Бия

30.08.2021

Бия (от самод. би — «вода», южно-алт. Бий-суу: бий — «господин», суу — «вода») — крупная река в Республике Алтай и Алтайском крае России, правая составляющая Оби (левая — Катунь).

География

Бассейны Катуни и Бии

Длина — 301 км, площадь бассейна — 37 000 км². Вытекает из Телецкого озера и, сливаясь с Катунью, образует реку Обь. Вода на участке от Телецкого озера до впадения Сарыкокши прозрачная и холодная (10-15 °C), однако в нижнем течении существенно прогревается.

Река используется туристами для сплавов, категория сложности II (для байдарок и катамаранов), на участке от истока до Верх-Бийска имеется несколько порогов с валами до 1 м и выше. Основные пороги: Юрток, Пыжинский, Кебезенский, Сарыкокшинский, порог Кипяток в селе Турочак. Последний порог в с. Удаловка. Быстрое течение реки 1-1.5 м/с, отложения крупной гальки сохраняется почти до Бийска.

Гидрология

Питание главным образом снеговое и дождевое. Значительную часть водосбора Бии обеспечивает река Чулышман, питающая Телецкое озеро. Половодье продолжительное. Средний годовой расход воды 477 м³/с (у г. Бийска). Замерзает в верховьях в конце ноября — начале декабря (на отдельных участках ледостав наблюдается не каждый год), в низовьях в середине ноября; вскрывается в верховьях в начале апреля, в низовьях в середине апреля.


Основные притоки

(от устья)

  • 64 км: Бехтемир (пр) — длина 117 км
  • 68 км: Талая (лв)
  • 85 км: Соусканиха (лв)
  • 92 км: Неня (пр) — длина 185 км
  • 120 км: Чапшушка (лв)
  • 129 км: Кажа (лв) — длина 63 км
  • 133 км: Орга (лв)
  • 154 км: Учурга (пр)
  • 163 км: Балыкса (лв)
  • 166 км: Большой Куют (пр)
  • 180 км: Тибезя (лв)
  • 190 км: Ушпа (пр)
  • 194 км: Ульмень (пр)
  • 208 км: Полыш (лв)
  • 210 км: Алемчир (пр)
  • 215 км: Лебедь (пр) — длина 175 км
  • 238 км: Тандошка (пр)
  • 243 км: Бава (лв)
  • 252 км: без названия (пр)
  • 259 км: Тулой (пр) — длина 54 км
  • 273 км: Саракокша (лв) — длина 90 км
  • 278 км: Кебезенка (пр)
  • 286 км: Пыжа (лв) — длина 103 км
  • 299 км: Юрток (пр)

Населённые пункты

На Бие расположены следующие населённые пункты (от истока к устью): Артыбаш, Иогач, Усть-Пыжа, Кебезень, Тулой, Верх-Бийск, Огни Турочак (райцентр), Усть-Лебедь, Удаловка, Дайбово, Дмитриевка, Шунарак, Каначак, Озеро-Куреево, Усть-Куют, Балыкса, Сайдып, Сосновка, Старая Ажинка, им. Фрунзе, Усть-Кажа, Новая Ажинка, Лебяжье, Промышленный, Новиково, Соусканиха, Усятское, Ключи, Стан-Бехтемир, Малоенисейское, Енисейское, Семеновод, Малоугренёво, Боровой, Бийск.

Истоком реки принято считать створ моста, соединяющего два села — Артыбаш и Иогач. В Иогаче находится крупный лесхоз. Процветает туристический бизнес. Сотовая связь — Билайн, МТС (2012 год), почта работает нерегулярно. Рядом с Артыбашем расположена база отдыха «Золотое озеро» (самая большая и старая турбаза на озере), в ней есть переговорный пункт для междугородней связи.

В Верх-Бийске есть несколько магазинов. В этой деревне трасса Горно-Алтайск — Верх-Бийск пересекает реку, проход под мостом опасен для неопытных сплавщиков.

Турочак — районный центр Республики Алтай. Есть почта (прямо над водоворотом «Улово»), междугородный телефон, интернет (Ростелеком, Востоктелеком). Сотовая связь — Билайн, МТС, Мегафон — все 3G (2016 год). Связан автобусным сообщением с Горно-Алтайском, Бийском.

Скала Иконостас

Немного выше по течению села Удаловка на правом берегу Бии расположена скала Иконостас, на которой в 1940-е года учитель из Турочака Иван Сычёв высек барельеф Ленина.

Город Бийск вытянут на 30 километров вверх по течению от места слияния Бии и Катуни.

Судоходство

По состоянию на 2009 год Бия судоходна от устья до Бийского речного порта (22 км).

В 60-х — 80-х годах на Бие было регулярное судоходство (пассажирское и лесосплавное):

  • в период весенне-летнего паводка (от вскрытия до середины июня) — на всем протяжении;
  • в летний период (середина июня — середина августа) — до села Турочак;
  • в осенний период (с середины августа до ледостава) — до села Озеро-Куреево.

Линия Бийск — Турочак до нач. 1990-х гг. обслуживалась скоростными судами типа «Заря». Продолжительность рейса до села Турочак составляла 5-6 часов. Линия существовала наряду с автобусным сообщением. В 1990-е гг., несмотря на глубокий экономический кризис, шло строительство капитальных дорог. А эксплуатация речных пассажирских судов стала экономически нерентабельной. Лесоплав на Бие был прекращен в 1992 году.

По словам директора Бийского речпорта Виктора Франка, выше коммунального моста в Бийске речные суда последний раз поднимались в половодье 2006 года.

Мосты (от устья к истоку)

  • Наплавной мост в Бийске (с 1926 по 1963 годы и с 1992 года по настоящее время);
  • Коммунальный мост в Бийске;
  • Обводной мост на трассе М-52 в Бийске;
  • Мост на трассе Горно-Алтайск — Турочак;
  • Мост между сёлами Артыбаш и Иогач в месте истока реки из Телецкого озера.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: