклада в развитие живописи на Гаити. Два года спустя она была удостоена «чести и достоинства» правительства.

Смерть и наследие

Мальбранш умерла 13 февраля 2013 года в своем доме в Ла-Буль, пригороде Порт-о-Пренса, а ее похороны прошли в Петьонвиль. 20 февраля её помнят как одну из первых женщин-художниц на Гаити. В 2016 году она была отмечена среди других женщин-художниц на Феминистском фестивале Nègès Mawon.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: