Судостроение России


Судостроение России — отрасль машиностроения и ВПК России.

По данным на 2009 год, в России действуют 168 судостроительных предприятий, 86 из них — государственные. Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область. Самые большие в мире подводные лодки и ледоколы разработаны и построены на верфях Советского Союза и России. Постановлением Правительства России от 30 мая 2017 года № 659 установлен профессиональный праздник — День кораблестроителя (судостроителя), который отмечается 29 июня. В этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля «Орёл».

История

На Руси судостроение и мореплавание были известны с самых отдаленных времен. Наскальные рисунки, датируемые примерно 3000 лет до н. э., изображающие охоту с гарпуном на морского зверя встречались на побережье Белого моря. Одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют примерно V в. до н. э.

В XII в. на Руси впервые были построены палубные суда; палубы, предназначенные для размещения воинов, одновременно служили защитой гребцам.

  • шитик — плоскодонное судно с навесным рулем, оснащенное мачтой с прямым парусом и веслами;
  • карбас — оснащался двумя мачтами, несущими прямые рейковые или шпринтовые;
  • поморская лодья — имела три мачты, несущие по прямому парусу;
  • раньшина — судно, где корпус в подводной части имел яйцевидную форму. Благодаря этому при сжатии льдов, среди которых приходилось плавать, судно «выжималось» на поверхность, не подвергаясь деформациям и снова погружалось в воду при расхождении льдов.

Организованное морское судостроение в России началось в конце XV в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов. При Борисе Годунове были предприняты безуспешные попытки основать в России военный флот.

Первое в России морское судно иноземной конструкции «Фридерик» было построено в 1634 г. в Нижнем Новгороде русскими мастерами. В 1667—1669 гг. на верфи в с. Дединове был построен морской корабль «Орёл», организатором постройки был боярин Ордын-Нащекин.

Российская империя

В июне 1693 г. Пётр I заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Там построены: 24-пушечный корабль «Апостол Павел» (1640), фрегат «Святое Пророчество» (1640), галера и транспортное судно «Фламов». Они образовали на Белом море первую русскую военную флотилию.

Весной 1700 г. был построен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация». В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: «Святой Дух» и «Меркурий».

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, центром которого стало Адмиралтейство — самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный Федосием Скляевым и Петром Первым в 1712 г. 54-пушечный корабль «Полтава». К 1714 г. Россия имела свой парусный флот. Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль «Лесное» (1718).

  • см. также: Российский императорский флот (военный)
  • Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь)
  • Николаевское адмиралтейство
  • Казанское адмиралтейство
  • Лазаревское адмиралтейство (Севастопольский морской завод)
  • Адмиралтейский приказ

СССР

  • Народный комиссариат судостроительной промышленности СССР (январь 1939 — февраль 1946)
  • Министерство судостроительной промышленности СССР (Минсудпром) (1946—1953); (1954—1957); (1965—1991). (см. Список министров промышленности России#Министерство судостроительной промышленности СССР)

Рыбопромысловый флот СССР был первым в мире.

Российская Федерация

В 1995—2005 гг. на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2007 году на российских судостроительных предприятиях стало размещаться 6 % объёма российских заказов судов, в 2008 году — 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей. С 2000 года «убытие транспортного флота превысило ввод в эксплуатацию новых судов в 13 раз»; за этот срок Россия потеряла свыше 10 тыс. единиц транспортного флота. С 2006 года более 90 % новых судов отечественные заказчики разместили на зарубежных верфях.

В соответствии с Указом Президента РФ В. Путина, подписанным в марте 2007 года, была создана Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году. ОСК консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия.
В составе ОСК три региональных центра: Западный центр судостроения, Северный центр судостроения и судоремонта, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Планируется создание в составе ОСК Южного центра судостроения и судоремонта.

8 ноября 2007 года правительство России одобрило федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники на 2009—2016 годы», предельный объём финансирования программы оценивается в размере около 140 млрд рублей, часть финансирования пойдёт на закупку иностранных и разработку собственных технологий. Руководитель Минпромэнерго России В. Б. Христенко заявил, что реализация этой программы позволит к 2015 году увеличить объёмы судопроизводства в 2,5 раза и повысить производительность труда в отрасли. ОСК по показателям развития гражданского судостроения занимает 82-е место в мире.

Показатели российского судостроения.

В 2019 г. принята Стратегия развития судостроения до 2035 года (цель документа — увеличить долю российских кораблей на мировом рынке, особенно в гражданском секторе).

Выпускаемая и проектируемая техника

Военные корабли

Помимо указанных в таблице:

  • Периодически строятся ракетные корабли проекта 11661.
  • Периодически строятся сторожевые корабли проекта 10410.

Подводные лодки

Помимо указанных в таблице в постройке находятся две АПЛ специальных проектов 09852 «Белгород» и 09851 «Хабаровск».

Катера

Другие

Ледоколы

Сухогрузы и танкеры

Промысловые суда

Пассажирские суда

Специальные суда

Предприятия

В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.

В собственности Северного центра судостроения и судоремонта находятся:

  • ПО «Северное машиностроительное предприятие» (Северодвинск) — строительство, ремонт и модернизация атомных и дизель-электрических подводных лодок, ремонт и модернизация надводных кораблей, строительство гражданских судов, строительство морской техники для освоения шельфовых углеводородных месторождений;
  • «Центр судоремонта „Звёздочка“» (Северодвинск) — ремонт и модернизация атомных и дизель-электрических подводных лодок, надводных кораблей и гражданских судов;
  • СПО «Арктика» — электромонтажные работы на строящихся и ремонтируемых кораблях и судах ВМФ, гражданских судах, иной морской технике.

В собственности Западного центра судостроения находятся:

  • ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) (100 % минус одна акция);
  • ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург) (100 % минус одна акция);
  • ОАО «33 судоремонтный завод» (Калининградская область) (100 % минус одна акция);
  • ОАО «Светловское предприятие „ЭРА“» (Калининградская область) (100 % минус одна акция);
  • ОАО «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“» (Калининград) (51 % акций);
  • ОАО «Завод „Красное Сормово“» (Нижний Новгород) (33,53 % акций) — строительство судов типа река—море;
  • ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» (Санкт-Петербург) (20,96 % акций) — строительство боевых надводных кораблей и коммерческих судов различного назначения.

Другие крупные предприятия:

  • АО «Северный рейд» (Северодвинск) — изготовление и ремонт пультов управления системами химической регенерации воздуха, гидроакустических комплексов, гидроакустических станций, антенн, приборов, блоков и модулей.
  • Зеленодольский завод имени А. М. Горького — строительство судов и кораблей всех типов, классов и назначений, в том числе на воздушной подушке (из судостроительной стали и алюминиево-магниевых сплавов), морские специальные плавучие объекты и металлоконструкции для шельфовой зоны.
  • Балтийский завод (Санкт-Петербург)
  • Канонерский судоремонтный завод (Санкт-Петербург)
  • Невский судостроительный завод (Шлиссельбург)
  • Амурский судостроительный завод (Комсомольске-на-Амуре) — подводные лодки (ранее), корветы
  • Севастопольский морской завод (Севастополь)

Военное судостроение

В 2010-е годы развитие судостроения в России определяется в основном увеличением выпуска военно-морской техники: на нее приходится около 70 % заказов, в том числе 21 % — на экспорт (гражданская продукция составляет около 30 % номенклатуры, на экспорт идет менее 2 %).
Страна обеспечивает 12 % в мировом военном кораблестроении, занимая второе место после США.

Ведущая холдинговая структура — ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» — по объемам выпуска продукции в военном кораблестроении занимает седьмое место в мире.

При условии стабильности федерального бюджета и выполнения параметров Государственной программы вооружений есть устойчивые ориентиры до 2020 года по загрузке предприятий отрасли государственным оборонным заказом. Утверждается, что «отечественные судостроительные компании окажутся в выигрыше даже без заказов из-за рубежа, ведь на флот планируется потратить 20-25 % Государственной программы вооружений». При этом наблюдается (2018) сложная ситуация с финансированием военных программ.

подводное

КБ, специализующиеся на подводной тематике — «Рубин» (СПб), «Лазурит» (Нижний Новгород) и «Малахит» (СПб).

Во времена СССР атомные субмарины серийно строились на заводах Ленинграда, Комсомольска-на-Амуре, Горького и Северодвинска, сейчас — только на «Севмаше».

Экспорт

Казахстан: В 2004 году на выборгском заводе «Вымпел» была заказана серия танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн, три из которых были поставлены «Казмортрансфлоту» и ещё три — компании Mobilex Energy. в июле 2009 для «Казмортрансфлота» построен танкер «Атырау» с дедвейтом 13 тыс. тонн.
Рыболовецкие суда: транспортно-рефрижераторное судно «Колонок» (2012).

Азербайджан: в 2004—2009 гг. на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.

Индия: 23 июня 2010 года с верфи калининградского завода «Янтарь» был спущен на воду фрегат проекта 11356, предназначенный для ВМС Индии.

Вьетнам: декабре 2010 и июне 2011 года с Зеленодольского завода были отправлены два корабля проекта «Гепард 3.9» для ВМС Вьетнама.

Туркмения: октябрь 2011 — ВМС Туркмении переданы два катера «Молния», построенных на ОАО «Средне-Невский судостроительный завод»
В ноябре 2012 судостроительное производственное объединение ОАО «АСПО» сдало заказчику Dragon Oil Turkmenistan Ltd морскую стационарную платформу. В декабре 2012 астраханский судозавод «Красные баррикады» сдал заказчику буровую платформу.

Нумизматика

  • 15 августа 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «350-летие отечественного государственного судостроения» с изображением фрегата «Орел» на фоне силуэтов современных судов


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: