Кала-Корейш
Кала-Корейш — средневековая столица крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства. Из основных достопримечательностей села Кала-Корейш выделяются мечеть (осн. ХI в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII—XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей. Имеется кладбище, ставшее местом паломничества. На кладбище покоятся правители с XII по XIX век.
Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и усыпальница кайтагских уцмиев.
История
До прихода арабов село называлось Урцlмуц, оно располагалось на защищенном месте и было сильно укреплено, по преданиям там жили свободолюбивые горцы которые подчинялись лишь совету старейшин который ежегодно избирался сельским джамаатом. После исламизации и переселения в это село корейшитов, село стало носить название "Кала-Корейш" что переводится как крепость корейшитов. В Кала-Корейше имелась крепость и оборонительные башни.
Одно из надгробий на кладбище Кала-Корейша.Кала-Корейш с 8 века являлся столицей Кайтагского Уцмийства, “Тарих Дагестан” рассказывает о том, как корейшиты обосновались в Кайтаге, избрали себе резиденцию, основали Калакорейш:
“Мусульмане поселились в этой области с радостью и в спокойствии. Престол Газанфара с гордостью и достоинством занял один из потомков шейха Ибрахима Абу Исхака (потомка Хамзы, дяди пророка) - эмир Чуфан. Он был первым, кто занял (престол) в вилайате Хайдак; он основал в Хайдаке большое число многолюдных селений и избрал своей резиденцией (дар ас-салтана) город Кала Курайш, расположенный на скале, над ущельями, при реке”
Таким образом, арабы, захватив Кайтаг, сменили домусульманского правителя, создали новую цепь "исламских центров”, в том числе и новую столицу Кала-корейш, с мусульманским правителем. Смена правителя сопровождалась сменой “языческих” представлений монотеистической идеей ислама, Кала-Корейш был источником постоянных газийских походов на соседние языческие племена. В XI-XII вв. Калакорейш - один из влиятельных политических и идеологических центров Кайтага. Именно к этому времени относится строительство превосходной мечети со штуковым михрабом. Именно к этому времени относится активная позиция кайтагского правителя в решении внутриполитических проблем Дагестана и его взаимоотношений с Ширваном.
В XV- XVI вв. Кайтаг занимал как собственно кайтагские земли с резиденцией в Кала-корейше, так и территорию севернее Табасарана в бассейнах рек Уллучай, Бутан, Артозен, Гамри-озень. В политической зависимости от уцмийства находилась часть лезгинских земель. Уже в конце XVI в. в отписке терского воеводы от 6 июля 1598 г. Федора Лобанова-Ростовского указан:
“кабак (селение - ред.) Калакура, а в нем Усмый княз, у него с 500 человек конных, с 700 человек пеших”
Кала-Корейш оставался постоянной столицей уцмийства вплоть до середины 16 века.