Смоленский метромост


Смоленский метромост в Москве — однопролётный стальной арочный метромост через Москву-реку, расположенный между станциями «Смоленская» и «Киевская» Филёвской линии Московского метрополитена. Является старейшим метромостом в России. Движение поездов до станции «Киевская» открыто 20 марта 1937 года.

История

Авторы проекта — инженеры Н. П. Поликарпов, П. К. Антонов, архитекторы братья Константин Яковлев и Юрий Яковлев. Консультанты проекта — профессора МИИТ Николай Стрелецкий и Георгий Евграфов. Перед началом строительства второй очереди метрополитена был проведён конкурс проектов оформления моста, и из предложенных вариантов был избран самый скромный. Мост украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.

Мост двухпутный, с шириной междупутья 3,55 м. Трасса его в целом прямолинейная, а на правом берегу при выходе с моста начинается кривая малого радиуса — трасса уходит на юг, к Киевскому вокзалу.

В основе моста — две пологие главные арки, длиной 150,0 м со стрелой подъёма 11,04 м (7,4 %). Максимальная высота П-образного профиля арки 2,7 м (1,2 м у шарниров). Расстояние между арками — 9,5 м. Арки были выполнены по круговым лекалам, а после нагружения верхним строением пути приняли проектную параболическую форму. Материал — Сталь 5 (для второстепенных деталей — Сталь 3). Помимо главного пролёта, мост имеет пять береговых железобетонных арок, полная схема пролётов 19,225 + 20,5 + 19,225 + 150,0 + 19,225 + 19,225 м.

Речные устои моста опираются на массивные плоские кессоны, каждый размером 40,0×17,5 м (площадь свыше 700 кв. м.), заглублённых до известняковой плиты (глубина около 15 м).

5 апреля 1953 года движение поездов Арбатско-Филёвской линии было переведено на новую линию глубокого заложения с переименованием линии в Арбатско-Покровскую, регулярное движение по мосту прекращено. Оно было возобновлено 7 ноября 1958 года с открытием новой Филёвской линии, использовавшей метромост и станции 1935 и 1937 гг. постройки.

В 1978 году подходы к мосту были накрыты шумопоглощающим коробом, открытыми остались только участки над набережными и над рекой.

В 2005—2012 годах подход к мосту со стороны станции Смоленская был встроен в здание тяговой подстанции Т-5 [1] (недоступная ссылка) [2] Старое здание подстанции находящееся неподалёку, снесено. Освободившаяся земля отдана под строительство коммерческой недвижимости.

В кино

  • В одном из кадров документального фильма Дзиги Вертова «Колыбельная» (1937), посвящённого достижениям Советской власти за 20 лет, можно увидеть поезд, въезжающий на Смоленский метромост.
  • В фильме Верные друзья показан Смоленский метромост на фоне строящейся гостиницы Украина. Также показана панорама метромоста с 32-го этажа строящейся гостиницы [3]
  • Береговую часть моста со стороны Смоленской и проезжающие по ней поезда можно видеть в фильме «Берегись автомобиля».
  • В фильме Семь нянек показаны виды набережной и Москвы-реки из окна поезда метро, когда поезд въезжает на Смоленский метромост.
  • В фильме Джентльмены удачи показаны виды набережной и Москвы-реки, а также здание Министерства иностранных дел.
  • В фильме Опасные друзья показан Смоленский метромост на фоне праздничной иллюминации и салюта.
  • В фильме Страховой агент показан Смоленский метромост из окна кабины машиниста.
  • В начальных кадрах художественного фильма режиссёра Григория Александрова «Скворец и Лира» (1974 год) показаны кадры с метромостом и поездами метро на нём.
  • В фильме Ехали в трамвае Ильф и Петров показан панорамный вид во время проезда поезда по мосту.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: