Литература Венесуэлы

28.03.2021

Литература Венесуэлы создаётся преимущественно на испанском языке; зарождение национальной литературы Венесуэлы принято связывать с формированием национального самосознания креолов.

История

Колониальная история

Свидетельств о доколониальной литературе в Венесуэле не сохранилось. Как и в других странах Латинской Америки, первые письменные свидетельства дошли до наших дней из времён открытия Венесуэлы европейцами и представляют собой описание географических особенностей этих мест и жизни коренных народов. Так ещё в XVI веке конкистадор Гонсало Хименес де Кесада написал «Краткое повествование о завоевании нового королевства Гранады», поэт Хуан де Кастельянос — «Элегию о достославных мужах Индий», а священник Педро де Агуадо вёл исторические записи.

В XVII веке исторические хроники оставались по-прежнему популярны; в поэзии развивался гонгоризм. Среди литераторов этого века важно отметить таких, как Лукас Фернандес де Пьедраита, Хуан Родригес Фрейле, Педро де Симон и других.

В XVIII веке до Латинской Америки дошло веяние рококо, что отразилось на творчестве поэта Франциско Антонио Велеса Ладрона де Гевары (исп. Francisco Antonio Vélez Ladrón de Guevara). Также росла популярность религиозной литературы, яркими её представителями были Хуан Баутиста де Торо (исп. Juan Bautista de Toro) и Франциска Хосефа дель Кастильо. Важно отметить и написанную Хосе де Овьедо-и-Баньосом в 1723 году «Историю завоевания и заселения провинции Венесуэла».

Просвещение

К концу XVIII века стали активно набирать популярность идеи Просвещения, нашедшие своё отражение в творчестве автора гимна Венесуэлы Висенте Салиаса, а также таких писателей, как Хосе Доминго Диас, Хуан Антонио Монтенегро и других.

В 1808 году начала выходить «Газета Каракаса», первое периодическое издание в Венесуэле. Газета активно публиковала представителей просветительского направления. Позднее идеи этого направления продвигали также основанный в 1818 году «Вестник Ориноко» (исп. El Correo del Orinoco) и основанный в 1836 году литературный журнал «Олива» (исп. La Oliva).

Также свою роль в просветительском движении сыграли и издававшиеся в 1820-е годы Андресом Бельо в Лондоне журналы «Американский цензор» (исп. El Censor americano), «Американская библиотека, или Литературная смесь» (исп. La Biblioteca americana o Miscelánea de literatura) и «Американский репертуар» (исп. El Repertorio americano).

XIX век

Война за независимость отразилась на литературе начала XIX века: стала активнее развиваться публицистика. Заметными публицистами были Симон Боливар, Симон Родригес и Франсиско Миранда.

Романтизм

После окончания войны за независимость и выхода из состава Великой Колумбии, Венесуэла обрела независимость. При этом большую часть XIX века, до 1870-х годов, здесь наиболее влиятельным, как и в других странах Латинской Америки, был романтизм. Зарождение его в Венесуэле связывается с именем Андреса Бельо. Первые поэтические опыты этого направления начал публиковать основанный в 1838 году журнал «Гирлянда» (исп. La Guirnalda).

Первый в стране роман, опубликованный в 1842 году, — «Мученики» (исп. Los Mártires) Фермина Торо — также относится к романтической традиции.

Другими важными писателями-романтиками были: Рафаэль Мария Баральт, Хуан Висенте Гонсалес, Хуан Антонио Перес-Бональде, Сантос Акоста, Абигайль Лосано (исп. Abigail Lozano), Доминго Рамон Эрнандес (исп. Domingo Ramón Hernández), Хосе Рамон Епес, Хосе Антонио Майтин (исп. José Antonio Maitín), Рафаэль Арвело (исп. Rafael Arvelo), Хуан Висенте Камачо (исп. Juan Vicente Camacho), Хосе Антонио Кальканьо и другие.

Важную роль в развитии романтизма в Венесуэле сыграли такие журналы, как «Венесуэлец» (исп. «El Venezolano), «Единение» (исп. La Unión), «Атеней» (исп. El Ateneo), «Еженедельник» (исп. El Semanario) и другие.

Костумбризм

В 1850—1860-е годы популярным в Венесуэле становится костумбризм. Среди литераторов этого течения заметны Даниэль Мендоса (исп. Daniel Mendoza), Никанор Болет-Пераса, Аристидес Рохас и другие.

«Иллюстрированный хромуша» (исп. El Cojo ilustrado; 1892 год)

Модернизм

Поздние писатели-романтики Хуан Антонио Перес-Бональде и Хасинто Гутьеррес-Колль (исп. Jacinto Gutiérrez Coll) начинали тяготеть к модернизму, который впоследствии набрал силу в стихах поэтов-декадентов Мигеля Санчеса-Пескеры (исп. Miguel Sánchez Pesquera), Карлоса Борхеса (исп. Carlos Borges) и других.

Также важными венесуэльскими писателями-модернистами были Мануэль Диас-Родригес, Руфино Бланко Фомбона и другие.

Модернисты печатались в таких изданиях, как «Иллюстрированный хромуша» (исп. El Cojo ilustrado) и «Космополис» (исп. Cosmópolis), а также в журналах «Рассвет» (исп. La Alborada) и «Современность» (исп. Actualidades), которые предоставляли свои площади и для становившихся активными реалистов.

Начало XX века

Рубеж XIX—XX веков характеризуется обилием разнообразных направлений в венесуэльской литературе. Писатели обращались к модернизму, реализму, индихенизму, сюрреализму, костумбризму, авангардизму и другим литературным направлениям, причём несколько направлений могло встречаться в рамках одного произведения.

Реализм

В первые десятилетия набрал силу реализм; начало его развития в Венесуэле связывается с романом Мануэля Висенте Ромеро-Гарсии 1890 года «Пеония» (исп. Peonía).

В первых романах таких писателей-реалистов, как Хосе Хиль Фортуль, Мигель Эдуардо Пардо (исп. Miguel Eduardo Pardo), Мануэль Висенте Ромеро-Гарсия и Гонсало Пикон-Фебрес (исп. Gonzalo Picón Febres), ощущаются черты натурализма.

Другими писателями-реалистами были Франсиско Ласо-Марти, Луис Мануэль Урбанеха-Ачельполь (исп. Luis Manuel Urbaneja Achepohl), Хосе Рафаэль Покатерра, Удон Перес, Альфредо Арвело-Ларрива (исп. Luis Manuel Urbaneja Achepohl), Андрес Мата и другие.

Поддерживавшими реалистов периодическими изданиями были «Эпоха» (исп. La Época), «Литературные публикации» (исп. Entrega literaria), «Венесуэльская лира» (исп. La Lira venezolana), «Иллюстрированная и живописная Америка» (исп. La América ilustrada y pintoresca) и другие.

Писатель Артуро Услар-Пьетри

Современность

В 1920—1930-е годы вокруг издававшегося Артуро Усларом-Пьетри журнала «Вьернес» (от исп. viernes — пятница) начинают собираться литераторы, воспринявшие европейское «левое» искусство, в том числе кубизм, футуризм, сюрреализм. Среди них Андрес Элой-Бланко, Висенте Хербаси, Пабло Рохас-Гуардиа (исп. Pablo Rojas Guardia) и другие.

Литераторы «левого» искусства публиковались также в таких журналах, как «Элита» (исп. Élite), «Клапан» (исп. Válvula), «Профили» (исп. Perfiles), «Хроника» (исп. La Crónica) и других.

Параллельно с этим движение против диктатуры Хуана Гомеса способствует углублению реалистической традиции, активно работают в этом направлении Ромуло Гальегос, Марио Брисеньо-Ирагорри, Мигель Отеро-Сильва, Леонсио Мартинес, Хоб Пим и другие.

Свои площади писателям-реалистам в это время предоставлял основанный в 1938 году «Национальный журнал культуры» (исп. Revista Nacional de cultura).

Латиноамериканский бум 1960-х годов обошёл венесуэльскую литературу стороной. Тем не менее, благодаря более внимательному отношению читателей к континенту, влияние его сказалось постепенно и на местных писателях, некоторые из которых нашли своё международное признание. Среди них Ромуло Гальегос, Гильермо Менесес и Артуро Услар-Пьетри.

Во второй половине XX века начинает оказывать своё влияние на венесуэльских прозаиков магический реализм; среди обратившихся к нему писателей Антонио Маркес-Салас, Сальвадор Гармендия, Адриано Гонсалес-Леон, Густаво Луис-Каррера (исп. Gustavo Luis Carrera) и другие. Поэзия начинает уходить от экспериментов к классическим формам.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: