Матушка Россия

16.12.2020

Матушка Россия (Россия-матушка, Мать-Россия, Матушка Русь) — национальная персонификация России внутри страны и за границей; важный компонент национальной идентичности, получивший отражение в литературе, искусстве, военной пропаганде, политической риторике, массовой культуре.

Политическая риторика

Материнский символ страны является значимым элементом российской политической культуры. Для подтверждения собственной легитимности власть использует идею иерогамии, священного брака «России-Матушки» и правителя, который представлен в качестве её защитника от угрожающих ей врагов, внешних и внутренних. Политическая оппозиция, в свою очередь, привлекает образ Родины, страдающей от произвола власти, которая объявляется неправедной и зачастую национально чуждой (например, в народничестве XIX века).

История

Средневековый период

В древнерусской культуре получил распространение образ Русской земли, изображаемой в женском, чаще всего материнском, облике. В XVI веке она приобретает вид Святорусской матери-земли (Святой Руси) под влиянием работ Максима Грека и Андрея Курбского:

Российская империя

В петровскую эпоху для обозначения государства чаще используется термин «Отечество», однако и образ России-Матери появляется в текстах Феофана Прокоповича и Гавриила Бужинского, а позднее В. Тредиаковского и М. Ломоносова. В последующие два столетия образ получает широкое распространение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, военной и политической пропаганде.

Екатерина II была властной самодержицей и потакала прихотям дворян, за что Сенат предложил ей принять титул «Мать Отечества», царица отказалась, но впоследствии титул негласно закрепился за ней, и верноподданные часто обращались к ней как «Матушка». Успехи Российской Империи в последней трети XVIII столетия тоже ассоциировались с Екатериной II.

Советский период

В период Октябрьской революции и Гражданской войны образ активно включается в пропаганду сторонников Белого движения, интерпретировавшую борьбу с большевиками в качестве сражения с «инородцами» как «угнетателями России-Матушки». Идея страдающей Родины характерна и для культуры Русского Зарубежья.

В идеологии большевизма с приоритетом классового над национальным («Пролетарии не имеют отечества») образ России-матушки игнорировался или же использовался как символ отсталости царской России, её косности, а также национального гнёта.

В советскую пропаганду материнский образ страны возвращается в образе Советской Родины-Матери, ставшем ключевым элементом советского патриотизма, в середине 1930-х гг. В отличие от дореволюционной «России-Матушки», Советская Родина представлена как мать всех народов СССР.

Образ стал одним из наиболее заметных в период Великой Отечественной войны, начало которой ознаменовалось появлением плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», ставшего символом своего времени. К материнскому образу страны отсылали такие сюжеты культуры военного времени, как мать, благословляющая сына на борьбу с врагом; мать, защищающая своё дитя; страдания советских женщин.

В период Холодной войны материнский символ страны используется в практиках коммеморации, в легитимации власти в СССР, а также в идеологической конфронтации с Западом. Образ скорбящей Родины-Матери, оплакивающей своих сыновей и дочерей, павших в Великой Отечественной войне, подчеркивал роль страны в борьбе за мир против американских империалистов как «поджигателей войны» (Один из наиболее известных — на Пискарёвском мемориальном кладбище). Силу и непобедимость СССР символизировал другой лик Родины-Матери — воительницы с мечом в руках (монументы в Волгограде, Киеве, Калининграде).

Постсоветский период

Распад СССР сопровождался деконструкцией символов советской эпохи, включая Родину-Мать, что отразилось в возникновении альтернативных женских образов России (мачехи, публичной женщины).

Оппозиция 1990-х активно использовала образ униженной России-Матушки для критики «антинародного» режима Б. Ельцина.

Для 2000-х годов характерны «реабилитация» властью образа России-Матушки и включение его во внутриполитическую и внешнеполитическую пропаганду и демографическую политику, а также в репрезентации страны как полиэтнического и многоконфессионального государства.

Образ популярен в современной российской культуре, включая музыку и поэзию, помещается на рекламные плакаты, спортивные баннеры и др.

«Россия-Матушка» в зарубежной культуре

«Россия-Матушка» является важным компонентом западного взгляда на Россию, будучи призванным обозначить подлинную русскость и показать отличие России от Запада.

С одной стороны, «Россия-Матушка» вызывает симпатию благодаря своей открытости, душевности, близости к природе, братству, преодолевающему западный эгоизм.. С другой стороны, этим термином пользуются, характеризуя «архаичность» России, её «нецивилизованность», русский национализм. Получил широкое распространение в западной массовой культуре, появляясь в фильмах, беллетристике, карикатурах, поп-музыке, компьютерных играх.

  • Mütterchen Russland — песня из альбома Veni Vidi Vici австрийского певца Nachtmahr (кавер группы Xe-NONE на русском языке также включен в этот альбом).
  • Mother Russia — песня из альбома No Prayer for the Dying группы Iron Maiden.
  • В тексте песни Panzerkampf группы Sabaton.
  • Mother Russia — песня группы Renaissance.
  • Mother Russia — песня из альбомам Floodland группы The Sisters of Mercy.
  • Mother Russia (Doctor Who audio) — аудиодрама, поставленная по мотивам британского сериала «Доктор Кто».
  • «For Mother Russia!» — боевой клич русского борца Зангиева в популярной игре Street Fighter IV.
  • Mother Russia — персонаж комикса Kick-Ass.
  • Muva Russia — микстейп американского хип-хоп исполнителя Fat Trel.
  • Россия-матушка, примеры изображений
  • «Россия—за правду». Плакат. 1914.

  • «Согласие». Лубок. 1914.

  • «Россия». Н. Лаверецкий. 1896.

  • «Народное ополчение». Ф. Толстой. 1816.

  • «В жертву Интернационала». Белогвардейский плакат. 1920.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: