Нуар (кино)

19.12.2020

Нуар (фр. film noir «чёрный фильм») — кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.

Эпоха классического нуара заключена между фильмами «Мальтийский сокол» (1941) и «Печать зла» (1958). На создании нуаров специализировались режиссёры Рауль Уолш, Джон Хьюстон, Роберт Сьодмак, Отто Премингер и Фриц Ланг; свой вклад в развитие жанра внесли такие крупные мастера, как Стенли Кубрик, Орсон Уэллс, Билли Уайлдер, Николас Рэй и Альфред Хичкок. Эталонные образы частных детективов и негодяев в фильмах этого направления создали Хамфри Богарт, Дэна Эндрюс, Берт Ланкастер и Орсон Уэллс. «Роковых женщин» в нуарах играли почти все голливудские кинодивы того времени, в частности Рита Хейворт, Ингрид Бергман, Джоан Кроуфорд, Лорен Бэколл, Барбара Стэнвик, Ава Гарднер и Джин Тирни.

В сценарном плане нуар отталкивался от американской школы «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction), а в отношении кинематографии многие приёмы были позаимствованы из арсенала немецкого экспрессионизма («М», а особенно «Ярость» и «Жизнь даётся один раз» Фрица Ланга). Помимо самого Ланга, многие мастера нуара (Премингер, Сьодмак, Уайлдер) прошли закалку в немецком кинематографе довоенного времени. Не исключено также влияние и французского поэтического реализма конца 1930-х годов («Пепе ле Моко»). Фильмы нуар снимались и за пределами США — в Великобритании, во Франции и в Японии.

Терминология и определения

Термин «чёрный фильм», или «фильм-нуар», впервые употребил в 1946 году французский критик Нино Франк для обозначения стиля, получившего популярность в американском кино в середине 1940-х годов. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило ночных. Женщины обычно выступают как лживые персонажи, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют главных героев мужского пола.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем ряд критиков возражает против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари дороги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film).

В зависимости от выбранной дефиниции к нуару относят проблемные, с жанровой точки зрения, фильмы — это триллеры в стиле Хичкока (от «Ребекки» до «Ночи охотника» Чарльза Лоутона), достаточно лёгкие, не лишённые оптимизма романтические ленты на военно-шпионские темы (как, например, знаменитая «Касабланка», «Иметь и не иметь» Г. Хоукса, «Дурная слава» Хичкока), а также остросюжетные триллеры, действие которых происходит в викторианскую эпоху («Газовый свет» Дж. Кьюкора, «Подозреваемый» и «Винтовая лестница» Р. Сьодмака).

Художественные особенности

Сюжетную линию «чёрных фильмов» отличает запутанность. Как отмечал Жорж Садуль, фабула фильма-нуар «липкая, как кошмар или речь пьяницы». Эта сюжетная неопределённость порождает у зрителя смутную тревогу:

Частный детектив соглашается выполнить очень неопределённую миссию: найти женщину, остановить шантаж, удалить кого-либо, и тут же трупы устилают его путь. За ним следят, его оглушают, его арестовывают. Стоит ему спросить о чём-то, как он оказывается связанный, окровавленный, в подвале. Люди, едва различимые в темноте, стреляют и убегают.

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высококонтрастны.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере.
  • В традиции немецкого экспрессионизма изобилуют искажённые ракурсы: камера часто запечатлевает героев либо место действия широкоугольным объективом, с непривычно высокой либо низкой точки съёмки, «под голландским углом».
  • «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (т. н. саспенс), а не суета, погони, потасовки (т. н. экшн).
  • Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
  • Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Происхождение

Роберт Оттосон в предисловии к «Справочнику по американскому нуару, 1940–1950» указывает в числе факторов зарождения нового жанра влияние немецкого экспрессионизма, французского поэтического реализма, «крутых» детективных романов, возвращение послевоенного кинематографа в студийные экстерьеры ради экономии средств. Психологической подоплёкой служила депрессивная атмосфера Второй мировой войны, а затем сложности в приспособлении ветеранов войны к мирной жизни. Несколько позднее к этому присоединился интерес кинематографистов к Фрейду и психоанализу, а также уроки итальянского неореализма. Одним из самых важных влияний Оттосон считает появление картины Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1940).

С нуаром перекликаются многие фильмы Альфреда Хичкока, хотя даже в 1940-е годы его творчество несводимо к этому направлению.

Эволюция

Несмотря на узкие рамки нуаровой стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Элементы нуара прослеживаются в гангстерском вестерне «Высокая Сьерра» с Хамфри Богартом в главной роли, вышедшем на экраны в январе 1941 г. Через несколько месяцев Богарт сыграл главную роль в первом «чистом» примере жанра — детективе Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941). Именно этот фильм ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, раз за разом предающей его. И то и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями довоенного времени.

Конвейерное производство нуаров начинается в 1944 году. Как раз в это время Американская киноакадемия признала за криминальной драмой законное место в голливудской иерархии жанров, наградив главными призами фильм Билли Уайлдера «Двойная страховка». (Фильм ужасов, например, не считался жанром серьёзным и не мог претендовать на «Оскары» в главных номинациях.) Уайлдер снял фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и по сочетанию цинизма и пессимизма был для того времени беспрецедентным.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у авторов «крутых» детективов — таких, как Р. Чандлер (серия фильмов о Филиппе Марлоу), Д. Хэммет («Стеклянный ключ»), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды»), К. Вулрич («Чёрный ангел»). В титрах классических нуаров можно увидеть имена и более интеллектуальных авторов — Э. Хемингуэя («Убийцы»), К. Одетса («Крайний срок — на рассвете»), Т. Уайлдера («Тень сомнения») и др.

Своеобразный вклад в эволюцию нуара внесли мелкие студии, которые специализировались на малобюджетных лентах категории «Б»: такие фильмы снимались ночью, при минимальном освещении и часто за пределами дорогостоящих студийных декораций. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссёры, как Э. Г. Ульмер («Объезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтэуэя и др., вывели Голливуд за пределы «гламурных» студийных декораций и приблизили фильмы к реальной жизни того времени (ср. неореализм).

С восстановлением послевоенной экономики к американцам начинает возвращаться уверенность в светлом будущем. По мере роста оптимистических настроений нуары вытесняются на обочину кинопроизводства. Начиная с 1948 года всё чаще появляются крупнобюджетные нуары в цвете, действие переносится далеко за город, подчас в жаркие страны («Леди из Шанхая», «Риф Ларго», «Ниагара»). Вместо тёмных, плохо освещённых подворотен экран всё чаще заливает солнечный свет; иногда для обозначения этой группы фильмов вместо «фильм-нуар» применяется контрастное наименование — «фильм-солей» (film soleil, «солнечный фильм»). После 1955 года интерес к нуару в Голливуде и других странах сходит на нет; в бокс-офисе его вытесняют такие жанры, как пеплум, романтическая комедия и мюзикл.

Мода на нуар возвращается в 1990-е годы, причём действие ряда новых нуаров помещено в классические для жанра послевоенные годы («Секреты Лос-Анджелеса», 1996), большая же часть «чёрных фильмов» построена на современном материале («Подозрительные лица», 1995). Едва ли не первым неонуаром принято считать «Китайский квартал» Романа Полански (1974). В современном кинематографе нуаровая стилистка растворена в различных дозах в фильмах самых разных жанров и направлений, включая вестерны («Старикам тут не место»), комедии («Фарго»), фантастические блокбастеры («Бегущий по лезвию», «Тёмный город»), экранизации комиксов (Город грехов 1 и 2) и даже авторское кино с налётом (вышедшие в 2000-е годы фильмы Д. Кроненберга, Р. Джонсона и Дэвида Линча).

Фильмы-нуар

Классический голливудский нуар

Жирным выделены фильмы, признанные в США национальным достоянием

Ранний нуар

  • август 1940 — «Незнакомец на третьем этаже» Бориса Ингстера (часто называется первым «истинным» фильмом-нуар)
  • ноябрь 1940 — «Письмо» Уильяма Уайлера
  • январь 1941 — «Высокая Сьерра» Рауля Уолша
  • октябрь 1941 — «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона (эталон жанра)
  • ноябрь 1941 — «Ночной кошмар» Х. Брюса Хамберстоуна
  • декабрь 1941 — «Жестокий Шанхай» Джозефа фон Штернберга
  • май 1942 — «Оружие для найма» Фрэнка Таттла
  • октябрь 1942 — «Стеклянный ключ» Стюарта Хейслера
  • январь 1943 — «Тень сомнения» Альфреда Хичкока

Зрелый нуар

  • январь 1944 — «Жилец» Джона Брама
  • февраль 1944 — «Леди-призрак» Роберта Сиодмака
  • июнь 1944 — «Рождественские каникулы» Р. Сиодмака
  • август 1944 — «Когда незнакомцы женятся» Уильяма Касла
  • сентябрь 1944 — «Двойная страховка» Билли Уайлдера и «Странники в ночи» Энтони Манна
  • октябрь 1944 — «Лора» Отто Премингера и «Министерство страха» Фрица Ланга
  • ноябрь 1944 — «Женщина в окне» Ф. Ланга
  • декабрь 1944 — «Подозреваемый» Р. Сиодмака и «Убийство, моя милая» Эдварда Дмитрыка
  • март 1945 — «Странная иллюзия» Эдгара Г. Ульмера
  • февраль 1945 — «Площадь похмелья» Дж. Брама
  • август 1945 — «Странное дело дяди Гарри» Р. Сиодмака
  • сентябрь 1945 — «Милдред Пирс» Майкла Кёртиса
  • октябрь 1945 — «Заворожённый» А. Хичкока и «Падший ангел» О. Премингера
  • ноябрь 1945 — «Потерянный уикэнд» Б. Уайлдера, «Объезд» Э. Г. Ульмера и «Меня зовут Джулия Росс» Джозефа Х. Льюиса
  • декабрь 1945 — «Бог ей судья» Джона М. Стала, «Загнанный в угол» Э. Дмитрыка и «Улица греха» Ф. Ланга
  • февраль 1946 — «Гильда» Чарльза Видора
  • апрель 1946 — «Синий георгин» Джорджа Маршалла и «Тёмный угол» Генри Хэтэуэя
  • май 1946 — «Почтальон всегда звонит дважды» Тэя Гарнетта и «Чужестранец» Орсона Уэллса
  • июнь 1946 — «Где-то в ночи» Джозефа Л. Манкевича
  • июль 1946 — «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • август 1946 — «Глубокий сон» Говарда Хоукса, «Дурная слава» А. Хичкока, «Убийцы» Р. Сиодмака и «Чёрный ангел» Роя Уильяма Нила
  • сентябрь 1946 — «Катастрофа» Ирвинга Рейса
  • октябрь 1946 — «Тёмное зеркало» Р. Сиодмака
  • ноябрь 1946 — «Погоня» Артура Рипли и «Подводное течение» Винсента Миннелли
  • декабрь 1946 — «Медальон» Дж. Брама
  • январь 1947 — «Леди в озере» Роберта Монтгомери и «Рассчитаемся после смерти» Джона Кромвелла
  • март 1947 — «Бумеранг!» Элиа Казана, «Красный дом» Делмера Дэйвса и «Подставленный» Ричарда Уоллеса
  • апрель 1947 — «Страх в ночи» Максвелла Шейна
  • май 1947 — «Долгая ночь» Анатоля Литвака, «Отчаянный» Э. Манна, «Паутина» Майкла Гордона и «Рождённый убивать» Роберта Уайза
  • июнь 1947 — «Грубая сила» Жюля Дассена и «Женщина на пляже» Жана Ренуара
  • июль 1947 — «Мне не поверят» Ирвинга Пичела, «Одержимая» Кёртиса Бернхардта и «Перекрёстный огонь» Э. Дмитрыка
  • август 1947 — «Поцелуй смерти» Г. Хэтэуэя и «Тело и душа» Роберта Россена
  • сентябрь 1947 — «Подставили!» Э. Манна и «Чёрная полоса» Д. Дэйвса
  • октябрь 1947 — «Аллея кошмаров» Эдмунда Гулдинга и «Вне подозрений» М. Кёртиса
  • ноябрь 1947 — «Из прошлого» Жака Турнёра
  • декабрь 1947 — «Леди из Шанхая» О. Уэллса, «Двойная жизнь» Джорджа Кьюкора и «Агенты казначейства» Э. Манна
  • январь 1948 — «Тайна за дверью» Ф. Ланга и «Я всегда одинок» Байрона Хэскина
  • февраль 1948 — «Звонить: Нортсайд 777» Г. Хэтэуэя
  • апрель 1948 — «Безжалостный» Э. Г. Ульмера и «Большие часы» Джона Фэрроу
  • май 1948 — «Обнажённый город» Ж. Дассена и «Грязная сделка» Э. Манна
  • июль 1948 — «Ки-Ларго» Дж. Хьюстона
  • август 1948 — «Западня» Андре де Тота и «Бессмысленный триумф» Стива Секели
  • сентябрь 1948 — «Извините, ошиблись номером» А. Литвака, «Плач большого города» Р. Сиодмака и «Придорожное заведение» Жана Негулеско
  • октябрь 1948 — «Восход луны» Фрэнка Борзейги
  • ноябрь 1948 — «Он бродил по ночам» Альфреда Л. Веркера
  • декабрь 1948 — «Сила зла» Абрахама Полонски
  • январь 1949 — «Крест-накрест» Р. Сиодмака и «Обвиняемая» Уильяма Дитерле
  • февраль 1949 — «Пленница» Макса Офюльса
  • март 1949 — «Подстава» Р. Уайза и «Удар» Артура Любина
  • апрель 1949 — «Чемпион» Марка Робсона
  • июль 1949 — «Дом незнакомцев» Дж. Л. Манкевича
  • август 1949 — «Окно» Теда Тецлаффа и «Слишком поздно для слёз» Б. Хэскина
  • сентябрь 1949 — «Белое каление» Р. Уолша
  • октябрь 1949 — «Воровское шоссе» Ж. Дассена, «За лесом» Кинга Видора и «Момент безрассудства» М. Офюльса
  • ноябрь 1949 — «Водоворот» О. Премингера и «Они живут по ночам» Николаса Рэя

Поздний нуар

  • январь 1950 — «Без ума от оружия» Дж. Льюиса и «Дело Тельмы Джордон» Р. Сиодмака
  • апрель 1950 — «Мёртв по прибытии» Рудольфа Мате
  • март 1950 — «Дом у реки» Ф. Ланга и «Переулок» Э. Манна
  • май 1950 — «Асфальтовые джунгли» Дж. Хьюстона и «В укромном месте» Н. Рэя
  • июнь 1950 — «Ограбление инкассаторской машины» Ричарда Флейшера, «Паника на улицах» Э. Казана и «Там, где кончается тротуар» О. Премингера
  • июль 1950 — «Где живёт опасность» Дж. Фэрроу
  • август 1950 — «Бульвар Сансет» Б. Уайлдера «Леди без паспорта» Дж. Х. Льюиса и «Распрощайся с завтрашним днём» Гордона Дугласа
  • сентябрь 1950 — «Переломный момент» М. Кёртиса и «Спящий город» Джорджа Шермана
  • октябрь 1950 — «Тёмный город» У. Дитерле
  • ноябрь 1950 — «Женщина в бегах» Нормана Фостера
  • декабрь 1950 — «Звук ярости» Сая Эндфилда
  • январь 1951 — «Насаждающий закон» Британи Уиндаста
  • февраль 1951 — «Крик об опасности» Роберта Пэрриша
  • май 1951 — «Вор» Джозефа Лоузи
  • июнь 1951 — «Незнакомцы в поезде» А. Хичкока
  • июль 1951 — «Туз в рукаве» Б. Уайлдера
  • август 1951 — «Женщина его мечты» Дж. Фэрроу
  • ноябрь 1951 — «Детективная история» У. Уайлера
  • январь 1952 — «Скандальная хроника» Фила Карлсона
  • февраль 1952 — «На опасной земле» Н. Рэя
  • март 1952 — «Город в плену» Р. Уайза
  • апрель 1952 — «Макао» Дж. фон Штернберга
  • май 1952 — «Снайпер» Э. Дмитрыка и «Узкая грань» Р. Флейшера
  • июнь 1952 — «Стычка в ночи» Ф. Ланга и «Афера на Тринидаде» В. Шермана
  • август 1952 — «Внезапный страх» Дэвида Миллера
  • ноябрь 1952 — «Тайны Канзас-сити» Ф. Карлсона
  • декабрь 1952 — «Ангельское личико» О. Премингера
  • январь 1953 — «Ниагара» Г. Хэтэуэя
  • март 1953 — «Синяя гардения» Ф. Ланга
  • апрель 1953 — «Попутчик» Айды Лупино
  • май 1953 — «Доля секунды» Дика Пауэлла
  • июнь 1953 — «Происшествие на Саут-стрит» Сэмюэла Фуллера
  • август 1953 — «Город, который никогда не спит» Джона Х. Ауэра
  • октябрь 1953 — «Ривер-стрит, 99» Ф. Карлсона и «Сильная жара» Ф. Ланга
  • январь 1954 — «Волна преступности» А. де Тота
  • август 1954 — «Человеческое желание» Ф. Ланга
  • февраль 1955 — «Большой ансамбль» Дж. Льюиса
  • май 1955 — «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича
  • август 1955 — «История в Феникс-сити» Ф. Карлсона
  • сентябрь 1955 — «Поцелуй убийцы» Стэнли Кубрика
  • октябрь 1955 — «Часы отчаяния» У. Уайлера
  • ноябрь 1955 — «Большой нож» Р. Олдрича
  • февраль 1956 — «Оттенок алого» Аллана Двона и «План преступления» Марка Стивенса
  • март 1956 — «Пожалуйста, убей меня» Питера Годфри
  • май 1956 — «Пока город спит» Ф. Ланга, «Убийство» С. Кубрика и «Тем тяжелее падение» М. Робсона
  • сентябрь 1956 — «За пределами разумного сомнения» Ф. Ланга
  • декабрь 1956 — «Не тот человек» А. Хичкока
  • январь 1957 — «Сумерки» Ж. Турнёра
  • июнь 1957 — «Взломщик» Пола Уэндкоса и «Сладкий запах успеха» Александра Маккендрика
  • май 1958 — «Головокружение» Альфреда Хичкока
  • май 1958 — «Печать зла» О. Уэллса
  • июнь 1958 — «Линейка» Дона Сигела
  • октябрь 1958 — «Девушка с вечеринки» Н. Рэя
  • декабрь 1958 — «Убийство по контракту» Ирвинга Лернера
  • октябрь 1959 — «Ставки на завтра» Р. Уайза и «Кровавое кимоно» С. Фуллера

Фильмы других стран, снятые в нуаровой стилистике

Жирным выделены фильмы, снятые с участием американцев и часто относимые к классическому нуару
  • «Пепе ле Моко» Жюльена Дювивье (1936)
  • «Одержимость» Лукино Висконти (1943)
  • «Ворон» Анри-Жоржа Клузо (1943)
  • «Выбывший из игры» Кэрола Рида (1947)
  • «Третий человек» Кэрола Рида (1949)
  • «Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949)
  • «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
  • «Потерянный» Петера Лорре (1951)
  • «Не тронь добычу» Жака Беккера (1954)
  • «Мужские разборки» Жюля Дассена (1955)
  • «Боб — прожигатель жизни» Жана-Пьера Мельвиля (1955)
  • «Дьяволицы» Анри-Жоржа Клузо (1954)
  • «Лифт на эшафот» Луи Маля (1957)
  • «Пепел и алмаз» Анджей Вайда (1958)
  • «Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960)
  • «На ярком солнце» Рене Клемана (1960)
  • «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо (1960)

Пародии на нуар и подражания нуар-стилистике

Следующие фильмы и сериалы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие штампы такого рода фильмов:

  • «Театральный фургон» Винсента Миннелли
  • «Мёртвые пледов не носят» Карла Райнера
  • «Голый пистолет» Дэвида Цукера
  • «Гудзонский ястреб» Майкла Леманна
  • «Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса
  • «Поцелуй навылет» Шейна Блэка
  • «Грань», эпизод 20 второго сезона
  • «Трофеи перед смертью» Мэтта Пьедмонта
  • «Зачарованные», 7 сезон 8 серия «Зачарованный Нуар»
  • «Милые обманщицы», 4 сезон 19 серия «Игра теней»
  • «Касл», 4 сезон 19 серия «Голубая бабочка»

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: