Айрленд, Джон (актёр)

19.12.2020

Джон Айрленд (англ. John Ireland) (30 января 1914 года — 21 марта 1992 года) — канадский актёр и кинорежиссёр, карьера которого охватила период с 1940-х до начала 1990-х годов.

Айрленд начал карьеру в 1941 году как театральный актёр, сыграв во многих постановках в репертуарных театрах и на Бродвее, часто играя в шекспировских постановках.

В середине 1940-х годов Айрленд «зарекомендовал себя как актёр второго плана в нескольких значимых вестернах, таких как „Моя дорогая Клементина“ (1946) и „Красная река“ (1948), и исполнитель главных ролей в малых фильмах нуар, таких как „Подставили!“ (1947)». В 1950 году Айрленд был номинирован на Оскар за мощную игру в роли газетного репортёра в политической драме «Вся королевская рать» (1949).

В общей сложности Айрленд сыграл более чем в 200 фильмах, помимо указанных выше, наиболее успешные среди них — «Прогулка под солнцем» (1945), «Грязная сделка» (1948), «Перестрелка в O. K. Коррал» (1957), «Девушка с вечеринки» (1958), «Спартак» (1960) и «Прощай, моя красавица» (1975).

В 1960-90-е годы Айрленд много работал на телевиденни. Его вклад в телеиндустрию был отмечен звездой на Голливудской «Аллее славы» .

Ранние годы

Джон Айрленд родился 30 января 1914 года в Ванкувере, Канада, и вскоре вместе с матерью переехал в бедный нью-йоркский район Гарлем, где и вырос. Его мать повторно вышла замуж, и у неё родилось ещё трое детей — дочь и два сына, которые носили фамилию Нунэн, и Айрленд так никогда и не узнал историю своего происхождения. Один из его сводных братьев, Томми Нунэн, стал популярным комическим актёром, сыгравшим заметные роли, в частности, в таких популярных картинах, как комедия «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953) и мюзикл «Звезда родилась» (1954).

Формальное образование Айрленда завершилось в 7 классе, когда он пошёл работать, чтобы семья могла свести концы с концами. В это время Айрленд стал многообещающим пловцом, тренируясь в летних лагерях и в Ист-ривер. Благодаря мастерству пловца Айрленд стал выступать на карнавале, выполняя подводные трюки и подрабатывая зазывалой.

Театральная карьера

Некоторое время спустя Айрленд поступил на работу в театр. Его актёрская карьера началась благодаря случаю. Однажды, проходя мимо Свободного театра Дэвенпорта (Davenport Free Theater) на Манхэттане, Айрленд зашёл внутрь, рассчитывая посмотреть бесплатное шоу. Вместо этого театр дал ему бесплатное обучение актёрскому мастерству. Айрленд остался в театре, он спал в гримёрке и получал один доллар в день за работу за кулисами, одновременно разучивая текст.

В 1941 году он уже дебютировал на Бродвее в «Макбете» с Морисом Эвансом и Джудит Андерсон. В 1941—1948 годах высокий и стройный Айрленд сыграл в девяти бродвейских постановках, одновременно он играл в репертуарном театре и гастролировал с шекспировскими постановками.

Карьера в кино

В середине 1940-х годов Айрленд начал работать в кино. Его первый крупный прорыв пришёл в 1945 году, когда он появился в роли Винди, тихого, вдумчивого солдата в классическом военном эпике Льюиса Майлстоуна «Прогулка под солнцем» (1945).

В дальнейшем Айрленд много играл «внешне привлекательных и ловких, но коварных, ненадежных или опасных персонажей». Его часто снимали в ролях второго плана, где он «изображал плохого парня с пессимистичной судьбой», а также в ролях главных героев в жанровых фильмах категории В.

Он сыграл роли второго плана в нескольких значимых вестернах, таких как «Моя дорогая Клементина» (1946) Джона Форда и «Красная река» (1948) Говарда Хоукса. Сцена из последнего фильма, в которой Айрленд и Монтгомери Клифт сравнивают своё оружие, когда каждый из них по очереди заставляет «ходить» консервную банку с помощью револьверных выстрелов, стала классикой кино.

За ними последовали крупные роли в других вестернах: в «Я застрелил Джессе Джеймса» (1949) он сыграл члена банды Джесси Джеймса, предавшего и убившего своего босса ради любви к девушке, в фильме «Блуждающие холмы» (1949) он сыграл охотника за сокровищами, в фильме «Подкованный» (1949) — беглого заключённого и в «Дулинсы из Оклахомы» (1949) — члена банды грабителей. В фильме «Я застрелил Джессе Джеймса» одним из партнёров Айрленда стал его сводный брат Томми Нунэн.

Параллельно с вестернами Айрленд много играл в фильмах нуар. Так, он сыграл роль детектива в нуаре «За зелёными огнями» (1946), запоминающуюся роль грабителя и убийцы — в «Подставили!» (1947) и подручного главаря банды — в «Грязной сделке» (1948), два последних фильма поставил Энтони Манн. Он также сыграл заметные роли второго плана в фильмах нуар «Гангстер» (1947), «Я люблю трудности» (1948) и «Анна Лукаста» (1949).

В конце 1940-х годов Айрленд также сыграл роль второго плана в исторической драме «Жанна д’Арк» (1948), главные роли в небольшой криминальной драме «Секрет полишинеля» (1948) и криминальной мелодраме «Мистер Простак» (1949).

В 1949 году Айрленд был номинирован как лучший актёр второго плана за игру в политической драме «Вся королевская рать» (1949). В этом фильме Айрленд сильно сыграл роль Джека Бёрдена, крутого газетного репортёра, который эволюционировал от восторженного сторонника до критически настроенного противника главного героя — популистского политика и демагога Вилли Старка (Бродерик Кроуфорд). Айрленд стал первым рождённым в Ванкувере актёром, который когда-либо номинировался на Оскар.

В первой половине 1950-х годов Айрленд продолжал играть преимущественно в вестернах и фильмах нуар. В нуаре «Шарф» (1951) он сыграл главную роль сбежавшего из психиатрического отделения тюремной больницы заключённого в попытке доказать свою невиновность, в шпионском триллере «49-й человек» (1953) — государственного следователя, а в фильме «Девушка с вечеринки» (1958) — ближайшего подручного крупного мафиозного босса. В вестернах наиболее заметными ролями Айрленда стали роль кавалериста, который заводит роман с женой начальника в вестерне «Литтл-Бигхорн» (1951), злодея — в «Долине мести» (1951) и преступника — в «Перестрелка в О. К. Коррал» (1957).

В эпоху маккартизма Айрленд выдвинул иски против двух телепродюсеров за нарушение условий контракта и клевету. Он обвинил их в отказе снимать его в главной роли в детективном телесериале «Приключения Эллери Куина» (1950—1952) и в том, что они утверждали, что он политически неприемелем из-за сомнений в его верности Соединённым штатам. Он получил «существенную», но не разглашённую денежную компенсацию.

В 1953 году Айрленд был сопродюсером и сорежиссёром «мини-классики вестерна „Ханна Ли: американская простушка“ (1953)», и кроме того, сыграл в этом фильме главную роль в паре со своей тогдашней женой Джоан Дрю. В общей сложности Айрленд сыграл вместе с Дрю в пяти фильмах, среди них «Вся королевская рать» (1949) и вестерны «Красная река» (1948), «Аллея мести» (1951) и «Юго-западный проход» (1954). Вторым режиссёрским опытом Айрленда стал фильм нуар «Быстрые и яростные» (1955), где он также сыграл главную роль невинного человека в бегах. К памятным работам Айрленда 1950-х годов относятся также вестерн «Красная гора» (1951), где он сыграл одну из главных ролей, криминальный триллер «Хорошие умирают молодыми» (1954) и мелодрама «Королева пчёл» (1955).

В 1960-е годы Айрленд иногда появлялся в ролях второго плана в картинах крупных киностудий, в частности, в эпической драме «Спартак» (1960) Стенли Кубрика он сыграл важную роль гладиатора Крикса. У Айрленда была большая роль второго плана в историческом эпике «55 дней в Пекине» (1963), а в пеплуме «Падение Римской империи» (1964) Айрленд сыграл вождя германского племени маркоманов Балломара. В 1965 году Айрленд сыграл одну из главных ролей в малобюджетном хорроре Уильяма Касла «Я видела, что вы сделали» (1965) с Джоан Кроуфорд. Это была их вторая совместная работа после «Королевы пчёл» (1951).

Во второй половине 1960-х годов «карьера Айрленда начала иссякать, и он стал часто появляться во многих низкобюджетных итальянских „халтурных“ фильмах». В частности, он сыграл главные роли в итальянских вестернах «Око за око» (1967), «Беги, человек, беги» (1968), «Всё для всех» (1968), «Этот жаркий день в огне» (1968), «Месть за месть» (1968) и «Вызов Маккены» (1970), а также в итальянских криминальных триллерах «Одна на другой» и «Ненасытные» (оба — 1969).

Айрленд продолжал работать как актёр на протяжении 1970-80-х годов, часто в фильмах экшна и фильмах ужасов. Он появлялся в крупнобюджетных проектах, таких как «Искатели приключений» (1970), и был лейтенантом полиции в истории о частном детективе «Прощай, моя красавица» (1975), ремейке знаменитого фильма нуар «Это убийство, моя милочка» (1944) по роману Рэймонда Чандлера. Главную роль в фильме сыграл Роберт Митчем, который в жизни был соседом и близким другом Айрленда. Другими заметными картинами с участием Айрленда в этот период стали криминальные драмы «Выкуп» (1977). «Завтра не наступит никогда» (1978) и «Дельта Фокс» (1979), эротическая мелодрама Тинто Брасса «Салон Китти» (1976) и комедия ужасов «Закат: убежище вампиров» (1989).

Карьера на телевидении

В 1960-62 годах Айрленд сыграл роль в двух эпизодах телевестерна «Сыромятная плеть», а в 1965 году в последнем сезоне этого сериала получил постоянную роль, сыграв в девяти эпизодах. В 1960—1962 годах Айрленд сыграл следователя страховой компании, расследующего случаи мошенничества, в британском телесериале «Мошенники» (1960-62, 39 эпизодов).

В 1960-70-е годы Айрленд появлялся в отдельных эпизодах таких популярных телесериалов, как «Альфред Хичкок представляет» (1962), «Бонанца» (1967), «Дымок из ствола» (1966—1967), «Виргинец» (1970) и «Миссия невыполнима» (1972). В 1982 году Айрленд сыграл во всех 11 эпизодах телесериала «Кэсси энд Ко», в котором заглавную роль частного детектива сыграла Энджи Дикинсон. В 1980-90-е годы Айрленд сыграл, в частности, в сериалах «Частный детектив Магнум» (1981), «Санта-Барбара» (1984), «Майк Хаммер» (1984), «Война миров» (1988) и «Она написала убийство» (1991).

Личная жизнь

Айрленд был женат трижды: в 1940—1949 годах — на Элейн Рут Гадмэнд, в браке с которой у него родилось двое сыновей — Джон и Питер. В 1949—1957 годах он был женат на актрисе Джоан Дрю. Наконец, с 1962 года и вплоть до своей смерти — на Дафне Мирик Камерон, в браке с которой у него родилась дочь Дафна и сын Камерон.

Время от времени имя Айрленда попадало в таблоиды в связи с его отношениями с молодыми кинозвёздами, в частности, с Натали Вуд и Сью Лайон. У Айрленда был также роман с Джоан Кроуфорд, когда они совместно снимались в фильме «Королева пчёл» (1955). В 1959 году неоднозначную реакцию вызвал роман 45-летнего Айрленда с 16-летней Тьюсдей Уэлд. Как говорил сам Айрленд, «если бы не такая разница в возрасте, я бы сделал ей предложение. Это обстоятельство и её мать были единственными препятствиями, которые меня остановили».

Позднее Айрленд был владельцем и управляющим собственного ресторана «Айрлендз» в Санта-Барбаре.

Смерть

Джон Айрленд умер 21 марта 1992 года в Санта-Барбаре от лейкемии в возрасте 78 лет.

Фильмография

Кинематограф


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: