Жёлтая подводная лодка (мультфильм)

03.10.2021

«Жёлтая подводная лодка» (англ. Yellow Submarine) — британско-американский рисованный мультфильм, вдохновлённый песнями группы «Битлз». Снят в 1968 году Джорджем Даннингом — канадским мультипликатором, переехавшим в Лондон. В мультфильме звучат песни в исполнении «Битлз» из альбомов Rubber Soul, Revolver и Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Четыре композиции были написаны участниками группы специально для мультфильма, и позднее вошли в альбом Yellow Submarine. Вся музыка из мультфильма впоследствии была объединена в один альбом-сборник Yellow Submarine Songtrack.

«Жёлтая подводная лодка» должна была стать последним из фильмов, в которых битлы были обязаны сняться по контракту с компанией United Artists. В итоге живые «Битлз» появились лишь в конце мультфильма, а их персонажи были озвучены актёрами.

В 2000-х годах американский кинорежиссёр Роберт Земекис задумался об идее съёмки ремейка мультфильма. Он получил поддержку от бывших членов «Битлз» и их представителей, однако после провала фильма «Тайна красной планеты» Disney отказалась от этой идеи.

Мультфильм был положительно оценён критиками и прессой. «Жёлтая подводная лодка» имеет большое значение в истории анимации, а знак «рожки», который показывает персонаж Джона Леннона, стал одним из главных символов рок-музыки.

Сюжет

Музыкальную страну Пепперленд, являющуюся домом «Оркестра клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», решают захватить злые Синие Жадины (также Синие Вонючки), которые терпеть не могут музыку. Жадины замораживают жителей, стреляют снарядами и сбрасывают яблоки (отсылка к Apple Corps, корпорации, созданной самими «Битлз» в январе 1968 года). В последние минуты перед поимкой пожилой лорд-мэр Пепперленда посылает Старину Фреда за помощью. Как единственный выживший, Фред сбегает на жёлтой подводной лодке и отправляется в Лондон, чтобы заручиться помощью. Летая по городу, он случайно натыкается на подавленного Ринго Старра, и, встретившись с ним лицом к лицу, убеждает вернуться вместе с ним в Пепперленд. Ринго знакомит Фреда с остальными участниками группы: Джоном Ленноном, Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном. «Битлз» решают помочь бедному Фреду. Управляя подводной лодкой, четвёрка поёт «All Together Now», после чего проходят через несколько регионов на пути к Пепперленду, включая Море Времени, где время течёт то вперёд, то назад, Море Науки, Море Монстров, где Ринго спасается от монстров, после того, как он случайно выбрасывает себя из подводной лодки, Море Френологии, Зелёном Море, Море Ничего и Море Потребительских товаров. В Море Ничего главные герои встречаются с доктором философии Джереми Хиллари Бубом («Человек из ниоткуда»). Когда они готовятся к отъезду, Ринго жалеет одинокого Буба и предлагает ему присоединиться к ним на борту подводной лодки. Они прибывают в Предгорья Мыса, где музыкантов и Джереми отделяют от подводной лодки и Фреда. Затем группа и «Человек из ниоткуда» оказываются в Море Дырок — пространстве плоских поверхностей с множеством дыр. Джереми похищает одна из Синих Жадин, после чего группа попадает в Пепперленд.

Воссоединившись с Фредом и оживив лорд-мэра, они смотрят на теперь уже жалкий серый пейзаж. «Битлз» одеваются в стиле «Оркестра клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и забирают несколько инструментов.

Главарь Синих Жадин в ответ на музыку посылает летающую перчатку, которую Джон побеждает, спев «All You Need Is Love». Пепперленд восстанавливает свой цвет, а его жители наконец оживают. Оригинальный «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» присоединяется к «Битлз» в борьбе с многоголовой собакой, окрашенной в синий цвет. Нашедшийся после пропажи Джереми применяет некую «магию трансформации» к Главному Жадине, сделав так, чтобы на нём начали расцветать розы, и враг с сожалением признаёт поражение. Джон предлагает Жадинам дружбу, и Главный Жадина решает перейти на добрую сторону. Пепперленд вновь вернулся к прежней жизни, а битлы в честь этого устраивают целую вечеринку.

Затем настоящие «Битлз» появляются вживую и игриво демонстрируют сувениры, напоминающие о событиях фильма. У Джорджа есть мотор подводной лодки, у Пола «немного любви», а у Ринго «половинка дырки» в кармане (вторую половину он якобы отдал Джереми). Ринго указывает всем на то, что Джон загадочно смотрит в телескоп. Это побуждает Пола спросить, что он видит. Джон отвечает, что «поблизости от театра были замечены новые Синие Жадины», и утверждает, что «есть только один способ спастись… Пение!» Четвёрка во второй раз вместе поёт «All Together Now», исполнение которой сопровождается последовательным появлением на экране названия песни на разных языках.

Сценарий и препродакшн

На американском телеканале ABC с 1965 по 1967 годы выходил мультсериал The Beatles. Его исполнительным продюсером был Эл Бродакс — будущий продюсер «Жёлтой подводной лодки». В эфир вышло 39 эпизодов сериала, разделённых на 3 сезона. Поскольку телешоу имело большой успех, Бродаксу удалось убедить тогдашнего менеджера группы Брайана Эпстайна и «Битлз» в своей идее создать ещё одну анимацию с их песнями в начале 1967 года. Хотя группе не особенно нравился телесериал, они посчитали, что мультфильм будет простым способом выполнить их контракт с компанией United Artists (предыдущими двумя фильмами были «Вечер трудного дня» и «На помощь!», а последний участникам группы совсем не понравился, из-за чего у них пропало желание сниматься вживую), Соответственно, компания предоставила бюджет в 1 000 000 долларов и срок в одиннадцать месяцев для создания фильма от начала до конца.

Первоначально планировалось, что сюжетом произведения будет романтическая история, а само оно будет иметь название другой песни четвёрки — «All You Need is Love», однако после отрицательной реакции участников группы и фразы барабанщика Ринго Старра: «В подводную лодку можно запихнуть всё, что угодно», было решено сменить его тему.

Чтобы продолжить работу в запланированные сроки, Бродакс предоставил Джорджу Даннингу, Хайнцу Эдельману и их команде полную свободу творчества для создания психоделических эпизодов для некоторых песен «Битлз», которые позже должны были стать частью сюжетной линии. Тем временем поиски идеального сценария привели Бродакса к профессору Йельского университета Эрику Сигалу, которого считали подходящим человеком для этого проекта. Сигал присоединился к производственной группе в Лондоне и написал большую часть сценария фильма в течение трёх недель. Его имя так и не появилось в титрах.

Когда было сочтено необходимым внести ещё несколько юмористических идей, например, добавить ливерпульского юмора, для написания диалогов был приглашён ливерпульский поэт Роджер МакГоф, который играл в группе The Scaffold вместе с братом Пола Маккартни Майклом. C калифорнийским сценаристом Джеком Мендельсоном связались, чтобы он написал, переставил и отредактировал несколько сцен «Жёлтой подводной лодки». Хотя многие части фильма были переписаны в процессе производства, большая часть сценария была уже закончена к пятому месяцу производства. Сюжетная линия фильма была кратко изложена в официальной пресс-релизе United Artists.

Идею с монстром, засасывающим людей, изначально придумал Леннон: однажды у него спросили, есть ли у него какие-нибудь идеи для монстров, на что он ответил: «Да, у меня есть этот Horace, пылесос в бассейне… Это могло бы быть чудовищем». В фильме существуют и отсылки на общую культуру: когда Старр заходит к Джону после просьбы Фреда о помощи, вместо битла Ринго увидел чудище Франкенштейна. Включив электричество, Старр оживляет монстра, и тот, что-то выпив, вновь становится Джоном Ленноном.

Диалоги были написаны в стиле, характерном для всех фильмов «Битлз» (за исключением «Волшебного таинственного путешествия»), и полны каламбуров и шуток. В то время как настоящие «Битлз» стали немного более серьёзными в своих публичных выступлениях, обсуждая злоупотребление наркотиками, политику и проблемы гражданских прав, чувство юмора «Битлз» и их постоянная игра слов очень напоминали то, как они были изображены в фильме «Вечер трудного дня».

Производство

Когда мультфильм был запущен в производство, нескольким писателям предложили представить синопсисы для «Жёлтой подводной лодки», но Брайан Эпстайн их все отверг. Наконец, посоветовались с самими «Битлз» и они согласились с основной идеей, первоначально разработанной Бродаксом и Ли Миноффом. По словам Бродакса, Ринго Старр предложил использовать выпущенную синглом «Битлз» в 1966 году «Yellow Submarine», песню для детей, после выхода сразу занявшую первую строчку в американских хит-парадах в качестве музыкальной темы для мультипликационного фильма. Несмотря на то, что «Битлз» написали четыре новые песни специально для саундтрека к фильму, они не принимали участия в создании «Жёлтой подводной лодки». Одной из причин стала их поездка в Индию. Эл Бродакс сообщил музыкантам, что они могут спокойно отправляться в Индию, а мультфильм будет сниматься без их участия. В итоге живые «Битлз» всё-таки появились в фильме, однако, лишь в короткой конечной сцене.

На озвучку персонажей музыкантов были взяты случайные актёры: исполнителя роли Харрисона — Питера Баттена — нашли в окрестном пабе. Никто из команды не знал, чем он занимался, пока в один из дней съёмок его не арестовала военная полиция за дезертирство. Вторую половину фильма персонаж говорил голосом Пола Анджелиса, который также озвучивал Ринго. Несмотря на то, что имена актёров значились в титрах, United Artists не афишировали этот факт.

«Битлз» в 1967 году

Живое выступление «Битлз» в конце фильма было результатом однодневных съёмок 25 января 1968 года, через месяц после премьеры трансляции «Волшебного таинственного путешествия» и незадолго до поездки группы в Индию. Их присутствие в течение этого единственного съёмочного дня обеспечило ключевые кадры для рекламы фильма, в котором «Жёлтая подводная лодка» была названа ещё одним достижением, приписываемым творческому гению «Битлз». В трейлере «Жёлтой подводной лодки» фильм описывается как «пейзажи, написанные музыкой битлов».

Художником фильма выступил Хайнц Эдельман — немец из Чехословакии, бывший сотрудник авангардного журнала Twen. Он был известен своей сюрреалистической графикой, однако не имел никакого опыта работы с анимацией. По этой причине, создавая образы для мультфильма, он не задумывался о том, как их будут оживлять мультипликаторы. По замыслу Эдельмана, мультфильм должен был отражать изменения во всемирном политическом климате и определённым образом иллюстрировать окончание холодной войны. Поэтому Синие Жадины изначально должны были быть Красными, однако помощник Хайнца случайно перекрасил Жадин в синий цвет, из-за чего они приобрели другой смысл. Как позднее вспоминала дочь Эдельмана, сам он «пережил власть как нацистов, так и коммунистов, поэтому наполнил фильм политическими метафорами». Падающие с неба шары — бомбы, летающая перчатка — «тяжёлая рука угнетения», а Синие Жадины — «прибегающие к геноциду тираны». Помощница Миллисент Макмиллан, однако, отчётливо помнит, как Эдельман спрашивал её о том, что она думает о пурпурных жадинах, и что она предложила синий цвет, который ему понравился. Эл Бродакс считает, что главарь Синих Жадин в профиль напоминал координатора по производству Эйба Гудмана. Единственным материалом, которым пользовался Эдельман для создания персонажей, были обложки релизов группы.

Около ста человек работали более десяти месяцев, чтобы воплотить в жизнь «Жёлтую подводную лодку». Чтобы уложиться в запланированные сроки, Бродакс предоставил Джорджу Даннингу, Джеку Стоуксу, Хайнцу Эдельману и их команде полную свободу творчества при создании психоделических эпизодов для песен «Битлз», которые будут включены в сюжетную линию. Американец Роберт (Боб) Бальсер, ранее проживавший в Испании и получавший награды в области независимой анимации, руководил отделом, работающим над сценами с путешествиями, и, по сути, создавал короткометражные анимационные фильмы по лучшим хитам «Битлз»; британец Чарли Дженкинс был фрилансером; Джон Коутс, британский партнёр Даннинга, был руководителем производства.

Созданием моментов занималась и первая австралийская женщина-аниматор Энн Джоллифф: по её воспоминаниям, ещё во время работы над сериалом для ABC, Маккартни, посмотрев на своего персонажа, возразил: «Это не похоже на меня». В мультфильме Джоллифф нарисовала сцену с исполнением «Nowhere Man», закончила отрывок с «Lucy in the Sky with Diamonds» после того, как изначальный дизайнер сцены Билл Сьюэлл покинул фильм, а также оживила персонажа Джереми Хиллари Буба, доктора философии, известным под именем «Человек из Ниоткуда» (англ. Nowhere Man).

В какой-то момент штат сотрудников увеличился до 200 человек, многие из которых были студентами-художниками, которых привозили на ночлег автобусом, чтобы они беспрерывно рисовали. Съёмочная группа должна была провести премьеру фильма к установленной дате, которая давала им всего 11 месяцев на то, что обычно требовало 2—4 года и, по крайней мере, втрое превышало бюджет. Вдохновением для визуального ряда фильма отчасти послужили образы из песен «Битлз». Идея Моря Дырок была позаимствована из песни «Fixing a Hole».

Без самих «Битлз» создатели фильмов, мультипликаторы и исполнители ролей, участвовавшие в «Жёлтой подводной лодке», прибегли к объединению существующих текстов группы, обложек альбомов, рекламных фильмов и мультимедийных архивов. Многие эпизодические роли в мультфильме исполнили члены съёмочной группы. Их облики использовали для воплощения рисованных персонажей. Порой это были рядовые сотрудники. Так, в сцене, сопровождающей песню «Eleanor Rigby», можно увидеть Брайана Эндела — посыльного в любимом пабе аниматоров «The Dog and Duck» — он одет в мотоциклетный шлем и роняет слезу, а владелец заведения играет мужчину, пытающегося сбежать из телефонной будки. На крышах двое джентльменов держат зонтик — это Даннинг и Эдельман. Все футболисты — фотографии аниматора Тони Катберта. Эл Бродакс был нарисован с трубкой во рту. В роли женщины, которая держит аквариум с плавающей в ней жёлтой подводной лодкой, появилась известная художница по фонам Элисон Де Вер. Прототипом Старого Фреда стал официант рыбного ресторана «Wheelers». Однако дизайнер спецэффектов Чарли Дженкинс, создавший сцену, сказал, что персонаж был смоделирован по образцу Джека Стоукса, режиссёра сцен Пепперленда. В Море Времени человек в шляпе дерби (котелок) с карманными часами — акварелист Ян Коуэн, который работал в тесном сотрудничестве с Эдельманом над фонами фильма.

После того, как работа над мультфильмом была закончена и вся команда разошлась, оказалось, что у фильма не хватает концовки. В результате психоделическая концовка мультфильма, где все жители Пепперленда, прощаясь, машут руками, была завершена четырьмя руководителями съёмочной группы практически «на коленке» за выходные. Главная проблема заключалась в том, что Хайнц Эдельман нарисовал для этой сцены слишком большое количество персонажей в одном кадре, и на то, чтобы их «оживить», требовались ресурсы, которых на тот момент уже не было. Пришлось пойти на компромисс: вместо того, чтобы двигать персонажей, мультипликаторы двигали камеру.

После выхода фильма битлам вторая половина фильма показалась чересчур затянутой, и по их настоянию (некоторые утверждают, что больше всех был недоволен Пол Маккартни) сцена с песней «Hey Bulldog» была вырезана и позже не включалась ни в американскую версию мультфильма, ни в его последующие переиздания на VHS. Утерянная сцена была возвращена на своё исходное место только в 1999 году.

Переиздание

4 июня 2012 года в Европе и на следующий день в Северной Америке в продажу поступило переиздание мультфильма в разрешении 4К на DVD и Blu-ray. Впервые, он был восстановлен в 4K Полом Рутаном-младшим и его командой специалистов из Triage Motion Picture Services и Eque Inc. Для цифровой очистки восстановленных элементов плёнки не использовалось программное обеспечение. Все это делалось вручную, кадр за кадром. Из бонусов для фильма «Жёлтая подводная лодка» — короткометражный документальный фильм под названием «Mod Odyssey», оригинальный театральный трейлер фильма, аудиокомментарии продюсера Джона Коутса и арт-директора Хайнца Эдельмана, несколько коротких интервью с другими участниками создания фильма, раскадровки, 29 оригинальных карандашных рисунков и 30 закулисных фотографий. В честь своего 50-летия, мультфильм «Жёлтая подводная лодка» был показан 8 июля 2018 года на площадках сети Picturehouse Cinemas в формате 4К.

Роли озвучивали

Саундтрек

В мультфильме звучат композиции из ранее вышедших альбомов Rubber Soul, Revolver, Magical Mystery Tour и Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. По контракту, группа должна была придумать четыре новых песни для фильма. «Only a Northern Song» и «It’s All Too Much» Джорджа Харрисона были сочинены ещё во время работы над Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, однако тогда они были отвергнуты другими участниками. «All Together Now» Пола Маккартни была записана для Magical Mystery Tour, но также не вошла в альбом. «Hey Bulldog» была записана 11 февраля 1968 во время съёмок промовидео к «Lady Madonna». Результат съёмок записи обеих песен был показан 14 марта 1968 года на телеканале «Би-би-си» в рубрике «Top of the Pops», а на следующий день в выпуске программы «All Systems Freeman». По словам Бродакса, текст песни был написан Ленноном как отсылка к Сигалу (талисманом Йельского университета, где он работал, являлся бульдог). Почти все композиции «Битлз» из «Жёлтой подводной лодки» позднее вошли в сборник Yellow Submarine Songtrack. В сцене, когда Фред начинает свой полёт на подводной лодке, играет оркестровая часть песни «A Day in the Life», однако она не была включена ни в один из альбомов по мультфильму.

Альбом

Альбом Yellow Submarine был выпущен 13 января 1969 года в США, а шесть дней спустя в Великобритании. Выход альбома пришлось отложить для того, чтобы он не конкурировал с «Белым альбомом», вышедшим в ноябре 1968 года. В него вошли следующие песни группы: «Yellow Submarine», «Only a Northern Song», «All Together Now», «Hey Bulldog», «It’s All Too Much» и «All You Need Is Love». Вторая сторона была заполнена инструментальными композициями музыкального продюсера «Битлз» Джорджа Мартина, также звучавшими в мультфильме. Многими критиками отмечалась слабость песен участников группы, и впоследствии Yellow Submarine стал считаться самым «неполноценным» альбомом. Больше всего рецензентами была похвалена работа Мартина и Харрисона.

Первая сторона

Вторая сторона

Восприятие

Премьера состоялась 17 июля 1968 года в London Pavilion. Все четыре участника группы присутствовали на премьере, что привело к остановке движения транспорта, так как более 3000 фанатов ожидали своих кумиров в кинотеатре.

При этом фильм не был особенно успешен в Англии, потому что его показывали только в ограниченном количестве кинотеатров. Зато в США, где премьера прошла 13 ноября, релиз был гораздо больше, фильм собрал много зрителей и положительных оценок. Премьера в Лос-Анджелесе состоялась 12 ноября 1968 года в Музее искусств округа Лос-Анджелеса. Регулярные показы фильма начались 13 ноября 1968 года в Village Theater в Уэствуде, Калифорния. Как следует из кассового чарта Variety от 7 января 1970 года, фильм заработал 3 000 000 долларов в прокате, а по данным других источников — 8 000 000. 1 апреля 1975 года в московском кинотеатре «Звёздный» состоялся показ нескольких английских мультфильмов, среди которых выделялась «Жёлтая подводная лодка».

Реакция критиков

Роджер Эберт: «Это история, которая нравится даже маленьким детям, но в ней также есть проницательный, забавный стиль, который добавляет нотку изысканности»

Несмотря на то, что всего пол года назад телефильм «Волшебное таинственное путешествие» был встречен прохладно, после просмотра этого фильма, критики, а также публика весьма восторженно отреагировали на приключение «Битлз».

Журналист из Evening Standard так прокомментировал фильм: «„Жёлтая подводная лодка“ — ключевой фильм эпохи „Битлз“. Это путешествие по современной мифологии, которую помогли создать участники группы». Ричард Уильямс в книге «Аниматор: набор для выживания. Секреты и методы создания анимации, 3D-графики и компьютерных игр» похвалил фильм за необычный стиль, но разочаровался в дёрганной мультипликации. По его словам, во время показа фильма, на котором был сам Ричард, спустя полчаса большинство зрителей ушло из кинотеатра. Роджер Эберт в своём подробном обзоре назвал Yellow Submarine музыкальным мультипликационным фильмом на века, а его музыкальное сопровождение — самым лучшим из всех мультипликационных фильмов. Блейк Гобле из Consequence of Sound назвал картину «путешествием в самые яркие точки нашего воображения и ярким напоминанием о том, насколько весёлой, изобретательной и раскрепощающей может быть анимация». Леонард Малтин в своей книге «О мышах и магии. История американского рисованного фильма» сказал, что «Жёлтая подводная лодка» — это картина, «которая своими психоделическими образами и стилизованным движением долгие годы оказывала влияние на рекламный дизайн». Малтин назвал сценарий остроумнейшим, а музыку Джорджа Мартина и «Битлз» — «всепокоряющей». Андреа ЛеВассер из AllMovie описала картину как «ошеломляюще простую историю, которая перемежается культурными отсылками и спонтанным подшучиванием». В выпуске Los Angeles Times от 24 ноября 1968 года мультфильм был назван предвестником новой пост-диснеевской эры в анимации художественных фильмов.

Джон Лассетер, режиссёр мультфильма «История игрушек», а также бывший главный директор Pixar и Walt Disney Animation, назвал Yellow Submarine «революционной работой», которая «проложила путь к фантастически разнообразному миру мультипликации, которым все мы наслаждаемся сегодня». Джош Вайнштейн, один из сценаристов «Симпсонов», заявил, что фильм «породил современную мультипликацию» и что без него и его подрывного юмора — не было бы «Южного Парка», «Истории игрушек» или «Шрека».

Когда фильм вышел во Франции в 1969 году, пресса его хвалила. Журнал Rock & Folk посвятил ему длинную статью в декабрьском номере 1968 года. В обзоре похвалили поэзию Леннона, синтезаторы Маккартни и психоделические видения Харрисона. Авторы статьи также отметили, что создатель фильма ухватил большой кусок «сумасшедшего гения» группы.

В статье советского журнала «Ровесник», автором которой является М. Александрова, мультфильм был назван «одновременно протестом против войны и страданий и гимном красоты, радости жизни, любви». «Жёлтая подводная лодка» была названа «прежде всего сатирой и лишь потом сказкой», а её сюжет — наивным. Сергей Скулябин из журнала «Экран детям» считает, что фильм пропагандировал популярные в то время идеи хиппи.

Реакция участников группы

Джордж Харрисон считал, что фильм «наверняка понравился бы детям 4—5 лет и даже некоторым взрослым, которым захочется переслушать музыку „Битлз“». Особенно был тронут мультфильмом барабанщик группы Ринго Старр. Единственной претензией был нос его персонажа. Ринго считал, что нос недостаточно длинный и всё время спрашивал у режиссёра, можно ли что-то с этим сделать, однако вносить изменения было уже поздно, и нос был оставлен на своём месте. Позднее, барабанщик заявил, что «это было что-то невероятно новаторское». В первый год после выхода фильма к нему подходили дети, спрашивая, «почему он нажал кнопку» (в фильме, находясь в лодке, персонаж Ринго случайно нажимает кнопку, после чего его катапультирует из субмарины).

Джон Леннон и Пол Маккартни спустя некоторое время выразили сожаление по поводу того, что не принимали активного участия в создании мультфильма. В интервью 1980 года для Playboy Джон Леннон отрицательно отзывался о съёмочной группе, назвав её «кучкой отвратительных зверей, не считая художника», а также отметил, что «к этому фильму никакого отношения участники не имели, и герои его им не нравились». В то же время он оценил оформление и стиль мультфильма. В другом интервью Леннон сказал, что «это его любимый битловский фильм» и что его сын Шон «с удовольствием его посмотрел». Джон уверен, что мультфильм «понравится всем детям». Пол Маккартни в одном из интервью также заметил, что это «фильм, в котором участники группы участия не принимали». Маккартни желал, чтобы «Жёлтая подводная лодка» была «классическим фильмом в стиле Disney, только с музыкой „Битлз“». Полу нравился разнообразный и хорошо подобранный стиль рисовки, в особенности, в моменте с «Lucy in the Sky with Diamonds».

Награды

Мультфильм был номинирован на премию «Грэмми» за лучший саундтрек для визуальных медиа, премию «Хьюго» за лучшую постановку и New York Film Critics Circle, однако победу он одержал только в последней номинации.

Скульптура

В 1984 году во время Международного садового фестиваля в ливерпульском парке Chavasse была установлена 16-метровая скульптура жёлтой подводной лодки. Построена была из стали и оборудована внутри кабиной управления с настоящим оборудованием, аппаратурой и мостиком, по которому можно было подняться на палубу и оттуда осмотреть весь парк. В 2005 году скульптуру перенесли в ливерпульский аэропорт имени Джона Леннона.

Связанная продукция

В 1969 году, компания Hornby America начала выпуск игрушек по мультфильму, которые впоследствии стали очень популярны (через 50 лет они решили повторить свою идею и выпустили новые фигурки).

В 90-х годах компания McFarlane Toys выпустила серию игрушек по теме «Жёлтой подводной лодки», в которую входили фигурки Битлз и персонажей мультфильма, сама лодка, а также аксессуары. С 2010 года у музея The Beatles Story в Ливерпуле висит мемориальная доска с жёлтой подлодкой. В 2014 году швейная компания Vans выпустила серию обуви на основе «Жёлтой подводной лодки». В 2016 году фирма Lego выпустила конструктор по теме Yellow Submarine, в числе фигурок которого были и четверо битлов. Изначальная идея набора была предложена в Lego Ideas фанатом «Битлз» Кевином Сзето. Компания Lego рассмотрела её и одобрила выпуск. Серия наборов представляет собой около 550 наборов с Жёлтой подводной лодкой, дополнительными бонусами в виде минифигурок Джона, Пола, Джорджа, Ринго и Джереми. Как признавался сам Сзето, его всегда привлекала музыка группы и его целью было добиться выпуска наборов, тем самым дав дань уважения и показать свою привязанность к ней. В том же году популярная фирма по производству игрушечных автомобилей Hot Wheels выпустила в масштабе 1:64 точную копию субмарины. В 2019 году также издавались игрушки от Little People.

В 2017 году шведский бренд Happy Socks выпустил коллекцию носков, посвящённую мультфильму. В 2018 году известный художник-карикатурист Билл Моррисон, известный прежде всего своими иллюстрациями к «Симпсонам», выпустил в свет графический роман «Жёлтая подводная лодка», над которым он работал 20 лет. 126-страничная книга отражает в графической форме разворачивающуюся в фильме историю. В 2019 году вторая дочь Пола Маккартни — известный модельер Стелла, выпустила коллекцию одежды, посвящённую мультфильму: на свитеры нанесены строчки из песен «All You Need Is Love» и «All Together Now», а на футболки — название и герои мультфильма «Жёлтая подводная лодка». Ассортимент носит название «All Together Now». Эта одежда играет на темы и стиль классического мультипликационного фильма, описанного Стеллой Маккартни как «вдохновляющее послание, которое очень важно привить в молодом возрасте». В конце апреля 2021 года компания Igloo выпустила коллекцию кулеров из серии «Little Playmate» по теме Yellow Submarine.

Продолжение

Роберт Земекис в 2010 году

В начале 2000-х годов американский кинорежиссёр Роберт Земекис вынашивал идею съёмок ремейка мультфильма. В августе 2009 года издание Variety сообщило, что компания Walt Disney Pictures и Земекис провели переговоры о создании трёхмерного компьютерного анимационного продолжения «Жёлтой подводной лодки». Disney планировали выпустить фильм к летним Олимпийским играм 2012 года в Лондоне. Disney и Apple Corps официально объявили о ремейке на первой выставке D23 Expo 11 сентября 2009 года.

Земекис заручился поддержкой всех бывших членов группы «Битлз» и их представителей. Он пригласил на роли битлов голливудских звёзд Кэри Элвеса (Джордж), Дина Леннокса Келли (Джон), Питера Серафиновича (Пол) и Адама Кэмпбелла (Ринго), а роль Главной Жадины должен был исполнить Дэвид Теннант. Калифорнийская группа-трибьют The Beatles, The Fab Four была задействована для анимирования выступления анимированной группы.

Кассовый провал картины «Тайна красной планеты» подорвал доверие к Земекису, и компания Disney отклонила предложение начать работу над ремейком. Основными причинами отказа стали финансовые проблемы после неудачного проката и многочисленная критика технологии захвата движения. Кроме того, так и не удалось провести переговоры с Маккартни и Старром, которые должны были стать художественными консультантами фильма.

Отражение в культуре

Считается, что «Жёлтая подводная лодка» стала основным источником вдохновения для советских мультфильмов «Не про тебя ли этот фильм?» и «Шкатулка с секретом» художника Валерия Угарова. В семнадцатой серии четвёртого сезона мультсериала «Симпсоны», одному из персонажей — Лизе Симпсон под наркозом снится сон, очень напоминающий психоделические эпизоды фильма. Однако, по юридическим причинам, специфика немного изменилась. Вместо жёлтой подводной лодки «ливерпульская четвёрка» путешествует на фиолетовой. В эпизоде сериала «Суперкрошки» под названием «Meet the Beat Alls» содержатся многочисленные отсылки к «Битлз». В нём также вкратце были представлены эпизоды с образами участников группы из «Жёлтой подводной лодки». В серии российского сериала «Смешарики» «Балласт» под сцену с проплывающей под водой жёлтой подводной лодкой исполняется аранжировка песни «Yellow Submarine». В фильме 2007 года «Взлёты и падения: История Дьюи Кокса» есть анимированная сцена «кислотного путешествия» (англ. acid trip), пародирующая «Жёлтую подводную лодку». В третьем фильме «Футурамы», «Игра Бендера» (2008), есть визуальные отсылки на мультфильм. В фильме Кинематографической вселенной Marvel 2019 года «Мстители: Финал» персонаж Тони Старк в шутку называет своего товарища по кораблю Небулу «Синей Жадиной». По мнению журналистов клип группы Oasis на песню «All Around the World» был вдохновлён стилистикой мультфильма. Группой-пародией «Битлз» The Rutles был создан мультфильм «Yellow Submarine Sandwich», включающий в себя песню «Cheese and Onion». Над сценарием работали некоторые художники, участвовавшие в создании оригинальной «Жёлтой подводной лодки». Жёлтая подлодка, огромные буквы LOVE и останки Синей Жадины и Перчатки попали в выпуск комикса «Лига выдающихся джентльменов» 2018 года. Профессиональный рестлер под псевдонимом The Blue Meanie получил своё имя и образ от злодеев из фильма.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: