PZL P.11

02.10.2021

PZL P.11 — польский одномоторный истребитель-моноплан, производившийся фирмой PZL, состоявший на вооружении польских ВВС перед Второй мировой войной.

В начале 1930-х годов это был один из лучших самолётов мира, но в 1939 году он устарел и по скорости уступал даже польскому бомбардировщику PZL-37 «Лось», а тем более самому массовому немецкому истребителю Мессершмитт Bf.109.

Единственный в мире сохранившийся экземпляр находится в Музее Польской Авиации.

Модификации

  • P.11/I — первый прототип. Отличался двигателем Gnome-Rhône 9Asb. Первый полёт в августе 1931 года.
  • P.11/II — второй прототип, доработанный. Отличался двигателем Mercury IVA. Первый полёт в декабре 1931 года.
  • P.11/III — эталон для серии.
  • P.11a — первый серийный вариант. Отличался двигателем Mercury IVS2. Вооружение состояло из 2 7,69-мм пулемётов. Изготовлено 30 самолётов.
  • P.11b — экспортный. Отличался двигателем GR9Krsd. В 1933—1934 годах изготовлено 50 самолётов для Румынии. Из них первые 20 машин были построены в модификации Р.11b-K с сохранением отдельных выхлопных патрубков как на прототипе Р.11/II, а остальные 30 машин в модификации Р.11b-L с установкой коллектора выхлопных газов аналогичному устанавливавшемуся на серийных Р.11а
  • P.11c — модернизированный. Отличался конструкцией фюзеляжа с приподнятой кабиной и увеличенным гаргротом, двигателем Mercury VS2 (позднее VIS2). Количество пулемётов увеличено до 4. Самая массовая модификация (изготовлено 175 самолётов).
  • P.11e - экспортный для испанских ВВС (проект), в 1935 году было заказано 25 самолётов, но ни построили ни одного в связи с аннулированием контракта по причины эмбарго Лиги Наций на поставку вооружений в Испанию, принятого после начала гражданской войны.
  • P.11d — истребитель для Польской морской авиации (проект). Планировалось заказать 24 самолета, но не построили ни одного.
  • IAR P.11f — румынский вариант P-11c. Отличался двигателем GR9Krse и отсутствием кока на втулке винта. Выпускался на заводе IAR в Брашове в 1936—1937 годах. Изготовлено около 80 самолётов.
  • P.11g «Кобуж» — опытный с двигателем Mercury VIIIA. Изготовлен в августе 1939 года.

Модернизации

В 1938-39 годах на 150 ранних истребителях дюралевые моторные рамы заменили на рамы из легированной стали производства фирмы «Бристоль». На истребители стали монтировать вторую пару пулемётов. К началу Второй мировой так доработали около трети самолётов.

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации P.11c. Источник данных: Cynk, 1975.

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 7,55 м
  • Размах крыла: 10,719 м
  • Высота: 2,85 м
  • Площадь крыла: 17,9 м²
  • Колея шасси: 2,474 м
  • Масса пустого: 1147 кг
  • Нормальная взлётная масса: 1630 кг
  • Максимальная взлётная масса: 1800 кг
  • Объём топливных баков: 356 л
  • Силовая установка: 1 × радиальный девятицилиндровый Polish Skoda Works Mercury VI.S2
  • Мощность двигателей: 1 × 645 л. с.

(1 × 474 кВт)

  • Воздушный винт: двухлопастной Szomanski
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 390 км/ч на 5500 м
    • у земли: 300 км/ч
  • Посадочная скорость: 98 км/ч
  • Практическая дальность: 700 км
  • Практический потолок: 8040 м
  • Время набора высоты:
    • 5000 м за 6 мин
    • 7000 м за 13 мин
  • Динамический потолок: 11 000 м
  • Нагрузка на крыло: 91,1 кг/м²
  • Тяговооружённость: 272 Вт/кг (2,7 кг/л. с.)
  • Длина разбега: 99 м
  • Длина пробега: 343 м
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:
    • 2 × 7,7 мм пулемёта KM Wz 33 с 500 патр. на ствол в фюзеляже
    • 2 × 7,7 мм пулемёта KM Wz 33 с 300 патр. на ствол в крыле (дополнительно)
  • Бомбы: 4 × 12,5 кг бомбы

Оценка самолёта

По мнению советской делегации, бывшей в Варшаве в июле 1933 года, PZL P.11 — лучший в Европе и превосходит по свои боевым качествам советские самолёты. Основной истребитель СССР — И-5 уступал по скорости польскому самолёту около 100 км/ч. В первой половине 30-х Р-11 был хорошим самолётом. Он превосходил по характеристикам советские бипланы И-15 (выпускавшиеся с 1933 года), немецкие Arado Ar 68 и Heinkel He 51. Превосходил и монопланы Dewoitine D.500 и И-16 (тип 4) и полякам казалось, что не о чем беспокоится. Медленнее были Heinkel He 111В и польским лётчикам удалось уничтожить 44 немецкие машины. Но развитие авиации шло очень быстро и уже И-16 (тип 5) превосходил «пулавчика». Учения 1939 года выяснили то что Р-11 по скорости уступал даже польскому бомбардировщику PZL-37 «Лось», советские и немецкие бомбардировщики почти не уступали «Лосю» в скорости и тоже были быстрее «Пулавчика». Советские войска были очень удивлены обнаружив на польских аэродромах P.11 — ведь разведка доносила то что на вооружении Польши стоят «вилки» и PZL P.24. Массово появились истребители нового поколения — скоростные свободнонесушие монопланы с гладкой обшивкой, убирающимися шасси и закрытыми кабинами. Соседние страны перевооружились и не только СССР и Германия, но и Чехословакия и Литва. P.11 безнадежно устарел, его фиксированный деревянный винт и неубирающиеся шасси выглядели явным архаизмом, бронезащита и протектирование баков отсутствовали.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: