Шадриков, Владимир Дмитриевич

17.12.2020

Владимир Дмитриевич Шадриков (род. 18 ноября 1939, Рыбинск, Ярославская область) — советский и российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Доктор психологических наук (1977), профессор (1978). Действительный член АПН СССР — РАО (с 1990).

Биография

Родился 18 ноября 1939 года в городе Рыбинске Ярославской области.

Закончил в 1962 году Физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского (ЯГПИ) по специальности «преподаватель математики и физики». В 1962—1965 годах преподаватель, директор средней школы в посёлке городского типа Эвенск Магаданской области. В 1965—1968 годах окончил аспирантуру кафедры психологии ЯГПИ; кандидатская диссертация на тему «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору».

С 1965 года преподаватель кафедры психологии ЯГПИ, доцент (1970). Участвовал в 1970-х годах в создании Факультета психологии открытого Ярославского государственного университета (ЯрГУ). В 1971—1982 годах был его деканом и заведующим кафедрой психологии труда и инженерной психологии. В 1976—1982 годах проректор ЯрГУ по учебной работе. В 1977 году защитил докторскую диссертацию «Системный подход в психологии производственного обучения». В 1982—1985 годах ректор ЯГПИ.

В 1985—1988 годах заместитель министра просвещения СССР. В 1988—1992 годах первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по народному образованию — Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1992 году заместитель председателя Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России. В 1993—1996 годах заместитель председателя Государственного комитета России по высшему образованию. В 1996—1998 годах первый заместитель министра, в 1998—2001 годах заместитель министра общего и профессионального образования России (с 1999 года — министра образования России). Помимо прочего занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. Был членом Советов по русскому языку (1995—1997) и по взаимодействию с религиозными объединениями (1999—2001) при Президенте России.

Заведующий кафедрой психологии младшего школьника Московского педагогического государственного университета.

С 2001 года профессор кафедры общей психологии и научный руководитель Факультета психологии Высшей школы экономики. Преподаёт также на Факультете начальных классов Московского педагогического государственного университета. Член редакционных советов журналов «Психологический журнал», «Экспериментальная психология».

Член-корреспондент АПН СССР (1982). Исполняющий обязанности президента АПН СССР (1989—1990). Действительный член АПН СССР — РАО (с 1990).

Изучает системогенез профессиональной деятельности, а также другие аспекты психологии профессионального обучения; способности индивида.

Шадриков является автором модели психологической системы деятельности, включающей следующие функциональные блоки:

  • мотивы деятельности;
  • цель деятельности;
  • программа деятельности;
  • информационная основа деятельности;
  • блок принятия решений;
  • подсистема деятельностно важных качеств.

Женат, имеет сына.

Труды

Автор более 130 научных работ в области психологии, в том числе более 20 монографий и учебных пособий, основные из которых:

  • Введение в психологическую теорию профессионального обучения.—Ярославль, 1981.
  • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.
  • Философия образования и образовательные политики. — М., 1994.
  • Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Издательская корпорация "Логос», 1996. — 320 с.
  • Способности человека. — М. — Воронеж, 1997.
  • Происхождение человечности. — М., 2001.
  • Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека. — М., 2002.
  • Ментальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с. ISBN 978-5-7567-0466-2.
  • Профессиональные способности. – М.: Университетская книга, 2010. – 320 с. ISBN 978-5-98699-134-4.

Награды

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ, 2001); орден Почёта за разработку Государственных стандартов высшего профессионального образования (2002); орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012)
  • Медали им. Н. К. Крупской (1989); К. Д. Ушинского (1989); А. С. Макаренко (1990).
  • Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1998).
  • Премия им. С. Л. Рубинштейна за цикл работ по психологии способностей (1996) и премия Президента РФ в области образования за комплекс работ «Отечественное направление в психологии творчества и одарённости» (1999).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: