Ташкентский метрополитен

17.12.2020

Ташкентский метрополитен (узб. Toshkent metropoliteni, Тошкент метрополитени) — система линий метрополитена в Ташкенте (Узбекистан). Первый метрополитен в Центральной Азии.

После открытия в 1977 году стал седьмым по счёту в СССР. По длине эксплуатируемых линий занимает 78-е место в мире и четвёртое — среди метрополитенов бывшего СССР (после Московского, Петербургского, Киевского).

В отличие от большинства бывших советских станций метро, система неглубокая (её аналог — Минский метрополитен). С 1980 года до начала 1990-х годов носил имя В. И. Ленина. Ташкентский метрополитен состоит из четырёх линий, протяженностью 52,6 километра и 38 станций.

Долгое время обслуживался ассоциацией «Ташгорпасстранс» («Тошшаҳартрансхизмат»), а 28 октября 2016 года вошёл в состав Узбекистанских железных дорог.

История строительства

Работы по строительству Ташкентского метрополитена начались в 1968 году, и первая линия (получившая позже название Чиланзарская) длиной 12,2 км с 9 станциями была запущена в 1977 году.

У истоков строительства стоял тоннельный отряд № 2, закончивший строительство тоннелей в Сибири и деривационного тоннеля в Андижане. Проектирование осуществлял специально созданный для строительства метро Ташкентский филиал Метрогипротранса (ныне Ташметропроект). В кратчайшие сроки была создана вся необходимая производственная база, организован выпуск бетонных конструкций и производство чугунных тюбингов.

Станция «Площадь Ленина» (ныне «Мустакиллик майдони») на марке СССР, 1979 год

Первый пусковой участок был сдан в эксплуатацию в ноябре 1977 года. Метрополитен в Ташкенте целиком мелкого заложения, большая часть перегонных тоннелей построена закрытым способом (щитовой проходкой). С самого начала сооружения метрополитена строились с учётом высокой сейсмичности региона (утверждается, что конструкции рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9 баллов по шкале MSK-64). Конечно, столь разрушительных землетрясений, как произошедшее в 1966 году, с тех пор в Ташкенте не было, но более слабые толчки, регулярно случающиеся в этом районе, метрополитен выдержал. Работа метрополитена ни разу не прерывалась с момента открытия первого участка.

По описаниям строительства, при проходке перегонных тоннелей строители столкнулись со сложным поведением лёссовых грунтов (которыми в основном и представлена геология Ташкента).

При работе механизированных щитов из-за вибрации механизмов происходило уплотнение массива (и соответственно уменьшение занимаемого грунтом объёма). В результате щиты неоднократно проваливались ниже проектной отметки и проводились сложные и дорогостоящие работы по их возврату на траекторию. В связи с этим явлением скорость проходки механизированными комплексами оказалась намного меньше скорости немеханизированных щитов, и в конечном итоге большая часть перегонных тоннелей была построена немеханизированными щитами.

Также установлена эвакуационная система пассажиров. В случае землетрясения все составы как можно быстрее достигают пункта назначения, после чего все пассажиры покидают составы, затем и саму станцию. Все действия сопровождаются работниками станций во избежание паники.

В Ташкентском метрополитене действует линейная система движения поездов с четырьмя пересадочными станциями.

Современное состояние

В 2019 году метрополитеном было перевезено 71,2 млн пассажиров. Учитывая, что Ташкент занимает площадь 334,8 км² и насчитывает более двух с половиной миллионов жителей, метрополитен является стратегически важной, но недостаточно загруженной транспортной системой. По всей очевидности это происходит из-за того, что некоторые ветки метро не доведены до наиболее населённых спальных жилых микрорайонов Ташкента, которые расположены на окраинах города: Каракамыш на северо-западе, Карасу и Феруза на северо-востоке, Сергели на юге. Жители этих районов в целях экономии средств, чтобы избежать пересадки, используют автобусы и маршрутное такси.

В метрополитене есть три метромоста через ташкентские каналы. Самый длинный метромост проложен между станциями «Новза» и «Миллий бог», второй — между станциями «Хамида Алимджана» и «Пушкинской». Оба метромоста — на Чиланзарской линии. Третий метромост расположен на Юнусабадской линии между станциями «Бадамзар» и «Шахристан».

В сентябре 2001 года стала действовать новая, третья линия метро — Юнусабадская. Строительство этой линии протяжённостью 6,4 км с шестью подземными станциями было завершено в конце августа. Первоначально новая линия метро ежедневно перевозила до 60 тыс. пассажиров, а общий ежедневный пассажирооборот достигал в начале 2000-х 450 тыс. человек. К настоящему времени он снизился в 3 раза и едва дотягивает до 150 тыс. человек.

В апреле 2011 года на некоторых станциях ташкентского метрополитена стали устанавливать металлодетекторы, но вскоре они были демонтированы.

В сентябре 2016 года в интернете появилась информация о дальнейшем развитии метрополитена, отображённая на его новой схеме:

Среди новых веток:

- линия протяженностью 13,9 километра от станции метро «Ойбек» через Аэропорт до Бинокора;

- линия протяженностью 9 километров недалеко от улицы Фаргона йули. Она пройдет от станции «Машиносозлар» и вплоть до Бектемира;

- линия протяженностью 11,6 километра от станции метро «Дустлик» через строящийся новый аэропорт «Ташкент Восточный» и до Янги шахара;

- линия протяженностью 6 километров от станции метро «Буюк ипак йули» и до Тракторного завода;

- линия-петля протяженностью 17,6 километра от станции метро «Беруни» через массивы Каракамыш, Ибн Сино, Урикзор, Изза, Ипподром и до станции «Олмазор».

В 2017 году начато строительство четвёртой линии — Сергелийской, это будет полностью надземная ветка метрополитена протяженностью 7,1 километров от конечной станции Чиланзарской линии «Алмазар» до жилых массивов Сергели и Спутник. В том же году развернулось строительство надземной Кольцевой линии.

2018 год

  • 1 июня — в метро официально разрешили фото и видеосъемку.

2019 год

  • 28 марта — презентован проект развития метрополитена до 2025 года. По плану, в 2025 году протяженность метро вырастет более чем в 4 раза до 157 километров, появится 74 станции, в том числе 17 пересадочных. Позже специалисты предложили достроить три подземные ветки метро, чтобы повысить эффективность работы общественного транспорта и загрузку подземки.

2020 год

  • С 22 марта по 15 августа 2020 года работа метрополитена была временно приостановлена в связи с пандемией COVID-19.
  • 29 августа — введены в эксплуатацию станции Юнусабадской линии «Юнусабад» и «Туркистон».
  • 30 августа — введен в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии (7 станций).
  • 1 сентября — объявлено о планах продления Чиланзарской линии до жилого массива ТТЗ.

Пользование метрополитеном

Оплата проезда

С 1994 до 1 ноября 2020 года в метро используются пластиковые жетоны для проезда. Таким образом, Ташкентский метрополитен станет шестым на постсоветском пространстве (после Москвы, Баку, Тбилиси, Харькова и Киева), отменившим жетонную оплату проезда в метро.

Первый эксперимент с вводом оплаты проезда банковскими картами был проведëн в 2003—2006 годах. Однако в связи с отсутствием на тот момент в мире технологий бесконтактных бакновских платежей транзакции обрабатывались гораздо медленнее, что в итоге привело к отмене данной системы

С 1 ноября 2020 года оплата в метрополитене Ташкента будет проходить только бесконтактным способом:

  • через единые транспортные карты «ATTO»
  • через банковские карты с чипом NFC (HUMO)
  • с помощью одноразового билета с QR-кодом.

Первые турникеты для бесконтактной оплаты были установлены на станции метро «Дружба Народов» 7 августа 2019 года.

С 15 августа 2019 года тариф за проезд в метрополитене установлен в размере 1400 узбекских сумов.

График работы

  • Чиланзарская, Узбекистанская и Кольцевая линии работают с 05:00 утра до 00:00. После 00:00 станции работают только на выход.
  • Юнусабадская линия работает с 06:00 утра до 23:00 вечера. После 23:00 станции работают только на выход.
  • В определённые дни, например связанные с празднованием «Курбан хайита» метро работает с 04:00 утра.

Сотовая связь и Интернет

В данный момент сотовая связь доступна на некоторых станциях метрополитена.

7 октября 2019 года на всех станциях ташкентского метрополитена заработал доступ к бесплатному Wi-Fi.

Линии Ташкентского метрополитена

Подвижной состав

Пассажирский подвижной состав

В 1977 году, к первому открытию метрополитена, в Ташкент было доставлено 20 четырёхвагонных составов, укомплектованных вагонами типов Еж3 (моторные головные) и Ем-508Т (моторные промежуточные), которые в 1985 году были полностью сняты с эксплуатации и стали первыми музейными вагонами Ташкентского метрополитена. С 1980 по 1993 год поступали составы модели 81-717/714, которые используются поныне (2020 г.). В 2001 году было закуплено пять новых составов 81-718/719, в 2019 — пять новых составов 81-765/766/767.

В 1980 году, к запуску второго участка Чиланзарской линии, начинается передача Ташкенту составов модели 81-717/714. Следующая передача 1984 года была предназначена для открытия Узбекистанской линии. С 1989 по 1993 год поступает модификация ".5". В общей сложности, к 1993 году, Ташкент получил в распоряжение 192 вагона (47 составов) 81-717 и 81-714. Стандартный цвет кузовов вагонов — голубой. Модель используется для обслуживания трёх линий: Чиланзарской, Узбекистанской и Юнусабадской. В 2012-13 годах планировалась поставка новых вагонов модификации ".6" — 81-717.6/714.6., но этого не произошло. Вместо этого было решено провести капитально-восстановительный ремонт и местную модернизацию некоторых составов 81-717/714 и 81-717.5/714.5 на Ташкентском вагоноремонтном заводе. Вагоны были выкрашены в белый и синий цвета с красными окантовками, а головные вагоны получили маску. Среди изменений в интерьере: облицовочные панели белого цвета, оранжевые двери, окна с откидывающимися форточками (вместо сдвижных), синие обивки пассажирских сидений, изогнутые вертикальные поручни оранжевого цвета и линолеум на полу. Первые модернизированные вагоны появились летом 2015 года на Чиланзарской линии; немного позже появился второй вариант оформления с другой, округлой маской головного вагона.

В начале сентября 2001 года российское ЗАО «Метровагонмаш» поставило «Ташгорпасстрансу» 20 вагонов модели 81-718/719 модификации ".0" и запасные части к ним на сумму $10,7 млн. Вагоны получили особые схему окраски и сочетание цветов: крыша, верхняя половина боковых стенок кузовов и двери были окрашены в салатовый цвет, нижняя половина — в голубой и разделительная полоса — в белый. Эксплуатация этой модели планировалась на Юнусабадской линии, но спустя некоторое время было решено использовать её для обслуживания Узбекистанской. С 2019 года все составы этой модели перестали получать комбинированную окраску при проведении плановых ремонтных работ, и единственным для них цветом стал голубой.

В конце июля 2019 года ЗАО «Метровагонмаш» выпустило первый четырёхвагонный состав модели «Москва» 81-765/766/767 модификации ".5", предназначенной для поставок к открытию первого участка наземной Кольцевой линии в Ташкенте. Приобретение составов данной модели обусловлено двумя важными причинами: недостаточным для обслуживания новых станций количеством имеющихся в депо подвижных составов и отсутствием рассчитанных на эксплуатацию под открытым небом моделей поездов. 19 сентября 2019 года 20 таких вагонов выехали в Ташкент, а в ночь с 28 на 29 сентября они добрались до места. 20 ноября 2019 года, после процедур по введению в эксплуатацию, состав 4001-4101-4102-4002 совершил свою первую поездку с пассажирами по Узбекистанской линии. За этим последовало введение в эксплуатацию остальных составов данной модели.

В Ташкентском метрополитене используются составы из 4 вагонов.

Обслуживает подвижной состав два депо: ТЧ-1 «Чиланзар» и ТЧ-2 «Узбекистан».

Электродепо

Проекты развития

Галерея

  • Станция «Хамида Алимджана».

  • «81-717/714» на станции «Дружбы народов», 2007 г.

  • Спуск на станцию «Чкаловскую» (ныне «Дустлик»), 2010 г.

  • «81-718/719» для Ташкентского метрополитена на станции «Чкаловской» (ныне «Дустлик»),
    2004 г.

  • «81-765/766/767» для Ташкентского метрополитена на территории завода «Метровагонмаш»,
    г. Мытищи, 2019 г.

  • Станция «Юнусабад», 2020 г.

  • Состав «Москва» 81-765/766/767 на станции «Дустлик-2», 2020 г.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: