Его звали Роберт


«Его звали Роберт» — советский научно-фантастический художественный фильм 1967 года.

Сюжет

Учёный Сергей Сергеевич (Олег Стриженов) создаёт экспериментального человекоподобного робота (Олег Стриженов), предназначенного, по его замыслу, для освоения недоступного людям дальнего космоса, и даёт ему имя Роберт. Роберт внешне похож на своего создателя, как его брат-близнец. Сергей Сергеевич решает провести испытание робота на существование в человеческой среде и отправляет его на свидание с невестой одного из своих сотрудников Татьяной (Марианна Вертинская). Однако Роберт неожиданно «влюбляется» в неё и с готовностью выполняет все, даже самые нелепые и опасные задания девушки, понимая приказы буквально. В конце концов робот выходит из-под контроля и даже исчезает из поля зрения учёных, отправляясь вслед за Таней в горы, в лагерь альпинистов, где оказывается в одном номере с неким простоватым гражданином Кнопкиным (Михаил Пуговкин).

Надвигаются опасные социальные и технические последствия. Учёные бросаются на розыски робота, находят его, но их расспросы приводят к тому, что за того самого робота все начинают принимать Кнопкина, в связи с чем возникает много комедийных ситуаций.

Таня же тем временем дает Роберту слишком много человеческих заданий, которые тот в принципе не может выполнить. Его схемы от перенапряжения выходят из строя, и он ломается. Создатели робота находят его и забирают на регенерацию. Учёные понимают, что к условиям неизведанного и непредсказуемого робот непригоден, и в полёт начинают готовить человека.

Аллюзии и параллели

Илья Кукулин сравнивает этот фильм с более поздними «Приключениями Электроника», в котором также рассматривается взаимодействие человека с двойником-роботом. Но если Евгений Велтистов и вслед за ним Константин Бромберг решают эту проблему в оптимистическом ключе — здесь мы видим умеренный пессимизм, человеческие свойства оказываются непосильной для робота задачей.

Фильм на подобную тему — эксцентрическую комедию «Формула радуги» (1966) — снял тогда и Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Тема роботов-двойников прозвучала также в сатирической антиутопии 1966 года Александра Шарова «После перезаписи».

В ролях

Песню исполняет Алиса Фрейндлих.

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Лев Куклин, Юзеф Принцев
  • Режиссёр: Илья Ольшвангер
  • Оператор: Эдгар Штырцкобер
  • Композитор: Андрей Петров
  • Монтажер: Елена Миронова

Съёмки

Съёмки фильма едва не оказались полностью сорванными вследствие запоя исполнителя главной роли Стриженова. В результате скандала трудовой договор с актёром был расторгнут, с него удержали треть месячной зарплаты. Фильм вышел на экраны лишь благодаря тому, что этот инцидент произошёл в самом конце съёмочного периода, и Стриженова просто обязали безотлагательно досняться в оставшихся сценах.

В фильме использован костюм робота Джона из кинофильма «Планета бурь», при этом устрашающий вид его был весьма упрощён, а голова заменена на более нелепую.

Технические данные

  • Цветной
  • Звуковой (4-канальный стереозвук)
  • Широкоэкранный

На лицензионном DVD фильм выпустила фирма «CP Digital».

Награды

  • Премия «Золотой шар» и диплом на МКФ фантастических фильмов в Милане (1969).


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: