Непобедимое Солнце (роман)

14.03.2021

«Непобедимое Солнце» — роман российского писателя Виктора Пелевина, опубликованный в августе 2020 года. Роман вышел с маркировкой «18+».

Сюжет

Книга 1

Золотая монета императора Гелиогабала, описываемая в романе

Действие романа происходит в начале 2020 года. Москвичка Александра (Саша) Орлова получает в подарок на своё 30-летие от своего отца — макаронного магната — 30 тысяч евро, которые она должна потратить на путешествие по миру. Она едет в Стамбул, где знакомится с женщиной по имени Софья («Со»), которая приглашает её на яхту своего мужа — американца миллионера Тима.

На яхте Саша завязывает знакомство с Фрэнком, а позже становится его любовницей. Фрэнк — американец, изучает историю римского императора Каракаллы, применяя метод «некроэмпатии». Суть метода заключается в том, что для того, чтобы понять давно умершего человека, нужно принять его форму и скопировать обстоятельства его жизни. Фрэнк носит прическу и бороду как у Каракаллы, одевается так же и путешествует по местам, где бывал этот римский император. Саша начинает путешествовать по Турции вместе с ним. По дороге из Шанлыурфы в Харран Фрэнка неожиданно убивают двое неизвестных восточной внешности, причём в том же месте и таким же способом, как был убит Каракалла.

У Саши остаются от Фрэнка две старинные маски Солнца и Луны, изготовленные из электрума и украшенные чёрным камнем на лбу. Также она находит записку Фрэнка, где он просит вернуть эти маски Тиму и Со. Александра, засыпая в одной этих масок, видит мистические сны, в которых ощущает себя мальчиком-подростком Варием Авитом, который станет будущим императором Гелиогабалом.

Александра отправляется обратно в Стамбул и в самолёте к ней подсаживается профессор Стамбульского университета Ахмет Гекчен, который знает про Фрэнка, маски, Тима и Со. Он оставляет Саше свою визитку.

В Стамбуле Тим рассказывает Саше историю про античный культ Sol Invictus («Непобедимое Солнце»). Также он рассказывает, что римский император Гелиогабал был главным жрецом этого культа и управлял миром, танцуя перед священным чёрным камнем, который тоже назывался Sol Invictus. Он перевёз этот камень из храма в Сирии в Рим, но после убийства Гелиогабала следы камня теряются. Оказывается, что этот камень — глыба чёрного базальта конической формы «размером с холодильник» — хранится на яхте Тима. Два небольших обломка от этого камня, отколовшиеся при перевозке камня Гелиобагалом в Рим, украшают маски, изначально принадлежавшие императору Каракалле. При помощи камня можно управлять вселенной, а маски позволяют с ним связываться. Однако для того, чтобы активировать камень нужен soltator — особый человек, который будет танцевать перед камнем особый мистический танец. Тим и Со просят Сашу найти солтатора.

Книга 2

Изображение чёрного камня на римской монете

Саша засыпает в маске с желанием узнать, где именно ей надо искать солтатора и видит сон, в котором император Антонин Гелиогабал пишет латинскую фразу Varius Avitus Adero (Varius Avitus [Варий Авит] — это имя Гелиогабала до того как его провозгласили императором, а Adero означает «я там буду»). Саша понимает, что фраза намекает на кубинский курорт Варадеро. Перед отъездом она встречается с Ахметом Гекченом, который рассказывает, что камень является своего рода проектором, создающим мир и он несёт большую опасность.

На Кубе Саша встречает проститутку Наоми, лицо которой похоже на лицо Гелиогабала из её снов. Саша и Наоми занимаются сексом в масках. Заснув в маске Солнца, Наоми узнает всю историю и понимает, что она предназначена танцевать для камня. Саша связывается с Тимом и Со, говоря, что нашла солтатора, а они приглашают Сашу с Наоми приехать в их виллу на острове Тенерифе.

Приехав на виллу, Саша и Наоми находят там камень и оказывается, что Тим и Со — это древние божества — эоны. Наоми начинает танцевать перед камнем особый танец, который должен уничтожить мир. Внезапно посередине танца в зал врывается Ахмет Гекчен с двуми помощниками — теми самыми мужчинами, что убили Фрэнка. Один из этих мужчин убивает Наоми. Желая уничтожить камень, Ахмет Гекчен с подручными подбегают к нему, но, когда они дотрагиваются до камня, возникает вспышка, которая сжигает их дотла. Саша понимает, что Наоми успела станцевать уничтожение мира, но не успела исполнить танец его создания, поэтому мир сейчас исчезнет. Тогда Саша начинает танцевать перед камнем сама, создавая новый мир.

Саша открывает глаза и понимает, что находится на тренинге по медитации (ретрите) в Таиланде в трёх часах езды от Бангкока. Она помнит сразу две жизни, одну — это описанную выше историю про мистический камень и другую, где она путешествовала по Турции, Кубе, Канарским островам и Таиланду. Она понимает, что создала новый мир, где нет камня, Тима и Со, но Фрэнк и Наоми живы и здоровы.

Начинается карантин из-за пандемии коронавируса и Саша не может встретиться с Фрэнком и Наоми в этом новом мире, но надеется встретиться с ними уже после карантина.

Мнения критиков

«Непобедимое солнце» дает нам лишний повод удостовериться, что великий трикстер, главный шутник современности Виктор Пелевин никогда не думает того, что говорит, и не говорит того, что думает, — ни в прежних своих текстах, ни сейчас. И анти-, и профеминистская повестка в его прозе — не более чем шутовская маска, зыбкая проекция наших собственных ожиданий и ментальных клише на плоскость словесности. И тем не менее это нужно отметить и запомнить на будущее: в 2020 году, когда весь мир бредит пандемией, Виктор Пелевин воспарил над злободневностью и внезапно сказал о женщине доброе слово. И даже приложил некоторые усилия для того, чтобы слово это прозвучало убедительно.

— Галина Юзефович для Meduza

«Непобедимое Солнце» можно определить как оккультный роман, с соответствующими авторскими задачами и спецификой жанра. Это способно отпугнуть от новой книги ряд любящих фантастику, но сторонящихся всякой мистики читателей и создать вокруг текста дополнительную завесу непонимания.

— Николай Подосокорский

В этом романе Виктор Пелевин превзошел сам себя. Да, мы каждый год на протяжении многих лет ждали новый роман Пелевина. Но это — не очередной текст, это — священная книга, которую он наконец-то создал, соотносимая с Библией, Махабхаратой или «Диалогами» Платона. Это книга, написанная в преддверии Апокалипсиса и одновременно отменяющая его.

— Екатерина Дайс

Воистину таинственна способность автора держать внимание читателя. Ведь тот самый мир, о котором он решает, быть ему или не быть, Пелевин знает примерно на три с минусом по советской шкале. <…> Ни один персонаж Пелевина не имеет ни лица, ни характера, разве кое-какие знаки различия присобачены – например, причёска, как у императора Каракаллы. Сюжет? Цепь довольно однообразных перемещений, диалогов и рассуждений, выписанная гладким бойким слогом, – весь вам сюжет. А читаешь как заколдованный! Это потому, наверное, что сам автор и есть «непобедимое солнце», Пелевин – бог своего мира, играющий бог, занимающий себя от скуки выдумыванием для себя масок и приключений. Сам в себе этот бог не имеет никаких сомнений и действительно приканчивает один мир (книгу), чтобы начать другой. Власть веры в собственную игру у Пелевина так велика и очаровательна, что мощно втягивает массы читателей. Тем более он всегда учитывает их умственные возможности и неплохо адаптирует к ним всевозможную мистику и эзотерику. Получается что-то вроде интеллектуального лимонада – пока пьёшь, приятно и вкусно, а потом – да что потом, какая разница.

— Татьяна Москвина

Обвинения в плагиате

Первым о плагиате в романе Виктора Пелевина «Непобедимое солнце» сообщил телеграм-канал «Беспощадный пиарщик». По мнению авторов канала, Пелевин заимствовал идеи из романа десятилетней давности малоизвестного автора Олеси Градовой «Танец с жизнью». Писательница Олеся Градова считает, что ее роман «Танец с жизнью», выпущенный в 2010 году издательством АСТ, стал источником вдохновения для Виктора Пелевина.


Первым триггером была сама героиня — «привлекательная московская блондинка», которая исследует духовные практики (йога, суфизм) и выражает свой «бунт тридцатилетних» через обретения «нового „Я“. Второе «напоминание» — это прием повествования от первого лица героини, которая говорит о своей жизни, романах, приключениях. Потом в романе «Непобедимое солнце» появляются уже совсем узнаваемые персонажи — учитель танцев (в моей книге преподавательница суфийского танца), «полубоги» (в моем случае «маги»), а также сюжетные линии — «встречи с интересными людьми», меняющими «точку сборки». Когда в книге Пелевина появился магический камень, мне ничего не оставалось, как спешно дочитывать и ждать финала. Мой «камень» — заброшенный в северном лесу — меняет судьбы. Именно к нему приходит героиня, для того чтобы завершить свою войну с силами Тьмы и "черное" сделать "белым".

— Олеся Градова для Ridus

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: