Русский альбом


«Русский альбом» — третий сольный студийный альбом Бориса Гребенщикова (БГ), вышедший в 1992 году.

История создания

В записи альбома участвовали музыканты группы «БГ-Бэнд» — акустического формирования, организовавшегося после распада первого состава «Аквариума». Материал к альбому был написан приблизительно за пять месяцев во время поездок Гребенщикова с группой и в одиночку по всей России от Сибири до Соловецких островов. Работа над альбомом началась после Рождества 1992 года и проходила на протяжении января—февраля в Москве, в студии Дома Радиовещания на улице Качалова. В середине ноября 1992 года альбом был выпущен фирмой Сергея Курёхина «Курицца Рекордс» в виде виниловой пластинки без бонус-треков и без названий группы и самого альбома на обложке.

Борис Гребенщиков об альбоме:

Началось всё с «Государыни» и «Никиты». Мы сидели с Рюшей, Щураковым и Дедом в ДК Связи и впервые за много лет репетировали. Дедушка сказал: «Отчего бы нам не съездить с концертом в Казань?». Эта простая фраза повлекла за собой полтора года гастролей и коренной поворот в музыке.



Репертуар пришлось изобретать на ходу; часто — прямо перед концертом; нужно было оставить как можно больше пространства между собой и Аквариумом… За время весенне-летне-осенних гастролей и написался «Русский Альбом».

(Гребенщиков, Б. Б. Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи.1997.)

«Русский альбом» стал первой пластинкой БГ после возвращения в 1990 году из Лондона и представил слушателям совершенно нового Гребенщикова. Композиции альбома основывались на русских песенных традициях и, таким образом, «Русский альбом» стал своеобразной смесью рока и фолка:

Пожалуй, единственным альбомом в истории советской музыки раннего периода — если не считать каких-нибудь контр-культурных акций, канувших в Лету, — имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется «dark-folk» или «folk noir», был «Русский альбом» Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то «Сергей Ильич» ознакомил население Страны Советов с «Cat Black» Болана), хотя как раз-то этот альбом как «дарк-фолк» совсем не воспринимается…

(Из статьи «England was burning… а Россия горит по-своему».)

Оформление обложки

  • Фото — Александр Липницкий, Андрей «Вилли» Усов.
  • Художник (оригинальная обложка альбома) — Виталий Вальге.

На лицевой странице обложки помещено изображение птицы с человеческой головой в орнаменте, выполненное Виталием Вальге. Очевидно, имеется в виду Сирин, Алконост или Гамаюн из записанной на альбоме композиции «Сирин, Алконост, Гамаюн». На обратной стороне обложки после списка песен присутствует расшифровка тогдашнего состава группы:

Также написано: «Спасибо Волкову, Гайворонскому и Зубареву». Звукорежиссура — Ольга Горбунова и Олег Гончаров.

Список композиций

Музыка и текст — БГ, кроме специально отмеченных.

  • Архистратиг (1:12) (О.Сакмаров) — инструментал
  • Никита Рязанский (2:41)
  • Государыня (3:08)
  • Ласточка (3:53)
  • Волки и вороны (8:14)
  • Заповедная песня (3:06)
  • Сирин, Алконост, Гамаюн (3:58)
  • Кони беспредела (6:04)
  • Елизавета (2:59)
  • Бурлак (4:05)
  • 25-й день Луны (1:37) (О.Сакмаров) — инструментал
  • Бонус-треки

    Присутствуют на диске «Антология — XII. Русский альбом» (2002).

  • Русская симфония (5:43) (Б.Гребенщиков — А.Гуницкий)
  • Ода критику (2:33)
  • Никон (3:23)
  • Генерал (2:59)
  • День радости (4:15)
    • Композиции 1—11 записаны в Москве в январе—феврале 1992 года
    • 12 и 13 — записаны на концерте в городе Вятке 6 октября 1991 года (эти записи вошли в концертный сборник «Письма капитана Воронина»)
    • 14 — в Петербурге, в БКЗ «Октябрьский» 5 августа 1992 года,
    • 15 — на концерте во Дворце Пионеров в Петербурге 25 ноября 1992 года
    • 16 — в июне 1991 года в Петербурге в студии на Фонтанке, 39

    В записи приняли участие

    • БГ — вокал, акустическая гитара, электрогитара (10)
    • Сергей Щураков — аккордеон, мандолина
    • Олег Сакмаров — гобой, флейта
    • Сергей Березовой — бас
    • Андрей Решетин — скрипка
    • Пётр Трощенков — ударные

    +

    • Алексей Зубарев — акустическая гитара (8)
    • Вячеслав Гайворонский и Владимир Волков — труба и контрабас (7)
    • Пётр Акимов — виолончель (7)

    Примечание: партию тромбона на альбоме сыграл неизвестный музыкант из Государственного оркестра радио и телевидения, который репетировал в Доме радиовещания параллельно с музыкантами «БГ-бэнда».

    Переиздания

    • 1993 — первое издание альбома на CD. К диску прилагались тексты песен «Бурлак» и «Волки и Вороны», переведённые на английский Джоном Ф.Байлином. Тираж альбома был отпечатан в Голландии, Швеции и Австрии.
    • 1995 — альбом вышел в виде коллекционного издания на CD.
    • 2001 — альбом выпущен на CD. Включает в себя три видеоклипа на песни «Никита Рязанский», «Государыня» и «Бурлак».
    • 2002 — альбом переиздан на CD в рамках проекта «Антология». В этом издании к 11 основным композициям были добавлены ещё пять песен периода «БГ-Бэнда» (концертные и студийные записи 1991 и 1992 годов).

    Факты из истории создания

    • В песнях и инструменталах «Русского альбома» часто используются православные образы, например, в песнях «Никита Рязанский», «Волки и вороны», «Кони беспредела», в названии вступительного инструментала «Архистратиг» (Архистратиг — Архангел Михаил).
    • «Архистратиг» и «25-й День Луны» — инструменталы, сыгранные Олегом Сакмаровым на русской волынке и гобое, их Гребенщиков в последний момент решил сделать вступлением и финалом к альбому.
    • Песня «Никита Рязанский» была написана в начале 91-го года в районе Чегета как впечатление от чтения «Жития святых» и инструментальных произведений «Led Zeppelin», сыгранных на семиструнных гитарах. Самого святого Никиты Рязанского никогда не существовало. Также на эту песню весной 1994 года Валерием Хаттиным был снят видеоклип с использованием компьютерной графики.
    • Песня «Государыня» была написана на репетиционной базе уже не существовавшего тогда «Аквариума» в ДК Связи в апреле 1991 года. В 2003 году песня была перезаписана (совместно с музыкантами, входившими в БГ-бэнд) британским певцом Марком Алмондом для своего альбома «Heart On Snow».
    • Песня «Ласточка» была написана за одно утро возле Ниловой пустыни, куда Гребенщиков отправился вместе с Сергеем Курёхиным, у которого была дача на озере Селигер.
    • Большая часть песни «Волки и вороны» была написана на кухне в Москве в большом старом доме в районе улицы Пречистенки. Каждая новая строчка песни писалась, по утверждению Гребенщикова, с очередного похмелья.
    • Песня «Сирин, Алконост, Гамаюн» была написана во время записи музыки к фильму «Красное на красном» Сергея Дебижева.
    • «Кони беспредела» или «Бурлак», по смутному воспоминанию Гребенщикова, были написаны на гастролях в Саратове.
    • Песня «Елизавета» была написана ещё в 1990 году во время записи демо для альбома «Radio London». В октябре 1992 года на эту песню был снят видеоклип. Аранжировка «Елизаветы» была изменена по сравнению с первоначальным вариантом.
    • В окончательный вариант альбома не вошла песня «Сувлехим Такац», которая вышла позднее на альбоме «Кострома mon amour».
    • Композитор и певец Дмитрий Степанович переложил «Русский альбом» для фортепиано и баса и исполнил его 20 октября 2006 года в Галерее искусства «Дом Ф. И. Шаляпина».
    • В интервью данном для книги «Знак кровоточия» Борис Гребенщиков рассказал о том, как смерть Александра Башлачёва повлияла на создание альбома:

    Безусловно, он поднимал пласт, в который я бы и не сунулся. И вообще не было бы «Русского альбома», если бы он был жив. Когда он умер, я ощутил, что мне на плечи ложится какая-то дополнительная часть груза. Вот он ушёл, и кому-то этот возок нужно тянуть. А я совершенно не хотел его тянуть, у меня на то не было ни малейшего желания. Но никуда уже было не деться. Получилось так, что, умерев, Башлачев оставил этот возок без присмотра. И кому-то его придется дальше двигать… Башлачев начал, он эту штуку поднял и потащил, абсолютно один, и хотя я вроде бы в том же поле, но я — это что-то абсолютно другое. Музыкальная часть этого непонятно чего оставалась необработанной, и отсюда явился мой «Русский альбом». Башлачев, безусловно, крестный отец «Русского альбома» — без всякого, повторюсь, моего на то желания.

    — http://www.booksite.ru/bashlatchev/4_24.html


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: