Арсений (Соколов)

18.12.2020

Игумен Арсений (в миру Андрей Павлович Соколов; род. 1968, Шарья) — священник Русской православной церкви, библеист, переводчик. Доктор богословия (2012), профессор кафедры библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, представитель патриарха Московского и всея Руси при патриархе Великой Антиохии и всего Востока, член Синодальной библейско-богословской комиссии.

Биография

Родился в 1968 году в городе Шарье Костромской области. С 1976 года жил и учился в городе Лесосибирске Красноярского края. В 1985—1986 годах учился в Рижском лётно-техническом училище гражданской авиации. В 1986—1988 годах служил в армии в военно-воздушных силах на территории Монголии.

В 1989—1992 годах учился на историческом факультете Томского государственного университета. Работал монтёром железнодорожных путей, машинистом водогрейных котлов, сторожем, кочегаром, грузчиком.

В 1992 году был пострижен в монашество и рукоположён в сан иеродиакона епископом Красноярским Антонием (Черемисовым) с назначением в клир Успенского собора города Енисейска.

В 1993 году поступил на заочный сектор Московской духовной семинарии, которую окончил в 1995 году.

В 1994—1997 годах нёс миссионерское служение в учреждениях исполнения наказаний Красноярского края.

В 1996—1998 годах преподавал патрологию на Красноярских епархиальных пастырско-богословских курсах.

В 1997 году был рукоположён в сан иеромонаха епископом Красноярским Антонием (Черемисовым) и назначен председателем епархиального отдела Красноярской епархии по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями.

В 1998 году заочно окончил Московскую духовную академию. С этого же года обучался в аспирантуре Московской духовной академии при отделе внешних церковных сношений (ОВЦС). В 1999—2000 годах по благословению председателя ОВЦС митрополита Смоленского Кирилла (Гундяева) стажировался в Папском библейском институте в Риме. В нём изучал также библейские языки.

6 октября 2001 года решением Священного синода Русской православной церкви был направлен в распоряжение епископа Корсунского Иннокентия (Васильева) для назначения настоятелем прихода Рождества Христова Московского патриархата в Мадриде (Испания). В 2001—2003 годах по поручению председателя ОВЦС митрополита Смоленского Кирилла (Гундяева) и епископа Корсунского Иннокентия (Васильева) осуществлял также организацию церковно-приходской жизни на новообразованных приходах в других крупных городах Пиренейского полуострова: Барселоне и Малаге в Испании, Лиссабоне и Порту в Португалии.

В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на тему «Книга Иисуса Навина. Историко-экзегетический анализ» (научный руководитель — протоиерей Леонид Грилихес). Учёным советом МДА работа была рекомендована в качестве учебного пособия для студентов духовных учебных заведений.

30 июля 2003 года решением Священного синода Русской православной церкви был освобождён от должности настоятеля Мадридского Рождественского прихода и назначен настоятелем прихода во имя Всех Святых Московского патриархата в Лиссабоне (Португалия). Долгое время нёс служение, не только объединив вокруг себя в приходе мигрантов из стран СНГ, но и привлекая в православие португальцев. «Несколько португальцев приняли православие в нашей лиссабонской общине. Обычно это взрослые люди, состоящие в смешанных браках, где одна из сторон уже православная».

К Пасхе 2009 года патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведён в сан игумена.

4 сентября 2012 года защитил докторскую диссертацию по кафедре библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на тему: «Книга пророка Амоса: историко-филологическая, традиционная еврейская и святоотеческая экзегеза», за что ему была присвоена учёная степень доктор богословия. Это была первая защита докторской диссертации в ОЦАД.

26 декабря 2013 года был назначен настоятелем подворья Русской православной церкви в Бейруте, Ливан, и представителем патриарха Московского и всея Руси при патриархе Великой Антиохии и всего Востока, с освобождением от должности настоятеля Всехсвятского прихода в Лиссабоне.

С 2017 года — профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

7 марта 2018 года решением Священного синода Русской православной церкви освобождён от должности настоятеля Ливанского подворья Русской православной церкви в Бейруте, с выражением благодарности за понесённые труды.

В 2018 году принят в Союз писателей России.

Публикации

статьи
  • Задачи библейского богословия // Миссионерский листок: газета миссионерского отдела Красноярско-Енисейской епархии. 1998. — № 3.
  • Доброе слово об экзистенциализме // НГ-религии. 1999. — № 7 (30) от 14.04.1999.
  • Исторический контекст книги пророка Амоса // Церковь и время. 2003. — № 3 (24). — С. 92—103
  • Книга Иисуса Навина. Историко-экзегетический анализ // Альфа и Омега. 2003. — № 2 (36). — С. 17—34; 2003. — № 3 (37). — С. 13-32; 2004. — № 1 (39) — С. 27—41
  • Пастух из Фекои // Церковь и время. 2005. — N 3 (32). — С. 143—151
  • Книга пророка Амоса как литературное произведение // Церковь и время. 2005. — N 4 (33). — С. 43-66
  • Иисуса Навина Книга // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI. — С. 713-731. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7. (часть статьи)
  • О преследовании отца Геннадия Фаста // Вестник русского христианского движения. — 2010. — № 197 (II). — С. 151—155
  • Пророчества против язычников в книге пророка Амоса // Церковь и время. 2010. — № 1 (50). — С. 100—146.
  • Книга пророка Амоса, 2:6-16. Комментарий // Альфа и Омега. 2011. — № 2 (61). — С. 17-44
  • Книга пророка Амоса : Историко-филологическая, традиционная еврейская и святоотеческая экзегеза // Альфа и Омега. 2012. — № 1 (63) — С. 79—112
  • Иберийская тетрадь // Альфа и Омега. 2012. — № 2/3 (64/65). — С. 650—673
  • Единство Книги Двенадцати пророков // Страницы: богословие, культура, образование. — 2012. — т.16. — № 1. — С. 3-12
  • «День Господень» — свет или тьма : о чем говорит пророк Амос в Библии // Журнал Московской Патриархии: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2012. — № 10. — С. 76-80
  • Верить свидетельству других // Свидетельство: Традиции, формы, имена / сост. К. Б. Сигов. — Киев : Дух i лiтера, 2013. — 624 с. — С. 114—206
  • Слово Божие — реальность, созидающая церковную общину // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал. — 2013. — № 2 (63). — С. 96-108.
  • Библейские основы епископского служения // Церковь и время. 2013. — № 4 (65). — С.171-183.
  • Как звучат пророческие речи // Страницы: богословие, культура, образование. — 2013. — т. 17 — № 3. — С. 323—327
  • Странный брак, необычные дети : Комментарий к Книге пророка Осии // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2014. — № 4 (69). — С. 80-114.
  • Жанровое многообразие пророческих текстов // Страницы: богословие, культура, образование. — М. : Издательство ББИ, 2014. — т.18 — № 2. — С. 163—179
  • Общение и Евхаристия // Церковь и время. 2015. LXXI — N 2 (71). — С. 103—115
  • Расторгнутый и восстановленный завет. Комментарий к Книге пророка Осии, 2:2-23 // Церковь и время. 2015. LXXII. — № 3 (72). — С. 61-113
  • Мессианско-эсхатологические пассажи в Книге пророка Осии и их интерпретация в LXX и в Таргуме Йонатана // Страницы. 2015. — т. 19. — № 3. — С. 327—336
  • Критика культа у пророка Осии. Богословско-исторический комментарий к Ос 4:11-19 // Страницы. 2016. — т. 20. — N 2 — С. 183—200
  • Супружеская метафора в пророческой литературе // Церковь и время. 2016. LXXVI. — № 3 (76). — С. 103—114
  • Притчи о милосердии в 15-й главе Евангелия от Луки // Церковь и время. 2016. LXXV. — № 2 (75). — С. 83-92
  • Большие надежды. Временное правительство и русская церковь // Журнал Московской патриархии. 2017. — № 4. — С.64-69 (в соавторстве со священником Илиёй Соловьёвым)
  • Сиро-эфраимитская война // Ипатьевский вестник. 2017. — № 5
  • Святой Илия. Пророк с мечом в руке // Журнал Московской патриархии. 2018. — № 8 (921). — С. 60-66
  • Политика Израильского царства в последние годы его существования // Церковь и время. 2017. LXXХI — № 4 (81). — С. 101—126
  • О духовном наследии сирийских христиан // Церковь и время. 2017. LXXIХ. — N 2 (79). — С. 104—109
  • У Антиохийской Церкви всегда был живой интерес к Русской Церкви // Журнал Московской патриархии. 2018. — № 12 (925). — С. 66-71
  • Пророк Осия как «предтеча» Нового Завета // Журнал Московской патриархии. 2019. — N 3 (928). — С. 40-46
  • Новая Жизнь. Комментарий к книге пророка Осии, 14:2-9 // Церковь и время. 2019. LXXХVI. — № 1 (86) — С.79-97
книги
  • Книга Иисуса Навина. — Енисейск ; Madrid : [б. и.], 2003. — 206 с.
    • Книга Иисуса Навина. — М.: Издательство Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2005. — 208 с. — (Библейские и патрологические исследования).
    • Книга Иисуса Навина. — М. : ИД «Познание», 2017. — 270 с. — (Исследования Ветхого Завета). — ISBN 978-5-906960-15-3
  • Книга пророка Амоса: Введение и комментарий. — М. : Новоспасский мужской монастырь, 2012. — 400 с.
    • Книга пророка Амоса: Введение и комментарий. — Лиссабон: Издательство Porturusso, 2012. — 400 c.
    • Книга пророка Амоса: Введение и комментарий. — Спб.: Издательский дом «Познание», 2012. — 448 с. — (Исследования Ветхого Завета). — ISBN 978-5-91173-474-9.
  • Иберийская тетрадь: очерки, эссе. — Лиссабон: Porturusso, 2013. — 94 с.
  • Буква и Дух: Сборник статей и докладов по библеистике. — Бейрут: Meouchy & Zakaria, 2016. — 182 с.
    • Буква и Дух. Сборник статей и докладов по библеистике. Казань, изд-во «Плутон», 2020. — 320 с. — 200 экз.
  • Пророк и блудница : Комментарий к 1-3 главам Книги пророка Осии. — М. : Издательство ББИ, 2016. — X, 141 с. — (Современная библеистика). — ISBN 978-5-89647-352-7
  • Книга пророка Осии: Комментарий. — М. : Издательский дом «Познание», 2019. — 934 с. — (Исследования Ветхого Завета). — ISBN 978-5-906960-75-7
переводы
  • Энцо Бьянки. Оптина пустынь и русское старчество // Церковь и время. 2002. — № 21
  • Энцо Бьянки. Богословие красоты // Церковь и время. 2005. — № 33.
  • Божья любовь в псалмах. — М. : Издательство ББИ, 2014. — IХ, 92 с. ; 17 см. — (Современная библеистика). — Пер. изд. : L’amore di Dio nei Salmi / A. Mello. — 2005. — ISBN 978-5-89647-321-3
  • Альберто Мелло. Шехина в Евангелии от Матфея // Церковь и время. 2006. — № 35.
  • Энцо Бьянки. Миссия Сына продолжается в миссии Церкви // Церковь и время. 2006. — № 37
  • Мелло, Альберто. Божия любовь в псалмах // Церковь и время. 2007. — № 2 (39). — С. 49—91
  • Энцо, Бьянки. Преображение в Евангелии: библейско-духовная экзегеза // Церковь и время. 2007. — N 4 (41). — С. 105—116
  • Бьянки, Энцо. Духовное отцовство: библейские составляющие / Э. Бьянки; пер. иером. Арсений (Соколов) // Церковь и время. 2008. — N 4 (45). — С. 19-30
  • Энцо Бьянки. Отворить врата надежды // Церковь и время. 2009. — № 48.
  • Энцо Бьянки. Духовная борьба: библейские составляющие // Церковь и время. 2009. — № 49.
  • Энцо Бьянки. Эсхатологическое значение христианского праздника. «Церковь и время». 2010. — № 53.
  • Орацио Симиан-Йофре. Богословское послание книги пророка Амоса // Страницы. 2011. — № 15:2.
  • Сабино Кьяла. Исаак Ниневийский и его учение: между уединением и общением // Церковь и время. 2011. — № 54.
  • Сандро-Паоло Карбоне, Джованни Рицци. Таргум книги пророка Осии // Страницы. 2011. — № 15:3.
  • Адальберто Майнарди. Праздник Рождества Христова на Востоке и на Западе: исторические и богословские аспекты // Праздник: благодарение, освобождение, единение; сост. — К. Сигов. Изд-во «Дух i Лiтера», Киев, 2011.
  • Адальберто Майнарди. Время святых. Время Божие и время человеческое между Востоком и Западом // Встреча с братом. Христианское предание между Востоком и Западом". Киев, 2012. — С. 17-26.
  • Адальберто Майнарди. Смысл праздника // Встреча с братом. Христианское предание между Востоком и Западом. Киев, 2012. С. 286—302.
  • Альберто Мелло. Раши и его экзегетический метод // Скрижали. 2013. — № 6.
  • Орацио Симиан-Йофре. Амос и Осия о монархии, священстве и богослужении // Скрижали. 2015. — № 9.
  • Альберто Мелло, «Божья любовь в Псалмах» (Москва, изд-во ББИ, 2014).
  • Альберто Мелло, «Кто такие пророки? Грамматика пророчества» (Москва, изд-во ББИ, 2015).
  • Альберто Мелло, «Страсти пророков» (Москва, изд-во ББИ, 2016).
интервью
  • «Португалия — страна с очень древней церковной историей». Беседа с игуменом Арсением (Соколовым), настоятелем Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне (Португалия) // pravoslavie.ru, 16 октября 2009
  • Пророки всегда актуальны // orthedu.ru, 27.01.2012
  • «Православие на Ближнем Востоке». Светлый вечер с игум. Арсением (Соколовым) (24.11.2017) // radiovera.ru, 24 ноября 2017
  • «Православие в Португалии». Светлый вечер с игум. Арсением (Соколовым) (01.06.2018) // radiovera.ru, 1 июня 2018
  • «Исследование Ветхого Завета». Светлый вечер с архим. Сергием (Акимовым), игум. Арсением (Соколовым) (15.06.2018) // radiovera.ru, 15 июня 2018
  • «Зачем современному человеку читать Ветхий Завет?» Светлый вечер сигум. Арсением (Соколовым) (22.08.2018) // radiovera.ru, 22 августа 2018
  • «Ветхий Завет о Христе». Светлый вечер с игум. Арсением (Соколовым) (28.12.2018) // radiovera.ru, 28 декаюбря 2018
  • «Пророк Осия и его пророчества. Вопросы неофита». Игумен Арсений (Соколов) // radiovera.ru, 12 августа 2019
  • Игумен Арсений (Соколов): Книги мудрых Израиля — это земля, а книги пророков — это Небо // e-vestnik.ru, 4 сентября 2019

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: